Наставничество
Методические рекомендации по внедрению
методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций,
осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования,
в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (перейти)
Наставничество — универсальная
технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций,
метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение,
основанное на доверии и партнерстве.
Программа наставничества — комплекс мероприятий и
формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника
и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Целевая модель наставничества — система условий,
ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в
образовательных организациях.
Методология наставничества — система концептуальных
взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и
практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия
наставника и наставляемого.
Потенциальные наставники:
- обучающиеся, мотивированные помочь
сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных
вопросах;
- педагоги, заинтересованные в
тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической
атмосферы;
- родители обучающихся– активные участники
родительских или управляющих советов, организаторов досуговой
деятельности, с активной гражданской позицией;
- выпускники, заинтересованных в поддержке
своей школы;
- сотрудники предприятий, заинтересованных в подготовке
будущих кадров;
- успешные
предприниматели или общественные деятели,
которые чувствуют потребность передать свой опыт;
- сотрудники
некоммерческих организаций и участники социальных
проектов.
Основные принципы наставника, способствующие
организации эффективного сотрудничества и реализации всех задач программы
наставничества, могут быть выражены следующим набором категорий:
- Принятие
- Умение слушать
- Умение слышать
- Умение задавать вопросы
- Равенство
- Честность и открытость
- Надежность
- Последовательность
Организаторы наставнической деятельности должны
исходить из того, что эта деятельность не требует от наставника специальных
навыков, что наставники — это по определению люди, обладающие хорошими
качествами для подражания.
Важно, чтобы будущие наставники соответствовали
ряду общих требований к ним:
|
Наставники слушают |
Они поддерживают зрительный контакт и
посвящают наставляемым все свое внимание. |
|
Наставники рекомендуют |
Наставники помогают наставляемым найти
направление в жизни, но не подталкивают их. |
|
Они дают представление о перспективах
дальнейшей жизни подростка, определяют цели и приоритеты. |
|
|
Наставники обучают |
Наставники рассказывают о жизни и
собственной карьере. |
|
Наставники представляют свой опыт |
Наставники помогают наставляемым
избежать ошибок и извлечь уроки из хороших решений. |
|
Наставники доступны |
Наставники доступны в качестве ресурса и
источника совета. |
|
Наставники критикуют, но конструктивно |
При необходимости наставники указывают
области, которые нуждаются в улучшении, всегда сосредоточив внимание на
поведении наставляемого, но никогда не на его/ее характере. |
|
Наставники поддерживают |
Независимо от того, насколько
болезненный опыт имеет наставляемый, наставник продолжает поощрять его
учиться и совершенствоваться. |
|
Наставники точны |
Наставники дают конкретные советы о том,
что было сделано хорошо или что может быть исправлено, что было достигнуто, а
также показывают преимущества различных действий. |
|
Наставники неравнодушны |
Наставник интересуется успехами
наставляемых в школе, планировании карьеры, а также в их личном развитии. |
|
Наставники успешны |
Наставники не только успешны сами по
себе, но они также способствуют успехам других людей. |
|
Наставники вызывают восхищение |
Наставники, как правило, пользуются
уважением в своих организациях и в обществе. |