Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа
№ 10»Свердловская область, г. Артемовский, ул. Пригородная, 2 А
Тел.: 8(343 63)26773, e-mail: artschool10@mail.ru сайт: https://10art.uralschool.ru/
Приложение 2 к адаптированной
основной общеобразовательной
программе образования
обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
(утверждено 30.08.2023)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Чтение»
1-4 класс
1 вариант
1.Пояснительная записка.
Чтение является важным учебным предметом в образовании обучающихся с
умственной отсталостью. Его направленность на социализацию личности обучающегося, на
коррекцию и развитие речемыслительных способностей, формирование эмоционального
отношения к действительности и нравственных позиций поведения подчеркивает
значимость обучения чтению обучающихся с данной категории.
Задачами изучения учебного предмета "Чтение" являются:
воспитание у обучающихся интереса к чтению;
формирование техники чтения: правильного и выразительного чтения, обеспечение
постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;
формирование навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух,
шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного,
сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного
анализа; развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы
педагогического работника, спрашивать обучающихся о непонятных словах, делиться
впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные
картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ.
2.Общая характеристика учебного предмета
Обучение грамоте осуществляется на основе звукового аналитико-синтетического
метода, в который внесен ряд изменений. Основными критериями отбора материала по
чтению в МБОУ «СОШ №10», рекомендованного для изучения в начальных классах в
соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями - 1 вариант) являются его доступность и практическая
значимость.
Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания
материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с
жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию
полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач
из ближайшего социального окружения; синтетическим методом обучения грамоте
частично используется слоговой метод обучения.
В процессе чтения большое внимание уделяется пониманию смысла речевого
материала, с которым работают учащиеся. Этой цели подчиняется не только работа со
словом, предложением, текстом, но и со звуком, слогом. Школьники учатся воспринимать
букву и слог как часть, кусочек слова и трансформировать их в слово.
3.Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для первого класса (I')-IV классов, курс
чтения в первом классе рассчитан на 99 ч. (33 учебные недели). Во 2,3,4 классах 136 ч (34
учебных недели).
4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и
социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими становление социальных отношений, обучающихся в различных
средах.
Личностные результаты освоения АООП должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
пересказ содержания прочитанного текста по вопросам; участие в
коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
выразительное чтение наизусть 5 - 7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по
семантике и структуре слова - по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном
голоса и темпом речи;
ответы на вопросы педагогического работника по прочитанному тексту;
определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
чтение текста молча с выполнением заданий педагогического работника;
определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности
(после предварительного разбора);
пересказ текста по частям с опорой на вопросы педагогического работника, картинный план
или иллюстрацию; выразительное чтение наизусть 7 - 8 стихотворений.
5.Содержание учебного предмета
Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества
(пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие
рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о
жизни обучающихся и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и
этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и
необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом
прошлом.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об
отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни обучающихся, их
дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы,
поговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение
целыми словами вслух и "про себя". Формирование умения самоконтроля и самооценки.
Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания,
выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных
диалогов).
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.
Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части,
составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под
руководством педагогического работника. Составление картинного плана. Пересказ текста
или части текста по плану и опорным словам.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание
заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы
о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.
6.Тематическое планирование 1 класс
3 часа в неделю, 99 часов в год
№
Тема
Содержание образования
Основные виды
деятельности
Кол-во
часов
1
Добукварный
период
Знакомство с понятием
«вертикальные и
горизонтальные линии».
Знакомство с понятием
«предложение» и его
условнографическим
изображением. Составление
предложений с опорой на
ситуационную картинку,
Подбор слов и предложений
по теме «Домашние
животные и их детёныши».
Составление слов и
предложений по предметной
картинке «Зоопарк», их
кодирование и чтение.
Составление, кодирование и
чтение предложений с опорой
на иллюстрацию. Знакомство
с делением предложения,
состоящего из двух слов, на
слова.
Составление предложений из
трёх слов на слова.
Составление предложений из
трёх слов их
условнографическое
изображение и чтение.
Знакомство с понятием
«вертикальные и
горизонтальные линии».
Знакомство с понятием
«предложение» и его
условнографическим
изображением. Составление
предложений с опорой на
ситуационную картинку.
Подбор слов и предложений
по теме «Домашние животные
и их детёныши». Составление
слов и предложений по
предметной картинке
«Зоопарк», их кодирование и
чтение. Составление,
кодирование и чтение
предложений с опорой на
иллюстрацию. Знакомство с
делением предложения,
состоящего из двух слов, на
слова.
Составление предложений из
трёх слов на слова.
Составление предложений из
трёх слов их
условнографическое
изображение и чтение.
29
2
Букварный
период
Техника чтения
Составление и письмо
условно-графического
изображения предложения,
состоящее из трёх слов.
Знакомство с деление слова на
слоги, «чтение» и
условнографическое
изображение слов.
Деление слова на слоги,
«письмо» и «чтение» слов
слитно и по слогам.
Составление и «чтение»
предложений из двух-трёх
слов с опорой на иллюстрацию
и условнографическую запись.
Знакомство с новой формой
условно-графической записи
предложения.
Выделение звука А в начале
слова, фиксация его
условнографическим
изображением в схеме слова
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква А.
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Уу
Чтение звукоподражательных
слов Ау, Уа
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Мм.
Составление и чтение
открытых (закрытых) слогов с
буквой М (ам, ум) Составление
и чтение открытых (закрытых
ам, ум) и прямых (открытых
ма, му) слогов. Закрепление
пройденного материала
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Оо.
Составление и чтение
обратных и прямых слогов с
буквами Аа, Уу, Мм, Оо
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Хх.
Составление и чтение
обратных и прямых слогов с
буквами Аа, Уу, Мм, Оо, Хх.
Составление и письмо
условно-графического
изображения предложения,
состоящее из трёх слов.
Знакомство с деление слова на
слоги, «чтение» и
условнографическое
изображение слов.
Деление слова на слоги,
«письмо» и «чтение» слов
слитно и по слогам.
Составление и «чтение»
предложений из двух-трёх слов
с опорой на иллюстрацию и
условно-графическую запись.
Знакомство с новой формой
условно-графической записи
предложения.
Выделение звука А в начале
слова, фиксация его
условнографическим
изображением в схеме слова.
Знакомство и дальнейшая
70
тренировка. Звук и буква А.
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Уу
Чтение звукоподражательных
слов Ау, Уа
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Мм.
Составление и чтение
открытых (закрытых) слогов с
буквой М (ам, ум) Составление
и чтение открытых (закрытых
ам, ум) и прямых (открытых
ма, му) слогов. Закрепление
пройденного материала
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Оо.
Составление и чтение
обратных и прямых слогов с
буквами Аа, Уу, Мм, Оо
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Хх.
Составление и чтение
обратных и прямых слогов с
буквами Аа, Уу, Мм, Оо, Хх.
Закрепление пройденного
материала
Закрепление пройденного
материала
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Сс.
Чтение и сравнительный
звукобуквенный анализ
прямых и обратных слогов.
Закрепление пройденного
материала.
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Нн
Дифференциация звуков М и
Н. Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Ыы
Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами. Закрепление
пройденного материала
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Лл
Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами. Закрепление
пройденного материала
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Вв
Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами. Закрепление
пройденного материала
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Ии
Дифференциация звуков (ы) и
(и). Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами.
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Шш
Составление, чтение слогов,
слов, предложений с буквой
Шш. Закрепление пройденного
материала. Дифференциация
звуков (с) и (ш).
Практические упражнения в
чтении слов со слогами ши
Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Сс.
Чтение и сравнительный
звукобуквенный анализ
прямых и обратных слогов.
Закрепление пройденного
материала
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Нн
Дифференциация звуков М и
Н. Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Ыы
Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами. Закрепление
пройденного материала
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Лл
Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами. Закрепление
пройденного материала
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Вв
Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами. Закрепление
пройденного материала
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Ии
Дифференциация звуков (ы) и
(и). Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами.
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Шш
Составление, чтение слогов,
слов, предложений с буквой
Шш. Закрепление пройденного
материала.
Дифференциация звуков (с) и
(ш).
Практические упражнения в
чтении слов со слогами ши
Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами. Закрепление
пройденного материала
буквами. Закрепление
пройденного материала
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква П
Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами. Закрепление
пройденного материала
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Тт
Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами. Закрепление
пройденного материала
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Кк
Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами. Закрепление
пройденного материала
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Зз.
Дифференциация звуков (з) и
(с). Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами.
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Рр
Дифференциация звуков (р) и
(л). Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами.
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Йй
Дифференциация звуков (и) и
(й). Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами.
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Жж
Дифференциация звуков (ж) и
(ш). Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами.
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Бб
Дифференциация звуков (б) и
(п). Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами.
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква П
Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами. Закрепление
пройденного материала
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Тт
Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами. Закрепление
пройденного материала
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Кк
Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами. Закрепление
пройденного материала
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Зз.
Дифференциация звуков (з) и
(с). Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами.
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Рр
Дифференциация звуков (р) и
(л). Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами.
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Йй
Дифференциация звуков (и) и
(й). Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами.
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Жж
Дифференциация звуков (ж) и
(ш). Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами.
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Бб
Дифференциация звуков (б) и
(п). Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами.
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Дд
Дифференциация звуков (д) и
(т). Чтение слогов, слов и
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Дд
Дифференциация звуков (д) и
(т). Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами.
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Гг
Дифференциация звуков (г) и
(к). Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами.
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Буква ь
Чтение слов с Ь
Чтение слов со стечением
согласных. Закрепление
пройденного материала
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Буква Е
Закрепление пройденного
материала. Чтение изученных
слоговых структур Знакомство
и дальнейшая тренировка.
Буква Я Закрепление
пройденного материала.
Чтение изученных слоговых
структур.
Дифференциация букв А и Я
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Буква Ю
Закрепление пройденного
материала. Чтение изученных
слоговых структур.
Дифференциация букв У и Ю
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Буква Ё
Закрепление пройденного
материала. Чтение изученных
слоговых структур. Знакомство
и дальнейшая тренировка. Звук
и буква Ч Закрепление
пройденного материала.
Чтение изученных слоговых
структур.
Практические упражнения в
чтении слов с ча, чу
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Ф
Закрепление пройденного
материала. Чтение изученных
слоговых структур.
предложений с изученными
буквами.
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Гг
Дифференциация звуков (г) и
(к). Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами.
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Буква ь
Чтение слов с Ь
Чтение слов со стечением
согласных. Закрепление
пройденного материала
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Буква Е
Закрепление пройденного
материала. Чтение изученных
слоговых структур Знакомство
и дальнейшая тренировка.
Буква Я Закрепление
пройденного материала.
Чтение изученных слоговых
структур.
Дифференциация букв А и Я
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Буква Ю
Закрепление пройденного
материала. Чтение изученных
слоговых структур.
Дифференциация букв У и Ю
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Буква Ё
Закрепление пройденного
материала. Чтение изученных
слоговых структур. Знакомство
и дальнейшая тренировка. Звук
и буква Ч Закрепление
пройденного материала. Чтение
изученных слоговых структур.
Практические упражнения в
чтении слов с ча, чу Знакомство
и дальнейшая тренировка. Звук
и буква Ф Закрепление
пройденного материала. Чтение
изученных слоговых структур.
Дифференциация букв В и Ф
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Ц
Дифференциация букв В и Ф
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Ц
Закрепление пройденного
материала. Чтение изученных
слоговых структур.
Дифференциация букв Ц и С
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Э
Закрепление пройденного
материала. Чтение изученных
слоговых структур.
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Щ
Закрепление пройденного
материала. Чтение изученных
слоговых структур.
Практические упражнения в
чтении слов с ча, ща, чу, щу
Буква ъ. Чтение и
дифференциация слов с ь и ъ
Закрепление пройденного
материала.
Закрепление пройденного
материала. Чтение изученных
слоговых структур.
Дифференциация букв Ц и С
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Э
Закрепление пройденного
материала. Чтение изученных
слоговых структур.
Знакомство и дальнейшая
тренировка. Звук и буква Щ
Закрепление пройденного
материала. Чтение изученных
слоговых структур.
Практические упражнения в
чтении слов с ча, ща, чу, щу
Буква ъ. Чтение и
дифференциация слов с ь и ъ
Закрепление пройденного
материала.
Итого:
99 ч
Поурочное планирование 1 класс
3 часа в неделю, 99 часов в год
Добукварный период (29 часов)
№
Тема
1.
2.
Выявление представлений детей о празднике школы 1 сентября.
Звуки вокруг нас. Различение неречевых звуков окружающей
действительности
Выявление представлений детей о цветах.
Различение неречевых звуков окружающей действительности.
Воспроизведение сказки «Курочка Ряба» с использованием элементов
драматизации
Звуки вокруг нас.
Различение неречевых звуков окружающей действительности.
Выявление представлений детей о цвете предметов окружающей
действительности
Знакомство с понятием «слово» и его условно-графическим изображением
Условно-графическая фиксация слова с последующим его «чтением»
Выявление представлений детей о форме предмета. Ознакомление с
символом формы
Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Три медведя»
Закрепление понятия «форма» предмета
Подбор слов и их условно-графическая фиксация с последующим
«чтением» к картинке на сюжет сказки «Репка»
«Чтение» условно-графической записи слов сходных по звучанию
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Знакомство с понятием «вертикальные и горизонтальные линии»
Знакомство с понятием «предложение» и его условно-графическим
изображением
Составление предложений с опорой на ситуационную картинку, с
последующим чтением их в условно-графической записи
Подбор слов и предложений по теме «Домашние животные и их детёныши»
Составление слов и предложений по предметной картинке «Зоопарк», их
кодирование и чтение
Составление, кодирование и чтение предложений с опорой на иллюстрацию
Знакомство с делением предложения, состоящего из двух слов, на слова
Составление предложений из трёх слов на слова
Составление предложений из трёх слов их условно-графическое
изображение и чтение
Составление и письмо условно-графического изображения предложения,
состоящее из трёх слов
Знакомство с делением слова на слоги, «чтение» и условно-графическое
изображение слов
Деление слова на слоги, «письмо» и «чтение» слов слитно и по слогам
Составление и «чтение» предложений из двух-трёх слов с опорой на
иллюстрацию и условно-графическую запись
Знакомство с новой формой условно-графической записи предложения
Выделение звука А в начале слова, фиксация его условно-графическим
изображением в схеме слова
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Букварный период (70 часов)
№
Тема
Звук и буква А.
Звук и буква Уу
Чтение звукоподражательных слов Ау, Уа
Звук и буква Мм.
Составление и чтение открытых (закрытых) слогов с буквой М (ам, ум)
Составление и чтение открытых (закрытых ам, ум) и прямых (открытых
10А, му) слогов. Закрепление пройденного материала
Звук и буква Оо.
Составление и чтение обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм,
Оо
Звук и буква Хх.
Составление и чтение обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм,
Оо, Хх. Закрепление пройденного материала
Звук и буква Сс.
Чтение и сравнительный звукобуквенный анализ прямых и обратных
слогов. Закрепление пройденного материала
Звук и буква Нн.
Дифференциация звуков М и Н. Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами
Кол-во
часов
Звук и буква Ыы
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление
пройденного материала
Звук и буква Лл
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление
пройденного материала
Звук и буква Вв
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление
пройденного материала
Звук и буква Ии
Дифференциация звуков (ы) и (и). Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами.
Звук и буква Шш
Составление, чтение слогов, слов, предложений с буквой Шш.
Закрепление пройденного материала
Дифференциация звуков (с) и (ш).
Практические упражнения в чтении слов со слогами ши
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление
пройденного материала
Звук и буква П
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление
пройденного материала
Звук и буква Тт
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление
пройденного материала
Звук и буква Кк
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление
пройденного материала
Звук и буква Зз.
Дифференциация звуков (з) и (с). Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами.
Звук и буква Рр
Дифференциация звуков (р) и (л). Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами.
Звук и буква Йй
Дифференциация звуков (и) и (й). Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами.
Звук и буква Жж
Дифференциация звуков (ж) и (ш). Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами.
Звук и буква Бб
Дифференциация звуков (б) и (п). Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами
Звук и буква Дд
Дифференциация звуков (д) и (т). Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами.
Звук и буква Гг
Дифференциация звуков (г) и (к). Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами
Буква ь
Чтение слов с Ь
Чтение слов со стечением согласных. Закрепление пройденного материала
Буква Е
Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых
структур
Буква Я
Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых
структур. Дифференциация букв А и Я
Буква Ю
Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых
структур. Дифференциация букв У и Ю
Буква Ё
Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых
структур.
Звук и буква Ч
Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых
структур. Практические упражнения в чтении слов с ча, чу
Звук и буква Ф
Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых
структур. Дифференциация букв В и Ф
Звук и буква Ц
Резервный урок по теме «Проверка техники чтения.»
Резервный урок по теме «Чтение изученных слоговых структур.
Дифференциация букв Ц и С. Звук и буква Э»
Резервный урок по теме «Звук и буква Щ. Чтение изученных слоговых
структур.»
Резервный урок по теме «Практические упражнения в чтении слов с ча,
ща, чу, щу»
Резервный урок по теме «Буква ъ. Чтение и дифференциация слов с ь и ъ»
Резервный урок по теме «Чтение изученных слоговых структур.»
Резервный урок по теме «Закрепление пройденного материала.»
1
Тематическое планирование 2 класс
4 часа в неделю, 136часов в год
№
Тема
Содержание образования
Основные виды
деятельности
Кол-во
часов
1
2
3
Устное народное Жанры устного народного
творчества: считалки, потешки,
творчество
загадки, пословицы.
Сказки. Представления о добре
и зле.
Картины родной природы.
Рассказы, стихи, сказки и
научно-популярные статьи о
природе в разные времена года,
о красоте родной земли,
олицетворение природы в
представлениях наших предков
(духи леса. воды, земли).
Внеклассное
Чтение детских книг русских и
зарубежных писателей. Знание
чтение.
заглавия и автора произведения.
Ориентировка в книге по
оглавлению.
Навыки чтения
Сознательное. правильное.
выразительное и беглое чтение
словосочетанием, в трудных
случаях - целым словом в
соответствии с нормами
литературного произношения.
Использование простых по
содержанию и структуре слов,
отрывков из текста учебника
для совершенствования навыка
беглого чтения. Чтение про
себя при выполнении
различных заданий.
Выразительное чтение
произведений с отработкой
логических ударений,
синтаксических пауз, тона
голоса и темпа речи,
перечислительной интонации
при однородных членах.
Труд и развлечения
детей, их помощью
взрослым. Сказки.
Представления о добре
и зле.
Картины родной
природы.
35
Чтение детских книг
русских и зарубежных
писателей. Отчет о
прочитанной книге.
5
Сознательное.
правильное.
выразительное и беглое
чтение
45
словосочетанием, в
трудных случаях целым словом в
соответствии с нормами
литературного
произношения.
4
5
Итого:
Рассказы и стихи о повадках
животных, об отношении к ним
человека.
Из прошлого нашего народа
Рассказы, стихи, научно
популярные статьи, содержащие
краткие и доступные сведения
об именитых людях прошлого и
настоящего России
(полководцы, писатели,
художники).
Спешите делать добро.
Рассказы, стихи, народные и
литературные сказки,
помогающие освоению
нравственных эталонов,
принятых в обществе людей. Из
произведений зарубежных
писателей.
Детские рассказы, стихи, сказки
о жизни в разных странах.
Работа с текстом Анализ текста по вопросам.
. Техника чтения Постановка проблемных
вопросов, соотнесение
содержания, прочитанного с
опытом учащихся.
Развитие у учащихся умения
ставить вопросы к тексту.
Выделение темы и идеи
произведения, соотнесение того
или другого с заглавием текста.
Полный или частичный пересказ
произведения. Правильное
использование средств связи
предложений и частей текста.
Передача событий от лица
разных героев. Нахождение
слов, употребляемых в
прямом и переносном
значении, их объяснение.
Обсуждение вопросов о
причинах выбора автором того
или иного слова.
Передача с помощью авторских
слов характера героев, отношения
автора к ним.
О животных
Спешите делать добро. 40
Рассказы, стихи,
народные и
литературные сказки,
помогающие освоению
нравственных эталонов,
принятых в обществе
людей.
Анализ текста по
вопросам. Полный или
частичный пересказ
произведения.
11
136 ч
Поурочное планирование 2 класс
4 часа в неделю, 136часов в год
№
Тема
Кол-во
часов
1
Прочитай!
1
2
Все куда-нибудь идут. По В. Голявкину
1
3
Первый урок
1
4
5
6
Мы рисуем
Грибной лес ( в сокращении). Я. Аким
Слон Бэби (отрывок). По В. Дурову
1
1
1
7
8
9
Птичья школа ( в сокращении). Б. Заходер
Осенние подарки. По Н. Сладкову
В парке
1
1
1
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Прочитай!
Падают, падают листья… М. Ивенсен
Осенний лес. По В. Корабельникову
Всякой вещи своё место. По К. Ушинскому
Прочитай!
Хозяин в доме. Д. Летнёва
Зачем дети ходят в школу? По В. Голявкину
Серый вечер. По А. Тумбасову
Проверь себя!
Одна буква. По А. Шибаеву
Слоги (в сокращении). А Усачёв
Дразнилка. По С. Иванову
Черепаха. К. Чуковский
Шумный Ба- Бах. Дж. Ривз
Прочитай!
Загадки
Доскажи словечко
Кто квакает, кто крякает, а кто каркает
Проверь себя!
Лиса и волк (Русская народная сказка)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30
31
32
33
34
Гуси и лиса (Русская народная сказка)
Лиса и козёл (Русская народная сказка)
Мышка вышла гулять. По Л. Толстому
Прочитай!
Волк и баран. (Литовская сказка)Сказка о том, как зайцы испугали серого волка.
По С. Прокофьевой
Рак и ворона. (Литовская сказка)
Заяц и черепаха ( Казахская сказка)
Благодарный медведь (Мордовская сказка)
Прочитай!
1
1
1
1
1
35
36
37
38
1
1
1
1
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
Как белка и заяц друг друга не узнали (Якутская сказка)
Волк и ягнёнок (Армянская сказка)
Умей обождать (Русская народная сказка)
Проверь себя!
Умная собака (Индийская сказка)
Прочитай!
Я домой пришла! По Э. Шиму
Лошадка (Русская народная присказка)
Кролики. По Е. Чарушину
Баран. В. Лифшиц
Храбрый утёнок. По Б. Житкову
Всё умеют сами. По Э. Шиму
Котёнок. М. Бородицкая
Прочитай!
Три котёнка. По В. Сутееву
Петушок с семьёй. По К. Ушинскому
Упрямые козлята
Пёс (в сокращении). В. Лифшиц
Проверь себя!
Первый снег ( в сокращении). Я Аким
Большой снег. По Э. Киселёвой
Снежный колобок. По Н. Калининой
Снеговик- новосёл. По С. Вангели
Воробышкин домик. По Е. Шведеру
зимние картинки ( в сокращении). Г. Галина
Миша и Шура. Е. Самойлова
Купили снег. Ш. Галиев
Буратиний нос. По Г. Юдину
Живи, ёлочка! (в сокращении). И. Токмакова
Про ёлки. По В. Сутееву
Коньки купили не напрасно. По В. Голявкину
Ромашки в январе. По М. Пляцковскому
21.01
Мороз и заяц ( Русская народная сказка)
Вьюга (Литовская народная песенка)
На лесной полянке. По Г. Скребицкому
Проверь себя!
Коля заболел. По А Митту
Подружки рассорились. Д. Летнёва
Вязальщик. По В. Голявкину
Самокат. Г. Ладонщиков
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
79
80
81
82
83
Скамейка, прыгуны-гвоздики и Алик. По Э. Киселёвой
Торопливый ножик. По Е. Пермяку
Вьюга. По В. Сухомлинскому
Трус. По И. Бутмину
Как я под партой сидел. По В. Голявкину
1
1
1
1
1
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96-97
98
99
100
101
102
103
104
105-106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
Петя мечтает ( в сокращении). Б. Заходер
Мёд в кармане. По В. Витка
Канавка. По В. Донниковой
Назло солнцу ( Узбекская сказка)
Мостки. А. Барто
Песенка обо всём. По М. Дружининой
Лемеле хозяйничает. Л. Квитко
Неряха. По Туричину
Проверь себя
Март. Я. Аким
Невидимка. По Ю. Ковалю
Праздник мам. В. Берестов
Подарок к празднику ( По рассказу В. Драгунского «Рыцари»)
Снег и заяц (Бурятская сказка)
Помощники весны. Г. Ладонщиков
Лягушонок. По М. Пришвину
Весна. Г. Ладонщиков
Барсук. По Е. Чарушину
Весенняя песенка. С. Маршак
На краю леса. По И. Соколову- Микитову
Подходящая вещь. По В. Голявкину
Деньки стоят погожие… ( в сокращении) М. Пляцковский
Ручей и камень. По С. Козлову
Как птицы лису проучили ( Русская народная сказка)
Вкусный урок. По Т. Шарыгиной
Почему скворец весёлый? С. Косенко
Храбрый птенец. Э. Шим
Кому пригодилась старая Митина шапка. По М. Быкову
Проверь себя!
Лосёнок. По Г. Цыферову
Игра ( в сокращении). О. Дриз
Удивление первое. Г. Циферов
Осьминожек. По Г. Снегирёву
Друзья. По С. Козлову
Необыкновенная весна. По С. Козлову
Не понимаю. Э. Мошковская
Кот Иваныч. По Г. Скребицкому
золотой луг. По М. Пришвину
Неродной сын. ( По рассказу В. Бианки «Кошкин выкормыш»)
Подарок. Ю. Кушак
Всё здесь. Я. Тайц
Небесный слон. По В. Бианки
Светляки. По И. Соколову- Микитову
Проверка техники чтения.
Резервный урок на тему «Петушок и солнышко. Г. Цыферов»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
131
132
133
134
135
136
Итого:
Резервный урок на тему «Повторение по произведению. Г. Цыферова Петушок и 1
солнышко. Чтение по ролям"
Резервный урок на тему «Поход. С. Махотин. Раки. По Е. Пермяку»
1
Резервный урок на тему «Повторение по произведениям С. Махотина Поход и Е. 1
Пермяка Раки. Выразительное чтение по выбору»
Резервный урок на тему «В гости к лету. В. Викторов. Отчего так много света? 1
И. Мазнин»
Резервный урок на тему «Повторение по произведениям В. Викторова В гости к 1
лету и И. Мазнина Отчего так много света? Выразительное чтение по выбору.»
«Резервный урок на тему Закрепление пройденного материала. Проверь себя!»
1
136 ч
Тематическое планирование 3 класс
4 часа в неделю, 136часов в год
№
1
2
Тема
Устное
народное
творчество
Содержание образования
Основные виды
деятельности
Труд и развлечения детей,
их помощью взрослым.
Сказки. Представления о
добре и зле.
Картины родной природы.
Кол-во
часов
Жанры устного народного
30
творчества: считалки, потешки,
загадки, пословицы.
Рассказы, стихи, сказки и
научнопопулярные статьи о
природе в разные времена года, о
красоте родной земли,
олицетворение природы в
представлениях наших предков
(духи леса. воды, земли). Светские
и православные праздники в разные
времена года. Труд и развлечения
детей, их помощью взрослым.
Чтение детских книг русских 5
Внеклассное Чтение детских книг русских и
и зарубежных писателей.
зарубежных писателей. Знание
чтение.
Отчет о прочитанной книге.
заглавия и автора произведения.
Ориентировка в книге по
оглавлению. Ответы на вопросы о
прочитанном, пересказ. Отчет о
прочитанной книге.
3
Навыки
чтения
4
О животных
Сознательное. правильное.
выразительное и беглое чтение
словосочетанием, в трудных
случаях - целым словом в
соответствии с нормами
литературного произношения.
Чтение про себя при выполнении
различных заданий. Выразительное
чтение произведений с отработкой
логических ударений,
синтаксических пауз, тона голоса и
темпа речи, перечислительной
интонации при однородных членах.
Рассказы и стихи о повадках
животных, об отношении к ним
человека.
Из прошлого нашего народа
Рассказы, стихи, научнопопулярные
статьи, содержащие краткие и
доступные сведения об именитых
людях прошлого и настоящего
России (полководцы, писатели,
художники).
Спешите делать добро. Рассказы,
стихи, народные и литературные
сказки, помогающие освоению
нравственных эталонов, принятых
в обществе людей.
Сознательное. правильное.
выразительное и беглое
чтение словосочетанием, в
трудных случаях — целым
словом в соответствии с
нормами литературного
произношения.
50
Спешите делать добро.
Рассказы, стихи, народные и
литературные сказки,
помогающие освоению
нравственных эталонов,
принятых в обществе людей.
40
Работа
5
с
текстом
Техника
чтения
Итого:
Анализ текста по вопросам.
Анализ текста по вопросам.
Постановка проблемных вопросов, Полный или частичный
соотнесение содержания
пересказ произведения.
прочитанного с опытом учащихся.
Развитие у учащихся умения
ставить вопросы к тексту.
Выделение темы и идеи
произведения, соотнесение того или
другого с заглавием текста.
Деление текста на части,
составление простого плана под
руководством учителя.
Осознание последовательности и
причинности событий.
Определение мотивов поступков
действующих лиц. их оценка.
Полный или частичный пересказ
произведения. Правильное
использование средств связи
предложений и частей текста.
Передача событий от лица разных
героев.
Формирование внимания к
авторскому слову: самостоятельное
выделение незнакомых слов в
тексте, выяснение их значения.
Обсуждение вопросов о причинах
выбора автором того или иного
слова.
Передача с помощью авторских
слов характера героев, отношения
автора к ним.
136 ч
11
Поурочное планирование 3 класс
4 часа в неделю, 136 часов в год
№
1
2
3
4
5
6
7
Кол-во
часов
Тема
Сентябрь! М. Садовский
Весёлая улица. По В. Воскобойникову
Первое сентября. В. Берестов
Завтра в школу ( По рассказу В. Драгунского «Первый день»)
Пятёрки. По Э. Шиму
Смешинка. Котёнок хочет в школу. В. Берестов
Кто лучшим будет. В. Бирюков
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
Обида. По В. Хомченко
Наша учительница. А. Аксёнова. Школьные загадки
Осень. О. Высотская
Последний лист. По Ю. Ковалю
«Осень. Обсыпает весь наш бедный сад…» (в сокращении) А. Толстой
Сентябрь на дворе ( По рассказу Н. Сладкова «Кто куда»)
Воробей. В. Степанов
Лето на верёвочке. По А. Барков
Улетают, улетели… Е. Благинина
Смешинка. Ворона и синица. По Э. Шиму
За кормом для птиц ( По рассказу Л. Воронковой «Танины дела»)
В октябре. Г. Ладонщиков
Страшный невидимка. По Н. Сладкову
Осень наступила… А. Плещеев
Сказка об осеннем ветре. По Н. Абрамцевой. Доскажи словечко (Осенние
загадки). Н. Майданик
Всё для всех. Ю. Тувим
Работа. По Д. Габе
Мои помощники. В. Орлов
Смешинка. С. Васильева
Бабушка и внучка ( По рассказу А. Потаповой «Бабушкина наука»)
Повара. Б. Заходер
Сюрприз. По М. Дружининой
Маргаритка. О. Высотская
Пуговица. По В. Хомченко. Портниха. Г. Ладонщиков
Пуговица. В. Осеева
Смешинка. А. Усачёв
Как я помогал маме мыть пол. По. В. Голявкину
Как Алёшке учиться надоело. По С. Баруздину
Чем пахнут ремёсла ( в сокращении). Дж. Родари
Лисята ( По рассказу Е. Чарушина « Путешественники»)
Смешинка. Лисица и Ёж. По Н. Сладкову
Заяц. Е. Тараховская. Ёж. По М. Пришвину
Смешинка. А. Богданова
Материнская забота. По А. Баркову
Белёк. По Г. Снегирёву
Пин и Гвин. В. Приходько
Галка. По Б. Житкову
Куриный воспитанник. По В. Гаранжину
Добрый Волк. По М. Тарловскому
47
48
49
50
51
Живая шляпа. По Н. Носову
Смешинка. По Л. Вершинину
Котята. По Н. Павловой
Кошкин щенок ( в сокращении). В. Берестов
Сердитый дог Буль. По М. Пляцковскому
1
1
1
1
1
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
Лиса и журавль ( Русская народная сказка)
1
Храбрый баран ( Русская народная сказка)
1
Лиса и тетерев ( Русская народная сказка)
1
Овечка и волк ( Украинская народная сказка)
1
Медведь и пчёлы (Башкирская народная сказка)
1
Тигр и лиса (Таджикская народная сказка)
1
Лиса и куропатка (Французская народная сказка)
1
Куцый Хвост (Абхазская народная сказка)
1
Глупый котёнок (Удмуртская народная сказка)
1
Ой ты, зимушка- зима! (Русская народная песня)
1
Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз. По В. Бианки
1
Декабрь. М. Садовский
1
Как ёлку наряжали. По Л. Воронковой
1
Смешинка. О. Григорьев
1
В новогоднюю ночь. С. Попов
1
Смешинка. По В. Ячменёвой
1
Как Дед Мороз сделал себе помощников. По А. Усачёву
1
Такой вот герой. По А. Потаповой
1
Зима (отрывок) С. Есенин
1
Подарок. С. Суворова
1
У Ники новые лыжи. По В. Голявкину
1
С прогулки. И. Шевчук
1
Неудачная находка. По М. Быковой
1
Детство ( в сокращении). И. Суриков
1
Смешинка. О. Григорьев
1
Что за зверь? По Е. Чарушину
1
Не стучать- все спят! По Э. Шиму
1
Зайка. В. Степанов
1
Еловая каша. По Н. Сладкову
1
Снежок ( в сокращении). З. Александрова
1
Коллективная печка. По С. Баруздин. Доскажи словечко (Зимние загадки). В. 1
Аникин, Н. Майданик
Снегирь и Синичка. По А. Ягафаровой
1
Птица- синица. По В. Хомченко
1
Дельный совет. Г. Ладонщиков
1
Смешинка. Положили на подушки. Г. Лагздынь
1
Косточка. По Л. Толстому
1
Праздничный стол. По С. Георгиеву
1
За игрой. В. Береств
1
Бревно. С. Баруздин
1
Как Артёмка котёнка спас. А. Седугин
1
Подвиг ( По рассказу В. Осеевой «Мечтательт»)
1
Смешинка. Девочка- копушка. И. Демьянов
1
Лесные доктора. По В. Бирюкову
1
«Зима недаром злится…» Ф. Тютчев
1
Весенняя песня. По В. Бирюкову
1
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
Итого:
Веснянка (Украинская народная песня)
Сосулька. По Э. Шиму
Выгляни, Солнышко… (Русская народная сказка)
Мамин портрет. С. Вербова
Разноцветный подарок. П. Синявский
Тихо-тихо. А. Седугин
Лицом к весне. Р. Сеф
Ледоход. С. Вербова
Сон Медвежонка. По Р. Фархади
Медведь проснулся. Г. Ладонщиков
Смешинка. З. Хасанова, С. Шамсутдинова
Заяц на дереве. По В. Бианки
Наши гости. С. Погореловский
Скворушка. По Г. Скребицкому
Весенняя гостья. И. Белоусов
Пчёлки на разведках. По К. Ушинскому
Тюльпаны. По А. Баркову. Доскажи словечко (Весенние загадки). Е. Савельева
Перепутаница. Р. Фархади
Эхо. По Г. Остеру
Кто кем становится ( в сокращении). А. Шибаев
Волшебный барабан. А. Усачёв
Шишки. М. Пляцковский
Портрет. По Ю. Степанову
Булочная песенка. М. Боролицкая
Скворец на чужбине. Г. Ладонщиков
Наше Отечество (отрывок). По К. Ушинскому
Флаг России. По Т. Кудрявцевой
Главный город страны. М. Ильин
Песня. В Степанов
День победы. А. Усачёв
Страшный клад. По С. Алексееву
Что такое лето? А. Усачёв
Проверка техники чтения.
Резервный урок на тему «Что сказала бы мама? По Л. Воронковой»
Резервный урок на тему «Повторение по произведению Л. Воронковой Что
сказала бы мама? Пересказ.»
Резервный урок на тему «Куда исчез гриб? По В. Хомченко»
Резервный урок на тему «Повторение по произведению В. Хомченко Куда
исчез гриб? Чтение по ролям»
Резервный урок на тему «Ёж-спаситель. По В. Бианки.»
Резервный урок на тему «Повторение по произведению В. Бианки Ёж-спаситель.
Чтение по ролям»
Резервный урок на тему «Закрепление пройденного материала. Проверь себя!»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
136 ч
Тематическое планирование 4 класс
4 часа в неделю, 136часов в год
№
1
2
3
Тема
Содержание образования
Устное народное Жанры устного народного
творчества: считалки,
творчество
потешки, загадки, пословицы.
Рассказы, стихи, сказки и
научно-популярные статьи о
природе в разные времена
года, о красоте родной земли,
олицетворение природы в
представлениях наших
предков (духи леса. воды,
земли). Светские и
православные праздники в
разные времена года. Труд и
развлечения детей, их
помощью взрослым.
Внеклассное
Чтение детских книг русских
и зарубежных писателей.
чтение.
Знание заглавия и автора
произведения. Ориентировка в
книге по оглавлению. Ответы
на вопросы о прочитанном,
пересказ. Отчет о
прочитанной книге.
Навыки чтения
Сознательное. правильное.
выразительное и беглое
чтение словосочетанием, в
трудных случаях - целым
словом в соответствии с
нормами литературного
произношения. Чтение про
себя при выполнении
различных заданий.
Выразительное чтение
произведений с отработкой
логических ударений,
синтаксических пауз, тона
голоса и темпа речи,
перечислительной
интонации при однородных
членах.
Основные виды
деятельности
Труд и развлечения детей,
их помощью взрослым.
Сказки. Представления о
добре и зле.
Картины родной природы.
Кол-во
часов
35
Чтение детских книг
русских и зарубежных
писателей. Отчет о
прочитанной книге.
5
Сознательное. правильное.
выразительное и беглое
чтение словосочетанием, в
трудных случаях - целым
словом в соответствии с
нормами литературного
произношения.
55
4
О животных
Техника чтения
5
Работа с текстом
Итого:
Рассказы и стихи о повадках
животных, об отношении к
ним человека.
Из прошлого нашего народа
Рассказы, стихи,
научнопопулярные статьи,
содержащие краткие и
доступные
сведения
об
именитых людях прошлого и
настоящего
России
(полководцы,
писатели,
художники).
Из произведений зарубежных
писателей
Детские рассказы, стихи,
сказки о жизни в разных
странах.
Анализ текста по вопросам.
Постановка проблемных
вопросов, соотнесение
содержания, прочитанного с
опытом учащихся.
Развитие у учащихся умения
ставить вопросы к тексту.
Выделение темы и идеи
произведения, соотнесение
того или другого с заглавием
текста.
Деление текста на части,
составление простого плана
под руководством учителя.
Осознание
последовательности и
причинности событий.
Определение мотивов
поступков действующих лиц.
их оценка.
Полный или частичный
пересказ произведения.
Правильное использование
средств связи предложений и
частей текста. Передача
событий от лица разных
героев.
Спешите делать добро.
Рассказы, стихи, народные
и литературные сказки,
помогающие освоению
нравственных эталонов,
принятых в обществе
людей.
30
Анализ текста по
вопросам. Полный или
частичный
пересказ
произведения.
11
136 ч
Поурочное планирование 4 класс
4 часа в неделю, 136 часов в год
№
Тема
Колво
часов
1
2
Снова в школу. По Н. Носову
Жил- был учитель. Э. Машковская
1
3
Чему учат в школе. М. Пляцковский
1
4
Поздравление. По Ю. Ермолаеву
1
5
Как Маруся дежурила. По Е. Шварцу
1
6
Шум и Шумок. По Е. Ильиной
1
7
Почему сороконожки опоздали на урок. В. Орлов
1
8
Три желания Вити. По Л. Каминскому
1
9
Читалочка. В. Берестов
1
10
Зарубите на носу. По М. Бартеневу
1
11
Загадки
1
12
Обобщающий урок по разделу
1
13
Жёлтой краской кто-то. Н. Антонова
1
14
Осенняя сказка. По Н. Абрамцевой
1
15
Подарки осени. Е. Благинина
1
16
Лесные подарки. По Л. Воронковой
1
17
Лес осенью. А. Твардовский
1
18
В осеннем лесу. По В. Путилиной
1
19
Славная осень. Н. Некрасов
1
20
Отчего осень грустна. По Э. Шиму
1
21
Осень. К. Бальмонт
1
22
Три сойки. По Ю. Ковалю
1
23
Холодная зимовка. По Н. Сладкову
1
24
Скучная картина. А. Плещеев
1
25
Сказка про маленького жучка. По О. Иваненко
1
26
Пчёлы и мухи. По К. Ушинскому
1
27
Время листьям опадать. По Г. Граубину
1
1
28
Загадки
1
29
Обобщающий урок по разделу
1
30
Пекла кошка пирожки. Русская потешка
1
31
Сенокос. Чешская потешка
1
32
Карусели. По Л. Пантелееву
1
33
Прятки. По Н. Носову
1
34
Считалки
1
35
Жмурки. По М. Булатову
1
36
Обобщающий урок по разделу
1
37
Бодливая корова. По К. Ушинскому
1
38
Упрямый котёнок. По В. Бирюкову
1
39
Пушок. По В. Гаранжину
1
40
Томка. По Е. Чарушину
1
41
Охотник и собаки. По Б. Житкову
1
42
Чук заболел. По Л. Матвеевой
1
43
Хитрый бурундук. Г. Снегирёв
1
44
Барсучья кладовая. По А. Баркову
1
45
Гостья. По А. Дорохову
1
46
Игрушки лисят. Г. Корольков
1
47
Лиса. По Ю. Дмитриеву
1
48
Загадки
1
49
Обобщающий урок по разделу
1
50
Миша –мастер. Г. Ладонщиков
1
51
Пичугин мост. По Е. Пермяку
1
52
Михаськин сад. В. Хомченко
1
53
Когда люди радуются. По С. Баруздину
1
54
Про каникулы и полезные дела. По Ю. Ермолаеву
1
55
Котёнок. Е. Благинина
1
56
Птичка. В. Голявкин
1
57-58
Обобщающий урок по разделу
1
59
Снег идёт. По Л. Воронковой
1
60-61
Снегурочка. А. Слащёв
1
62
Зима. И. Суриков
1
63
Декабрь. С. Маршак
1
64-65
Ёлка. По В. Сутеев
1
66
Вечер под Рождество. По Л. Клавдиной
1
67
Где лежало «спасибо»? Р. Тимершин
1
68-69
На горке. По Н. Носову
1
70-71
Лисичка-сестричка и волк. Русская народная сказка
1
72
Как Солнце с Морозом поссорились. А. Бродский
1
73
Зимняя сказка. П. Головкин
1
74-75
Митины друзья. Г. Скребицкий
1
76
Снежная шапка. В. Бирюков. Загадка. Е. Благинина. Загадка. Е. Тараховская
1
77
В шубах и шапках. По А. Тумбасову. Загадка. А. Рождественская
1
78
Не ветер бушует над бором Н. Некрасов
1
79
Находчивый медведь. По В. Бианки
1
80
Зимние приметы. По А. Спирину
1
81-82
Обобщающий урок по разделу
1
83
Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову
1
84
Одни неприятности. Г. Остер
1
85
Однажды утром. М. Пляцковский
1
86
Почему комары кусаются. В. Бирюков
1
87
Вот какой рассеянный. С. Маршак
1
88
Две лишние коробки. По О. Кутузову
1
89
Отвечайте, правда ли? Г. Чичинадзе
1
90
Обобщающий урок по разделу
1
91
Март. В. Алфёров
1
92-93
Восьмое Марта. По М. Фроловой
1
94
Забота. Е. Благинина
1
95
Бабушкина вешалка. По А. Соколовскому
1
96
Последняя льдина. По В. Бианки. Загадки (первые три)
1
97
Весна. А. Плещеев
1
98
Скворцы прилетели. По А. Баркову. Загадка (последняя)
1
99
Всему свой срок. По Э. Шиму
1
100
Полюбуйся, весна наступает. И. Никитин
1
101
Весенний вечер. По Ю. Ковалю
1
102
Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву
1
103
Обобщающий урок по разделу
1
104-105
Хаврошечка. Русская народная сказка
1
106-107
Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке. Русская народная сказка
1
108
У лукоморья дуб зеленый. А. Пушкин
1
109
Подарки феи. По Ш. Перро
1
110
Горшочек каши. Братья Гримм
1
111
Наши сказки. По В. Порудоминскому
1
112-113
Обобщающий урок по разделу
1
114
Царь-колокол. М. Ильин
1
115
Город на Неве. С. Васильева
1
116
Где всего прекрасней на земле. Д. Павлычко
1
117
Сочинение на тему. С Вербова
1
118
Какое это слово? По Л. Кассилю
1
119
Главное дело. По Б. Никольскому
1
120
Зашита. А. Усачёв
1
121
Никто не знает, но помнят все. По Л. Кассилю
1
122
День Победы. Т. Белозёров
1
123
Обобщающий урок по разделу
1
124
Ливень. С. Козлов. Тучка. Г. Граубин
1
125
Проверка техники чтения.
1
126
Хитрый одуванчик. Н. Павлова
1
127
Резервный урок на тему «Н. Павлова Хитрый одуванчик. Чтение по ролям»
1
128
Резервный урок на тему «Встреча со змеёй. По А. Дорохову»
1
129
Резервный урок на тему «А. Дорохова Встреча со змеёй. Чтение по ролям»
1
130
Резервный урок на тему «Летний снег. А. Бродский»
1
131
Резервный урок на тему «А. Бродского Летний снег. Пересказ»
1
132
Резервный урок на тему «После зимы будет лето. В Голявкин»
1
133
Резервный урок на тему «В Голявкина После зимы будет лето. Чтение по ролям» 1
134
Резервный урок на тему «Хозяюшка. О. Тарнопольская.»
1
135
Резервный урок на тему «О. Тарнопольской Хозяюшка. Пересказ»
1
136
Резервный урок на тему «Обобщающий урок по разделу»
1
Итого:
136 ч
Учет рабочей программы воспитания
С учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ№10» (модуль «Школьный
урок») воспитательный потенциал урока реализуется через:
•
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
•
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
•
использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе;
•
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
•
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока;
•
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
•
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,
что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
Выбор тех или иных форм и способов воспитательной работы на уроке учитель
определяет самостоятельно в соответствии с целями и задачами урока.
7.Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса, реализуемого на основе примерной рабочей программы по русскому языку для
первого класса по достижению планируемых результатов освоения АООП образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1),
представлено следующими объектами и средствами:
Учебно-методическое обеспечение:
Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Первый класс. Русский язык. Чтение
(обучение грамоте). Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте. Методические
рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную
основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Учебник:
Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1). - В 2-х ч.
Технические средства:
-компьютер, персональный компьютер (ноутбук).
Учебно-практическое оборудование:
-касса букв и слогов;
-раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал,
геометрические фигуры и тела);
-наборы предметных и сюжетных картинок;
-карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.);
-слоговые таблицы;
-дидактические игры;
-образца написания букв;
-мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты; -конструктор.