Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа № 10»Свердловская область, г. Артемовский, ул. Пригородная, 2 А
Тел.: 8(343 63)26773, e-mail: artschool10@mail.ru сайт: https://10art.uralschool.ru/
Приложение 12 к
адаптированной основной
общеобразовательной программе
образования обучающихся с
умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
(утверждено 30.08.2023)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Математика»
(5-9 класс)
1 вариант
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана на
основе:
–
Федерального государственного образовательного стандарта
(далее –
ФГОС)
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
–
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы (ФАООП) обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
–
Адаптированной основной общеобразовательной программы
(АООП МБОУ «СОШ №10») образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1.
Курс математики в старших классах является логическим продолжением
изучения этого предмета на I этапе обучения. Распределение учебного
материала, так же, как и на предыдущем этапе, осуществляются
концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от
исключительно
практического
изучения
математики
к
практикотеоретическому изучению, но с обязательным учетом значимости
усваиваемых знаний и умений в формировании жизненных компетенций.
В процессе обучения математике в V - IX классах решаются следующие
задачи:
формирование и развитие математических знаний и умений,
необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой
деятельности; используемых в повседневной жизни; коррекция недостатков
познавательной деятельности и повышение
уровня общего развития; воспитание положительных качеств
и свойств личности.
2. Общая характеристика учебного предмета
Математика является важной составляющей частью образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Овладение математическими знаниями и умениями является необходимым
условием успешной социализации обучающихся, формированием у них
жизненных компетенций.
Основные задачи реализации содержания математики:
–
овладение началами математики (понятием числа, вычислениями,
решением арифметических задач и другими).
2
–
овладение
способностью
пользоваться
математическими
знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач
(ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени,
температуры в различных видах практической деятельности).
–
развитие способности использовать некоторые математические
знания в жизни.
–
формирование начальных представлений о компьютерной
грамотности.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического
мышления школьников. Программа предусматривает формирование умений
действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план
действий и следовать ему при решении учебных и практических задач,
осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу,
делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата.
Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного
овладения компьютерной грамотностью.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для
развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений
распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои
действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и
действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует
содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать
полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения
задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и
в ходе изучения других школьных дисциплин.
Обучение школьников математике на основе данной программы
способствует развитию и совершенствованию основных познавательных
процессов (включая воображение и мышление, память и речь).
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее
последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет
соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного
материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний,
отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при
освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов),
для постоянного совершенствования базовых учебных действий.
Учебный предмет «Математика», предназначенный для обучения детей
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9
классах, представляет собой интегрированный курс, состоящий из
арифметического материала и элементов наглядной геометрии.
3
Основные
критерии
отбора
математического
материала,
рекомендованного для изучения в 5-9 классах в соответствии с требованиями
ФГОС
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и АООП МБОУ «СОШ №10» – его
доступность и практическая значимость. Доступность проявляется, прежде
всего, в том, что объем математического материала существенно снижен, а
содержание заметно упрощено по сравнению с курсом обучения математике
обучающихся с нормальным интеллектуальным развитием в соответствии с
ФГОС ООО. Это связано с тем, что для овладения новыми знаниями детям с
умственной отсталостью требуется больше времени и усилий, нежели их
нормально развивающимся сверстникам. Практическая значимость
заключается в тесной связи изучения курса математики с жизненным опытом
детей, формированием у них умения применять полученные знания на
практике.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Математика» входит в предметную область
«Математика» и относится к обязательной части учебного плана образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа реализуется с 5 по 9 класс.
В соответствии с Учебным планом МБОУ «СОШ №10» образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
вариант 1 для V-IX классов, курс математики в 5 классе – на 136 ч (34 учебные
недели), в 6 классе – на 136 ч (34 учебные недели); в 7 классе – на 102 ч (34
учебные недели); в 8 классе – на 102 ч (34 учебные недели); в 9 классе – на 102
ч (34 учебные недели).
Количество часов в неделю, отводимых на изучение математики в 5-9
классах, определено учебным планом МБОУ «СОШ №10» образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
для V-IX классов, и составляет по 3 часа в 7-9 классах и по 4 часа в 5-6 классах.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного
предмета
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП МБОУ «СОШ №10» в предметной
области «Математика» предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных и предметных. Личностные результаты включают овладение
обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми
для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими
становление социальных отношений обучающихся в различных средах.
4
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения в
усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования – введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты
освоения АООП МБОУ «СОШ №10» образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося,
социально значимые ценностные установки.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение
обучающимися математическими знаниями и умениями и представлены
дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному.
Минимальный уровень освоения АООП в предметной области
«Математика» является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем,
как особо указывается в АООП МБОУ «СОШ №10», отсутствие достижения
этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к
получению ими образования по этому варианту программы.
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества
и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки.
К личностным результатам освоения относятся:
1)
осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину;
2)
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории
и культуре других народов;
3)
сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5)
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
6)
владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и
невербальными
коммуникативными
компетенциями,
использование
доступных информационных технологий для коммуникации;
5
7)
способность к осмыслению социального окружения, своего места
в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8)
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9)
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
10)
способность
к
осмыслению
картины
мира,
ее
временнопространственной
организации;
формирование
целостного,
социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве
природной и социальной частей;
11)
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12)
развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
13)
сформированность установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
14)
проявление готовности к самостоятельной жизни.
АООП МБОУ «СОШ №10» определяет два уровня овладения
предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень: знание числового ряда чисел в пределах 100
000; чтение, запись и
сравнение целых чисел в пределах 100 000; знание
таблицы сложения однозначных чисел;
знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев
деления; письменное выполнение арифметических действий с числами в
пределах 100 000 (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное
число) с использованием таблиц умножения, алгоритмов письменных
арифметических действий, микрокалькулятора (легкие случаи); знание
обыкновенных и десятичных дробей; их получение, запись,
чтение;
выполнение арифметических действий (сложение, вычитание, умножение
и деление на однозначное число) с десятичными дробями, имеющими в записи
менее 5 знаков (цифр), в том числе с использованием микрокалькулятора;
знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц
измерения стоимости, длины, массы, времени; выполнение действий с
числами, полученными при измерении величин; нахождение доли величины и
величины по значению ее доли (половина,
6
треть, четверть, пятая, десятая часть); решение простых арифметических задач
и составных задач в 2 действия; распознавание, различение и называние
геометрических фигур и тел (куб, шар, параллелепипед), знание свойств
элементов многоугольников
(треугольник, прямоугольник, параллелограмм); построение с помощью
линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов,
многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости;
Достаточный уровень: знание числового ряда чисел в пределах 1 000 000;
чтение, запись и
сравнение чисел в пределах 1 000 000; знание таблицы сложения однозначных
чисел, в том числе с переходом
через десяток; знание табличных случаев умножения и получаемых из них
случаев
деления; знание названий, обозначений, соотношения крупных и мелких
единиц
измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема; устное
выполнение арифметических действий с целыми числами, полученными при
счете и при измерении, в пределах 100 (простые случаи в пределах 1 000 000);
письменное выполнение арифметических действий с многозначными
числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000; знание
обыкновенных и десятичных дробей, их получение, запись,
чтение; выполнение арифметических действий с десятичными дробями;
нахождение одной или нескольких долей (процентов) от числа, числа по
одной его доли (проценту); выполнение арифметических действий с целыми
числами до 1 000 000 и десятичными дробями с использованием
микрокалькулятора и проверкой вычислений путем повторного использования
микрокалькулятора; решение простых задач в соответствии с программой,
составных задач в
2 - 3 арифметических действия; распознавание, различение и называние
геометрических фигур и тел
(куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);
знание
свойств
элементов
многоугольников
(треугольник,
прямоугольник,
параллелограмм),
прямоугольного
параллелепипеда;
вычисление площади прямоугольника, объема прямоугольного
параллелепипеда (куба); построение с помощью линейки, чертежного
угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников,
окружностей в разном положении на плоскости, в том числе симметричных
относительно оси, центра симметрии; применение математических знаний для
решения профессиональных
7
трудовых задач; представления о персональном компьютере как техническом
средстве, его основных устройствах и их назначении.
5. Содержание учебного предмета
Нумерация. Чтение и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды.
Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение и упорядочение многозначных чисел.
Единицы измерения и их соотношения. Величины (стоимость, длина,
масса, емкость, время, площадь, объем) и единицы их измерения. Единицы
измерения стоимости: копейка (1 коп.), рубль (1 руб.). Единицы измерения
длины: миллиметр (1 мм), сантиметр (1 см), дециметр (1 дм), метр (1 м),
километр (1 км). Единицы измерения массы: грамм (1 г), килограмм (1 кг),
центнер (1 ц), тонна (1 т). Единица измерения емкости - литр (1 л). Единицы
измерения времени: секунда (1 сек.), минута (1 мин.), час (1 ч., сутки (1 сут.),
неделя (1 нед.), месяц (1 мес.), год (1 год), век (1 в.). Единицы измерения
площади: квадратный миллиметр (1 кв. мм), квадратный сантиметр (1 кв. см),
квадратный дециметр (1 кв. дм), квадратный метр (1 кв. м), квадратный
километр (1 кв. км). Единицы измерения объема: кубический миллиметр (1
куб. мм), кубический сантиметр (1 куб. см), кубический дециметр (1 куб. дм),
кубический метр (1 куб. м), кубический километр (1 куб. км).
Соотношения между единицами измерения однородных величин.
Сравнение и упорядочение однородных величин.
Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины,
массы.
Запись чисел, полученных при измерении длины, стоимости, массы, в
виде десятичной дроби и обратное преобразование.
Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и
деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий.
Все виды устных вычислений с разрядными единицами в пределах 1 000
000; с целыми числами, полученными при счете и при измерении, в пределах
100, легкие случаи в пределах 1 000 000.
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления
многозначных чисел.
Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.
Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное
действие, оценка достоверности результата).
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя
мерами, без преобразования и с преобразованием в пределах 100 000.
8
Умножение и деление целых чисел, полученных при счете и при
измерении, на однозначное, двузначное число.
Порядок действий. Нахождение значения числового выражения,
состоящего из 3 - 4 арифметических действий.
Использование микрокалькулятора для всех видов вычислений в
пределах 1 000 000 с целыми числами и числами, полученными при измерении,
с проверкой результата повторным вычислением на микрокалькуляторе.
Дроби. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая,
тысячная). Получение долей. Сравнение долей.
Образование, запись и чтение обыкновенных дробей. Числитель и
знаменатель дроби. Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей с
одинаковыми числителями, с одинаковыми знаменателями.
Смешанное число. Получение, чтение, запись, сравнение смешанных
чисел.
Основное
свойство
обыкновенных
дробей.
Преобразования
обыкновенных дробей (легкие случаи): замена мелких долей более крупными
(сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами, целых
и смешанных чисел неправильными дробями. Приведение обыкновенных
дробей к общему знаменателю (легкие случаи).
Сравнение дробей с разными числителями и знаменателями.
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми
знаменателями.
Нахождение одной или нескольких частей числа.
Десятичная дробь. Чтение, запись десятичных дробей.
Выражение десятичных дробей в более крупных (мелких), одинаковых
долях.
Сравнение десятичных дробей.
Сложение и вычитание десятичных дробей (все случаи).
Умножение и деление десятичной дроби на однозначное, двузначное
число. Действия сложения, вычитания, умножения и деления с числами,
полученными при измерении и выраженными десятичной дробью.
Нахождение десятичной дроби от числа.
Использование микрокалькулятора для выполнения арифметических
действий с десятичными дробями с проверкой результата повторным
вычислением на микрокалькуляторе.
Понятие процента. Нахождение одного процента от числа. Нахождение
нескольких процентов от числа.
Арифметические задачи. Простые и составные (в 3 - 4 арифметических
действия) задачи. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого,
9
уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Задачи,
содержащие отношения "больше на (в)...", "меньше на (в)...". Задачи на
пропорциональное
деление.
Задачи,
содержащие
зависимость,
характеризующую процессы: движения (скорость, время, пройденный путь),
работы (производительность труда, время, объем всей работы), изготовления
товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход). Задачи на
расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Задачи на время
(начало, конец, продолжительность события). Задачи на нахождение части
целого.
Простые и составные задачи геометрического содержания, требующие
вычисления периметра многоугольника, площади прямоугольника
(квадрата), объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Планирование хода решения задачи.
Арифметические задачи, связанные с программой профильного труда.
Геометрический
материал.
Распознавание
и
изображение
геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол,
многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг,
параллелограмм, ромб. Использование чертежных документов для
выполнения построений.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение,
точки пересечения) и линий (пересекаются, в том числе перпендикулярные, не
пересекаются, в том числе параллельные).
Углы, виды углов, смежные углы. Градус как мера угла. Сумма смежных
углов. Сумма углов треугольника.
Симметрия. Ось симметрии. Симметричные предметы, геометрические
фигуры. Предметы, геометрические фигуры, симметрично расположенные
относительно оси симметрии. Построение геометрических фигур,
симметрично расположенных относительно оси симметрии.
Периметр. Вычисление периметра треугольника, прямоугольника,
квадрата.
Площадь геометрической фигуры. Обозначение: "S". Вычисление
площади прямоугольника (квадрата).
Геометрические тела: куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма,
цилиндр, конус. Узнавание, называние. Элементы и свойства прямоугольного
параллелепипеда (в том числе куба). Развертка и прямоугольного
параллелепипеда (в том числе куба). Площадь боковой и полной поверхности
прямоугольного параллелепипеда (в том числе куба).
10
Объем геометрического тела. Обозначение: "V". Измерение и вычисление
объема прямоугольного параллелепипеда (в том числе куба). Геометрические
формы в окружающем мире.
11
6. Тематическое планирование
Тематическое планирование 5 класс
(4 часа в неделю, 136 часов в год)
№ п/п
Тема
1
Нумерац
ия
2
Единицы
измерен
ия и их
соотнош
ения
Количество часов
Основные виды деятельности
Всего
Контро Практи
льные
ческие
работы
работы
–
читать, записывать под диктовку
27
1
0
числа в пределах 1 000;
–
считать, присчитывая, отсчитывая
различные разрядные единицы в пределах
100;
–
считать до 1 000 и от 1 000
разрядными единицами и числовыми
группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25,
250 устно и с записью чисел;
–
выполнять
сравнение
чисел
(больше – меньше) в пределах 1 000;
–
раскладывать трехзначные числа на
сотни, десятки, единицы;
–
округлять числа д десятков, до
сотен; – обозначать римские цифры в
пределах XII
–
выполнять преобразования чисел,
10
0
0
полученных при измерении стоимости,
длины, массы в пределах 1 000 (заменять
крупные меры мелкими и наоборот);
–
сравнивать числа, полученные при
измерении стоимости, длины, массы
одной, двумя мерами;
–
выполнять размен и замену
нескольких купюр одной;
–
обозначать порядковый номер
каждого месяца с помощью цифр римской
нумерации
12
3
Арифмет
ические
действия
49
5
0
4
Дроби
8
0
0
5
Арифмет
ические
задачи
15
0
0
–
выполнять устное сложение и
вычитание чисел в пределах 100 (все
случаи);
–
выполнять устное (без перехода
через разряд) и письменное сложение и
вычитание чисел в пределах 1000 с
последующей проверкой;
–
решать уравнения на основании
зависимостей между компонентами
действий сложения и вычитания;
–
выполнять умножение числа 100,
деление на 10, 100 без остатка и с остатком;
–
умножать и делить на однозначное
число;
–
выполнять
сложение
чисел,
полученных
при измерении стоимости, длины, массы в
пределах 1 000
–
получать и обозначать
обыкновенные дроби;
–
сравнивать обыкновенные дроби с
одинаковым числителем (с одинаковым
знаменателем);
–
сравнивать обыкновенные дроби с
единицей;
–
различать правильные и
неправильные дроби
–
составлять числовые выражения по
условию задачи;
–
решать текстовые задачи с
помощью составления уравнений;
–
решать простые задачи на
разностное сравнение чисел;
–
решать простые задачи на кратное
сравнение чисел;
–
решать задачи на нахождение части
числа;
–
решать
составные
задачи
в
2-3
арифметических действия
13
Геометр
ический
материал
6
Итого
27
0
3
136
6
3
–
самостоятельно чертить
прямоугольник на нелинованной бумаге;
–
строить острые, прямые и тупые
углы;
–
находить периметр
многоугольника;
–
определять ид
треугольника
в
зависимости от его сторон;
–
определять ид
треугольника
в
зависимости от его углов;
–
строить треугольник по трем
заданным сторонам;
–
строить диагонали прямоугольника
(квадрата);
–
различать и строить радиус,
диаметр, хорду;
–
строить отрезок в масштабе 1 : 2; 1
: 5;
–
строить прямоугольник в масштабе
Поурочное планирование 5 класс
№ п/п
Тема урока
1
Нумерация в пределах 100
2
Единицы измерения стоимости, длины, массы, времени, их соотношения
3
Сложение и вычитание чисел, полученных при счете и при измерении величин, в
пределах 100 без перехода через разряд
4
Табличное умножение и деление
5
Геометрический материал. Линия, отрезок, луч
6
Решение простых, составных задач в 2-3 арифметических действия
7-8
Нахождение неизвестного слагаемого
9
Нахождение неизвестного уменьшаемого
10
Геометрический материал. Замкнутая и незамкнутая ломаные
11
Нахождение неизвестного уменьшаемого
12-13
Нахождение неизвестного вычитаемого
14
Нахождение неизвестных
15
Геометрический материал. Углы. Виды углов
14
16
17
18
19
20
Обобщающее повторение по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел без
перехода через разряд. Нахождение неизвестных»
Контрольная работа № 1 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел
без перехода через разряд. Нахождение неизвестных»
Работа над ошибками. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом
через разряд (устные вычисления)
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд (устные
вычисления)
Геометрический материал. Углы. Виды углов
25
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд (устные
вычисления)
Геометрический материал. Многоугольники. Периметр многоугольника
26
Нумерация чисел в пределах 1 000. Чтение и запись трехзначных чисел
27
Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы
28
Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых
21-24
30
Числовой ряд в пределах 1 000. Место каждого числа в числовом ряду. Получение
следующего, предыдущего чисел
Геометрический материал. Прямоугольник
31
Сравнение и упорядочение чисел в пределах 1 000
29
32-33
Округление чисел
34
Римская нумерация
35
Геометрический материал. Квадрат
36
Обобщающее повторение по теме «Нумерация в пределах 1 000»
37
Контрольная работа № 2 по теме «Нумерация в пределах 1 000»
38
Работа над ошибками. Меры стоимости
39
Меры длины
40
Геометрический материал. Треугольники
41
Меры массы
45
Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и
стоимости
Геометрический материал. Различение треугольников по видам углов
46-47
Сложение и вычитание круглых сотен и десятков приемами устных вычислений (с
42-44
записью примера в строчку)
15
48-49
50
Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд приемами
устных вычислений (с записью примера в строчку)
Геометрический материал. Различение треугольников по длинам сторон
54
Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд приемами
устных вычислений (с записью примера в строчку)
Способы проверки правильности вычислений по нахождению суммы, разности
55
Геометрический материал. Построение треугольников по трем сторонам
51-53
56-58
59
60
61
62
63-64
65
66
67-69
70
71-72
73
74
75
Разностное сравнение чисел
Обобщающее повторение по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000
без перехода через разряд»
Геометрический материал. Построение треугольников по двум сторонам.
Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 1
000 без перехода через разряд»
Работа над ошибками. Сложение чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд
приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик)
Сложение чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд приемами письменных
вычислений (с записью примера в столбик)
Геометрический материал. Построение равностороннего треугольника
Сложение чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд приемами письменных
вычислений (с записью примера в столбик)
Вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд приемами письменных
вычислений (с записью примера в столбик)
Геометрический материал. Обобщающее повторение по теме «Многоугольники»
Вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд приемами письменных
вычислений (с записью примера в столбик)
Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд приемами
письменных вычислений (с записью примера в столбик)
Обобщающее повторение по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 с
переходом через разряд»
Геометрический материал. Обобщающее повторение по теме «Многоугольники»
77
Контрольная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 1
000 с переходом через разряд»
Работа над ошибками. Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа
78
Простые арифметические задачи на нахождение части от числа
79
Образование дробей. Запись дробей. Числитель, знаменатель дробей
80
Геометрический материал. Окружность, круг
81
Образование дробей. Запись дробей. Числитель, знаменатель дробей
82
Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями
76
16
83
Сравнение дробей с одинаковыми числителями
84
Правильные и неправильные дроби
85
Геометрический материал. Окружность, круг
86
Правильные и неправильные дроби
87
Умножение чисел 10, 100 и на 10, 100
88
Деление на 10, 100
89
Умножение и деление на 10, 100
90
Геометрический материал. Линии в круге
95
Преобразование чисел полученных при измерении стоимости, длины, массы
(замена крупных мер мелкими мерами)
Преобразование чисел полученных при измерении стоимости, длины, массы
(замена мелких мер крупными мерами)
Геометрический материал. Решение задач на нахождение радиуса, диаметра
96
Меры времени. Год.
97
Обобщающее повторение по теме «Умножение и деление на 10, 100.
Преобразование чисел полученных при измерении»
91-92
93-94
100
Контрольная работа № 5 по теме «Умножение и деление на 10, 100.
Преобразование чисел полученных при измерении»
Работа над ошибками. Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на
однозначное число
Геометрический материал. Масштаб
101
Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число
98
99
102-104
105
106
107
108-109
110
111
112-114
115
Умножение и деление двухзначных и трехзначных чисел на однозначное число без
перехода через разряд
Геометрический материал. Масштаб
Умножение и деление двухзначных и трехзначных чисел на однозначное число без
перехода через разряд
Проверка умножения и деления
Кратное сравнение чисел
Геометрический материал. Резервный урок по теме «Геометрические фигуры»
Умножение и деление двузначных чисел на однозначное число с переходом через
разряд
Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с
переходом через разряд
Геометрический материал. Резервный урок по теме «Прямоугольник (квадрат)»
17
116-117
118-119
120
121-122
123-124
125
Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с
переходом через разряд
Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через
разряд
Геометрический материал. Резервный урок по теме «Куб, брус, шар»
Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через
разряд
Обобщающее повторение по теме «Умножение и деление двузначных и
трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд»
Геометрический материал. Резервный урок по теме «Периметр»
127
Контрольная работа № 6 по теме «Умножение и деление двузначных и
трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд»
Работа над ошибками. Резервный урок по теме «Нумерация в пределах 1 000»
128
Резервный урок по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000»
126
130
Резервный урок по теме «Умножение и деление двухзначных и трехзначных чисел
на однозначное число»
Геометрический материал. Резервный урок по теме «Треугольники и их виды»
131
Резервный урок по теме «Действия над числами, полученными при измерении»
132
Резервный урок по теме «Обыкновенные дроби»
133
Резервный урок по теме «Решение задач разных видов»
134
Резервный урок по теме «Нахождение неизвестных»
135
Геометрический материал. Обобщение. Итоговый урок
136
Обобщение. Итоговый урок
129
Итого:
136 ч
Тематическое планирование 6 класс (4
часа в неделю, 136 часов в год)
Количество часов
№ п/п
Тема
Всего
Контро
льные
работы
Основные виды деятельности
Практи
ческие
работы
18
1
Нумерация
10
1
0
2
Единицы
измерения и
их
соотношения
5
0
0
3
Арифметичес
кие действия
46
4
0
4
Дроби
34
2
0
–
читать,
записывать
под
диктовку, откладывать на счетах,
калькуляторе, сравнивать (больше,
меньше) числа в пределах 1 000 000;
–
чертить
нумерационную
таблицу: обозначать разряды и
классы; вписывать в нее числа:
сравнивать:
записывать
числа,
внесенные в
таблицу, вне ее;
–
округлять числа до любого
заданного разряда в пределах
1 000 000;
– обозначать римские цифры в
пределах XIII–XX
–
выражать числа, полученные
при измерении длины, массы,
стоимости, времени в более крупных
(мелких) мерах;
–
записывать числа, полученные
при
измерении
одной,
двумя
единицами (мерами) стоимости,
длины, массы, в виде обыкновенных
дробей
–
устно складывать и вычитать
круглые числа;
–
складывать,
вычитать,
умножать и делить на однозначное
число на круглые десятки числа в
пределах 10 000. выполнять деление с
остатком;
–
выполнять проверку
арифметических действий;
–
выполнять письменное
сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении двумя
мерами стоимости, длины и массы
–
читать,
записывать
под
диктовку обыкновенные дроби и
смешанные числа, знать виды
обыкновенных дробей, сравнивать их
с единицей; – сравнивать смешанные
числа;
–
заменять
мелкие
доли
крупными, неправильные дроби
целыми или смешанными числами;
19
–
складывать,
вычитать
обыкновенные дроби и смешанные
числа с одинаковыми знаменателями
5
Арифметичес
кие задачи
14
1
0
6
Геометрическ
ий материал
27
0
4
136
8
4
Итого
–
решать
простые
задачи
на нахождение
дроби от числа;
–
решать простые задачи на
разностное и кратное сравнение
чисел;
–
решать и составлять составные
задачи на встречное движение двух
тел
–
определять
взаимное
положение прямых на плоскости и в
пространстве;
–
чертить
перпендикулярные
прямые, параллельные прямые на
заданном расстоянии;
–
чертить
высоту
в
треугольнике; – выделять, называть,
пересчитывать элементы куба, бруса;
–
строить
отрезки
и
прямоугольники в масштабе
Поурочное планирование 6 класс
№ п/п
1-2
Тема урока
Нумерация в пределах 1 000 (повторение)
3
Работа над ошибками. Нумерация в пределах 1 000 (повторение)
4
Простые и составные числа
5
Геометрический материал. Ломаная линия. Длина ломаной линии
6
Сложение и вычитание в пределах 1 000 без перехода через разряд
7-8
Сложение и вычитание в пределах 1 000 с переходом через разряд
9
Умножение и деление чисел в пределах 1 000 на однозначное число
20
10
11-12
Геометрический материал. Треугольники
Умножение и деление чисел в пределах 1 000 на однозначное число
13
Преобразование чисел, полученных при измерении
14
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении (устные вычисления)
15
Геометрический материал. Треугольники
16
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
17-18
Нумерация многозначных чисел в пределах 1 000 000
19
Разложение чисел на разрядные слагаемые
20
Геометрический материал. Многоугольники
21
Запись числа по разрядным слагаемым
22
Округление чисел
23
Римская нумерация
24
Обобщающее повторение по теме «Нумерация в пределах 1 000 000»
25
Геометрический материал. Периметр многоугольника
26
Контрольная работа № 1 по теме «Нумерация в пределах 1 000 000»
27
28-29
30
31-32
Работа над ошибками. Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 без перехода
через разряд приемами устных вычислений
Письменное сложение чисел в пределах 10 000
Геометрический материал. Периметр многоугольника
Письменное вычитание чисел в пределах 10 000
33
Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 10 000
34
Нахождение неизвестного слагаемого
35
Геометрический материал. Окружность, круг
36-37
38
39
40
41
42
43-44
Проверка сложения
Проверка вычитания сложением
Обобщающее повторение по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел в
пределах 10 000»
Геометрический материал. Окружность, круг
Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел в
пределах 10 000»
Работа над ошибками. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении с
отношением мер, равным 10
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении с отношением мер, равным
100
21
45
46-47
48-49
Геометрический материал. Взаимное расположение прямых на плоскости.
Перпендикулярные прямые
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении с отношением мер, равным
1 000
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении времени
50
Геометрический материал. Высота треугольника
51
Обобщающее повторение по теме «Сложение и вычитание чисел, полученных при
измерении»
53
Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание чисел, полученных при
измерении»
Работа над ошибками. Образование, запись и чтение обыкновенных дробей
54
Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями, числителями
55
Геометрический материал. Высота прямоугольника и квадрата
56
Правильные и неправильные дроби
57
Образование смешанного числа
58
Сравнение смешанных чисел
59
Основное свойство дроби
60
Геометрический материал. Параллельные прямые
61
Основное свойство дроби
52
62-63
Преобразование обыкновенных дробей
64
Нахождение части от числа
65
Геометрический материал. Решение задач на построение
66
Нахождение части от числа
67-68
Нахождение нескольких частей от числа
69
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
70
Геометрический материал. Решение задач на построение
71-72
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
73
Вычитание дроби из единицы
74
Вычитание дроби из нескольких целых
75
Геометрический материал. Взаимное положение прямых в пространстве
76
Обобщающее повторение по теме «Действия с обыкновенными дробями»
77
Контрольная работа № 4 по теме «Действия с обыкновенными дробями»
22
78
Работа над ошибками. Сложение смешанных чисел
79
Вычитание смешанных чисел (без преобразования уменьшаемого)
80
Геометрический материал. Уровень и отвес
81
82
83-84
Сложение смешанного и целого чисел. Вычитание целого числа из смешанного числа
Сложение смешанного числа и дроби. Вычитание дроби из смешанного числа (без
преобразования уменьшаемого)
Вычитание смешанных чисел с преобразованием уменьшаемого
85
Геометрический материал. Куб, брус, шар
86
Вычитание смешанных чисел с преобразованием уменьшаемого
87
Обобщающее повторение по теме «Действия со смешанными числами»
88
Контрольная работа № 5 по теме «Действия со смешанными числами»
89
90
Работа над ошибками. Нахождение расстояния на основе зависимости между
скоростью, временем, расстоянием
Геометрический материал. Шар
94
Нахождение расстояния на основе зависимости между скоростью, временем,
расстоянием
Нахождение скорости на основе зависимости между скоростью, временем,
расстоянием
Нахождение времени на основе зависимости между скоростью, временем,
расстоянием
Задачи на нахождение расстояния, скорости, времени
95
Геометрический материал. Куб. Измерения куба
91
92
93
96-97
Задачи на встречное движение
98
Обобщающее повторение по теме «Задачи на движение»
99
Контрольная работа № 6 по теме «Задачи на движение»
100
Геометрический материал. Куб. Измерения куба
101
Работа над ошибками. Умножение многозначных чисел на однозначное число в
пределах 10 000 приёмами устных вычислений (с записью примера в строчку)
102-104
105
Умножение многозначных чисел на однозначное число в пределах 10 000 приёмами
письменных вычислений (с записью примера в столбик)
Геометрический материал. Брус. Измерения бруса
106-107 Умножение многозначных чисел на круглые десятки
108
Обобщающее повторение по теме «Умножение многозначных чисел»
109
Контрольная работа № 7 по теме «Умножение многозначных чисел»
23
110
Геометрический материал. Брус. Измерения бруса
Работа над ошибками. Деление многозначных чисел на однозначное число в пределах
10 000 приёмами устных вычислений (с записью примера в строчку)
Деление многозначных чисел на однозначное число в пределах 10 000 приёмами
112-114
письменных вычислений (с записью примера в столбик)
115
Геометрический материал. Масштаб
111
Деление многозначных чисел на однозначное число в пределах 10 000 приёмами
письменных вычислений (с записью примера в столбик)
118-119 Деление на круглые десятки
116-117
120
Геометрический материал. Масштаб
121-122 Деление с остатком
123
Обобщающее повторение по теме «Деление многозначных чисел»
124
Контрольная работа № 8 по теме «Деление многозначных чисел»
125
Геометрический материал. Масштаб
126
Работа над ошибками. Резервный урок по теме «Нумерация в пределах 1 000 000»
127
Резервный урок по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел»
128
Резервный урок по теме «Умножение и деление многозначных чисел»
129
Резервный урок по теме «Решение арифметических задач»
133
Геометрический материал. Резервный урок по теме «Многоугольники. Периметр
многоугольника»
Резервный урок по теме «Действия с обыкновенными дробями и смешанными
числами»
Резервный урок по теме «Действия с обыкновенными дробями и смешанными
числами»
Резервный урок по теме «Решение уравнений»
134
Резервный урок по теме «Решение уравнений»
135
Геометрический материал. Резервный урок по теме «Куб, брус, шар»
136
Обобщение. Итоговый урок
130
131
132
Итого:
136 ч
Тематическое планирование 7 класс (3
часа в неделю, 102 часа в год)
Количество часов
№ п/п
Тема
Всего
Контро
льные
работы
Практи
ческие
работы
Основные виды деятельности
24
1
Нумерация
4
0
0
2
Единицы
измерения
и их
соотношен
ия
8
0
0
3
Арифмети
ческие
действия
36
4
0
–
выделять классы и разряды в
числах в пределах 1 000 000;
–
получать числа в пределах 1 000
000 из разрядных слагаемых; разложение
чисел на разрядные слагаемые;
–
выполнять
сравнение
и
упорядочение чисел в пределах 1 000 000;
–
обозначение многозначных чисел
на калькуляторе, их чтение;
–
присчитывание, отсчитывание по
1 ед. тыс., 1 дес. тыс., 1 сот. тыс. в
пределах 1 000 000
–
называть и записывать меры
длины, массы, стоимости, времени;
соотношение мер;
–
выражать числа, полученные при
измерении величин, в более мелких
(крупных) мерах;
–
записывать числа, полученные
при измерении двумя, одной единицами
(мерами) стоимости, длины, массы, виде
десятичных
дробей
и
обратное
преобразование
–
выполнять сложение и вычитание
чисел в пределах 1 000 000 устно
(легкие случаи) и письменно;
–
умножать и делить числа в
пределах 1 000 000 на двузначное число;
–
выполнять деление с остатком в
пределах 1 000 000;
–
складывать и вычитать чисел с
помощью калькулятора;
–
выполнять проверку
арифметических действий;
–
выполнять сложение и вычитание
чисел полученных при измерении двумя
единицами времени;
–
умножать и делить числа,
полученные при
измерении двумя
единицами (мерами) стоимости,
длины, массы, на однозначное число,
круглые десятки, двузначное число
письменно
25
4
Дроби
23
2
0
5
Арифмети
ческие
задачи
11
0
0
6
Геометрич
еский
материал
20
0
3
102
6
3
Итого
–
приводить обыкновенные дроби к
общему знаменателю (легкие случаи);
–
находить
обыкновенную
и
десятичную дробь от числа;
–
сравнивать десятичные доли и
дроби; – получать, читать, записывать
десятичные дроби;
–
выражать десятичные дроби в
более крупных (мелких), одинаковых
долях; – складывать и вычитать дроби с
разными знаменателями (обыкновенные
и десятичные);
–
решать простые задачи на
нахождение
продолжительности
события, его начала и конца;
–
решать простые арифметические
задачи на нахождение десятичной дроби
от числа;
–
решать задачи на движение в
одном
и
противоположном
направлениях двух тел.
–
решать составные задачи в тричетыре арифметических действия
–
измерять длины отрезков;
–
строить отрезки заданной длины;
–
решать задачи на нахождение
длин отрезков;
–
вычислять периметр
многоугольника;
–
выполнять построение
параллелограмма (ромба);
–
находить ось симметрии
симметричного плоского предмета,
располагать предметы симметрично
относительно оси, центра симметрии
Поурочное планирование 7 класс
№ п/п
Тема урока
1-2
Нумерация чисел в пределах 1 000 000
3-4
Числа, полученные при измерении величин
5
Геометрический материал. Линии. Сложение и вычитание отрезков
26
6
7
8-9
10
11
12
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 (с записью примера в строчку)
Сложение чисел с помощью калькулятора
Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 (с записью примера в
столбик)
Геометрический материал. Ломаная линия, длина ломаной линии
Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 (с записью примера в
столбик)
Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого
14
Контрольная работа № 1 по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000
000»
Работа над ошибками. Умножение и деление на однозначное число
15
Геометрический материал. Углы
13
16
17-19
20
Устное умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000 000 (с записью
примера в строчку)
Письменное умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000 000 (с
записью примера в столбик)
Геометрический материал. Положение прямых в пространстве, на плоскости
24
Письменное умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000 000 (с
записью примера в столбик)
Деление с остатком в пределах 1 000 000
25
Геометрический материал. Окружность, круг
26
Контрольная работа № 2 по теме «Умножение и деление на однозначное число»
27
Работа над ошибками. Умножение и деление на 10, 100, 1 000
28
Умножение и деление на 10, 100, 1 000
29
Деление с остатком на 10, 100, 1 000
30
Геометрический материал. Окружность, круг
31
Преобразование чисел, полученных при измерении
21-23
32-34
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
35
Геометрический материал. Виды треугольников. Построение треугольников
36
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
37-39
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на однозначное число
40
Геометрический материал. Виды треугольников. Построение треугольников
41
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на однозначное число
42
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на 10, 100, 1 000
27
44
Контрольная работа № 3 по теме «Действия с числами, полученными при
измерении»
Работа над ошибками. Умножение и деление на круглые десятки
45
Геометрический материал. Прямоугольник, квадрат
43
46-48
Умножение и деление на круглые десятки
49
Деление с остатком на круглые десятки
50
Геометрический материал. Параллелограмм. Построение параллелограмма
51-52
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на круглые десятки
53
Контрольная работа № 4 по теме «Умножение и деление на круглые десятки»
54
Работа над ошибками. Умножение на двузначное число
55
Геометрический материал. Элементы параллелограмма
56-58
Умножение на двузначное число
59
Деление на двузначное число
60
Геометрический материал. Ромб
61-62
Деление на двузначное число
63
Деление с остатком на двузначное число
64
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на двузначное число
65
Геометрический материал. Многоугольники
66
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на двузначное число
67
Обыкновенные дроби
68
Нахождение дроби от числа
69
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
70
Геометрический материал. Взаимное расположение фигур на плоскости
71
Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю
72-73
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями
74
Контрольная работа № 5 по теме «Обыкновенные дроби»
75
Геометрический материал. Симметрия
76
Работа над ошибками. Получение, запись и чтение десятичных дробей
77
Получение, запись и чтение десятичных дробей
78-79
Запись чисел, полученных при измерении в виде десятичных дробей
28
80
Геометрический материал. Симметрия
81
Выражение десятичных дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях
82
Сравнение десятичных долей и дробей
83-84
Сложение и вычитание десятичных дробей
85
Геометрический материал. Куб, брус
86
Сложение и вычитание десятичных дробей
87
Нахождение десятичной дроби от числа
88
Контрольная работа № 6 по теме «Десятичные дроби»
89
Работа над ошибками. Меры времени
90
Геометрический материал. Масштаб
91
Меры времени
92-93
Задачи на движение
94
Резервный урок по теме «Сложение и вычитание в пределах 1 000 000»
95
Геометрический материал. Обобщение. Итоговый урок
96
Резервный урок по теме «Умножение и деление на однозначное число и круглые
десятки»
97
Резервный урок по теме «Действия с числами, полученными при измерении»
98
Резервный урок по теме «Обыкновенные и десятичные дроби»
99
Резервный урок по теме «Обыкновенные и десятичные дроби»
100
Геометрический материал. Обобщение. Итоговый урок
101
Резервный урок по теме «Решение текстовых задач разных типов»
102
Обобщение. Итоговый урок
Итого:
102 ч
Тематическое планирование 8 класс (3
часа в неделю, 102 часа в год)
Количество часов
№ п/п
Тема
Всего
Контро
льные
работы
Основные виды деятельности
Практи
ческие
работы
29
1
Нумерация
4
0
0
2
Единицы
измерения и
их
соотношения
11
0
0
–
отличать целые и дробные
числа;
–
отличать целые числа,
полученные при счете предметов и
при
измерении величин;
–
отличать
десятичные и
обыкновенные дроби;
–
присчитывать и отсчитывать
разрядные единицы и равные
числовые группы в пределах
1 000 000
–
записывать числа, полученные
при
измерении
двумя,
одной
единицами
(мерами)
стоимости,
длины, массы в виде дробей
(обыкновенных,
десятичных);
–
выражать десятичные дроби,
полученные
при
измерении
стоимости, длины, массы, в целых
числах;
–
называть единицы измерения
площади; их соотношение;
–
выражать числа, полученные
при
измерении
площади,
в
десятичных
дробях
3
Арифметичес
кие действия
27
3
0
–
выполнять
сложение,
вычитание, умножение и деление на
однозначное двузначное целое число
натуральных чисел;
–
выполнять
сложение,
вычитание, умножение и деление на
однозначное,
двузначное
число
(легкие случаи) чисел, полученных
при
измерении
одной,
двумя
единицами (мерами) стоимости,
длины, массы, выраженных в
десятичных дробях, письменно
30
4
Дроби
32
2
0
5
Арифметичес
кие задачи
8
0
0
6
Геометрическ
ий материал
20
0
5
102
5
5
Итого
–
находить число по одной его
доле, выраженной обыкновенной или
десятичной дробью;
–
выполнять
сложение,
вычитание, умножение и деление на
однозначное двузначное целое число
обыкновенных и десятичных дробей;
–
умножать и делить десятичные
дроби на 10, 100, 1 000
–
решать
простые
арифметические
задачи
на
нахождение числа по одной его доле,
выраженной
обыкновенной
или
десятичной
дробью;
–
решать
простые
арифметические
задачи
на
нахождение среднего
арифметического двух и более чисел;
– решать арифметические задачи на
пропорциональное деление, «на
части»
–
строить и измерять углы с
помощью транспортира;
–
различать острые, прямые,
тупые, развернутые углы по величине;
–
вычислять величину смежного
угла по данной градусной величине
одного из углов;
–
строить смежные углы по
данной градусной величине одного из
углов; – строить треугольники по
заданным длинам сторон и величине
углов;
–
вычислять площадь
прямоугольника (квадрата);
–
вычислять длину окружности и
площадь круга по заданной длине
радиуса;
–
строить линейные, столбчатые,
круговые диаграммы;
–
строить
точки,
отрезки
симметричные данным относительно
оси, центра симметрии
Поурочное планирование 8 класс
31
№ п/п
1-3
Тема урока
Числа целые и дробные
4
Нумерация чисел в пределах 1 000 000
5
Геометрический материал. Прямоугольник (квадрат)
6
Нумерация чисел в пределах 1 000 000
7-8
Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей
9
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число
10
Геометрический материал. Окружность и круг
11-14
15
16-18
19
20
21
22-24
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число
Геометрический материал. Виды углов
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на 10, 100, 1 000
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на круглые десятки, сотни,
тысячи
Геометрический материал. Виды треугольников
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на круглые десятки, сотни,
тысячи
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число
25
Геометрический материал. Градус. Транспортир
26
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число
28
Контрольная работа № 1 по теме «Умножение и деление целых чисел и
десятичных дробей»
Работа над ошибками. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей
29
Обыкновенные дроби
30
Геометрический материал. Градусное измерение углов
27
31-33
34
35
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел с разными
знаменателями
Геометрический материал. Смежные углы. Сумма смежных углов
39
Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел с разными
знаменателями
Нахождение числа по одной его доле
40
Геометрический материал. Сумма углов треугольника
41
Нахождение числа по одной его доле
36-38
32
42
Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание обыкновенных
дробей и смешанных чисел»
44
Работа над ошибками. Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных
чисел
Единицы площади
45
Геометрический материал. Площадь
46
Единицы площади
43
47-48
Сложение и вычитание целых и дробных чисел
49
Сложение и вычитание целых и дробных чисел
50
Геометрический материал. Площадь
51-52
Преобразование обыкновенных дробей
53-54
Умножение и деление обыкновенных дробей
55
56-59
60
61
Геометрический материал. Построение отрезка, треугольника,квадрата,
симметричных относительно оси симметрии
Умножение и деление обыкновенных дробей и смешанных чисел
Геометрический материал. Построение отрезка, треугольника,квадрата,
симметричных относительно оси симметрии
Умножение и деление обыкновенных дробей и смешанных чисел
64
Контрольная работа № 3 по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей
и смешанных чисел»
Работа над ошибками. Целые числа, полученные при измерении величин и
десятичные дроби
Целые числа, полученные при измерении величин и десятичные дроби
65
Геометрический материал. Куб, брус
62
63
66-69
70
71
72-74
75
76-77
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы,
выраженных целыми числами и десятичными дробями
Геометрический материал. Построение треугольника
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы,
выраженных целыми числами и десятичными дробями
Умножение и деление чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы,
выраженных целыми числами и десятичными дробями
Геометрический материал. Длина окружности. Сектор, сегмент
Умножение и деление чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы,
выраженных целыми числами и десятичными дробями
33
78
79
80
Контрольная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание чисел, полученных
при измерении стоимости, длины, массы, выраженных целыми числами и
десятичными дробями»
Работа над ошибками. Числа, полученные при измерении площади и десятичные
дроби
Геометрический материал. Площадь круга
81-82
Числа, полученные при измерении площади и десятичные дроби
83-84
Меры земельных площадей
85
86-89
Геометрический материал. Диаграммы
Арифметические действия с числами, полученными при измерении площади
90
Геометрический материал. Диаграммы
91
Контрольная работа № 5 по теме: «Меры земельных площадей»
92
Работа над ошибками. Меры земельных площадей
93
94
95
96
97
Резервный урок по теме «Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей»
Резервный урок по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных
чисел»
Геометрический материал. Обобщение. Итоговый урок
Резервный урок по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей и смешанных
чисел»
Резервный урок по теме «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
стоимости, длины, массы, выраженных целыми числами и десятичными дробями»
99
«Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы,
выраженных целыми числами и десятичными дробями»
Резервный урок по теме «Меры земельных площадей»
100
Геометрический материал. Обобщение. Итоговый урок
101
Резервный урок по теме «Решение текстовых задач разных типов»
102
Обобщение. Итоговый урок
98
Итого:
102 ч
Тематическое планирование 9 класс (3
часа в неделю, 102 часа в год)
Количество часов
№ п/п
Тема
Всего
Контро
льные
работы
Практи
ческие
работы
Основные виды деятельности
34
1
Нумерация
4
1
0
2
Единицы
измерения и
их
соотношения
6
0
0
–
читать,
записывать
под
диктовку числа в пределах 1 000 000,
в том числе дроби обыкновенные,
десятичные;
–
представлять многозначные
числа в виде суммы разрядных
слагаемых;
–
сравнивать
и
упорядочивать многозначные числа
–
называть величины, единицы
измерения стоимости, длины, массы,
площади, объема, соотношения
единиц измерения
стоимости, длины, массы;
–
называть
и
записывать
названия, обозначения соотношения
крупных и мелких единиц измерения
стоимости, длины, массы, времени,
площади, объема;
–
сравнивать и упорядочивать
однородные величины;
–
выполнять
преобразования
чисел, полученных при измерении
стоимости, длины, массы;
–
записывать числа, полученные
при измерении длины, стоимости,
массы, в виде десятичной дроби и
выполнять обратное преобразование
35
3
Арифметичес
кие действия
35
2
0
4
Дроби
28
2
0
5
Арифметичес
кие задачи
9
0
0
6
Геометричес
кий материал
20
0
5
–
называть таблицы сложения
однозначных чисел, в том числе с
переходом через десяток;
–
называть табличные случаи
умножения и получаемые из них
случаи деления;
–
выполнять устные
арифметические действия с числами
в пределах 100, легкие случаи в
пределах 1 000 000;
–
выполнять
письменные
арифметические
действия
с
натуральными
числами
и
десятичными дробями;
складывать, вычитать умножать, и
делить на однозначное и двузначное
число, числа, полученные при
измерении одной, двумя единицами
измерения стоимости, длины, массы,
выраженными в десятичных дробях;
–
находить дробь процент от
числа, число по его проценту
–
выполнять
сложение,
вычитание, умножение и деление на
однозначное двузначное целое число
обыкновенных и десятичных дробей;
–
находить
дробь
(обыкновенную, десятичную) от
числа, число по его доле
– решать все простые задачи в
соответствии
с
программой,
составные задачи в 2, 3, 4
арифметических действия
–
называть
геометрические
фигуры и тела, свойства элементов
многоугольников
(треугольника,
прямоугольника, параллелограмма,
четырехугольника, шестиугольника),
прямоугольного
параллелепипеда,
пирамиды, цилиндра, конуса, шара;
–
вычислять
площадь
прямоугольника, объем
36
прямоугольного параллелепипеда;
– строить с помощью
линейки,
чертежного угольника, циркуля,
транспортира
линии,
углы,
многоугольника,
окружности
в
разном положении на плоскости, в
том
числе
симметричные
относительно оси, центра симметрии;
развертки куба,
прямоугольного параллелепипеда
Итого
102
5
5
Поурочное планирование 9 класс
№ п/п
Тема урока
1
Нумерация целых чисел. Таблица разрядов
2
Сравнение целых чисел. Округление целых чисел
3-4
Сложение и вычитание целых чисел
5
Геометрический материал. Отрезок. Измерение отрезков. Меры длины
6
Образование обыкновенных дробей и смешанных чисел
7
Сравнение обыкновенных дробей. Нахождение дроби от числа
8
Образование десятичных дробей. Таблица разрядов десятичных дробей
9
Преобразование десятичных дробей. Сравнение десятичных дробей
10
Геометрический материал. Луч, прямая. Взаимное расположение двух прямых на
плоскости
11
Сложение и вычитание десятичных дробей
12
Образование и преобразование чисел, полученных при измерении
13
Преобразование чисел, полученных при измерении
14
Запись чисел, полученных при измерении, в виде десятичной дроби
15
Геометрический материал. Углы. Виды углов. Измерение углов
16
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
17
Контрольная работа № 1 по теме «Нумерация»
18
Работа над ошибками. Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей
19
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
20
Геометрический материал. Ломаные линии и многоугольники
21-22
23
Нахождение неизвестных
Сложение и вычитание. Решение задач
37
24
Решение примеров в несколько действий
25
Геометрический материал. Треугольники. Длины сторон треугольника
26
Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание целых чисел и
десятичных дробей»
27
Работа над ошибками. Умножение целых чисел и десятичных дробей на однозначное
число
28
Умножение чисел, полученных при измерении, на однозначное число
29
Деление целых чисел на однозначное число
30
Геометрический материал. Параллелограмм и ромб
31
Деление десятичной дроби на однозначное число
32
Деление чисел, полученных при измерении, на однозначное число
33
Нахождение неизвестных компонентов действий умножения и деления
34
Умножение и деление на 10, 100, 1 000
35
Геометрический материал. Прямоугольный
прямоугольного параллелепипеда
36
Умножение на двузначное число
37
Деление на двузначное число
38
Решение задач на движение
39
Умножение на трехзначное число
40
Геометрический материал. Куб. Развертка куба
41
Умножение на трехзначное число
42-43
параллелепипед.
Развертка
Деление на трехзначное число
44
Решение примеров в несколько действий
45
Геометрический материал. Пирамида. Развертка пирамиды
46
Решение задач на движение. Умножение и деление на трехзначное число
47
Решение примеров с помощью калькулятора
48
Контрольная работа № 3 по теме «Умножение и деление целых чисел и
десятичных дробей»
38
49
Работа над ошибками. Понятие процента
50
Геометрический материал. Круг, окружность. Длина окружности
51
Нахождение одного процента от числа
52
Нахождение нескольких процентов от числа
54
Запись процентов обыкновенными и десятичными дробями. Запись десятичных
дробей в виде процентов
Особые случаи нахождения процентов от числа (50% и 10%)
55
Геометрический материал. Цилиндр, конус, шар
56
Особые случаи нахождения процентов от числа (20%, 25%, 75%)
57
Решение арифметических задач
58
Нахождение числа по одному его проценту
59
Нахождение числа по 50 и 25 его процентам
60
Геометрический материал. Осевая симметрия. Построение фигур, симметричных
друг другу относительно прямой
61
Нахождение числа по 20 и 10 его процентам
53
62-64
Решение задач на проценты
66
Геометрический материал. Центральная симметрия.
симметричных друг другу относительно точки
Запись десятичных дробей в виде обыкновенных
67
Сравнение десятичных и обыкновенных дробей
68
Запись обыкновенных дробей в виде десятичных
69
Бесконечные дроби. Запись смешанных чисел бесконечными десятичными дробями
65
Построение
фигур,
71
Геометрический материал. Площадь геометрической фигуры (прямоугольника).
Единицы измерения площади
Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей
72
Нахождение неизвестного при сложении и вычитании
73
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей
74
Нахождение неизвестного при умножении и делении
75
Геометрический материал. Площадь круга
76
Решение примеров в несколько действий
77
Действия с десятичными дробями на калькуляторе. Выполнение вычислений с
округлением
70
39
79
Контрольная работа № 4 по теме «Действия с десятичными дробями и целыми
числами»
Получение обыкновенных дробей и смешанных чисел
80
Геометрический материал. Объём тела. Измерение объёма тела
81
Преобразование дробей. Сравнение дробей
82
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
83
Сложение и вычитание целых и дробных чисел
84
Сложение и вычитание смешанных чисел
85
Геометрический материал. Единицы измерения объёма
86
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
87
Умножение дроби на целое число
88
Деление дроби на целое число
78
90
Запись обыкновенной дроби в виде десятичной. Запись десятичной дроби в виде
обыкновенной
Геометрический материал. Объём прямоугольного параллелепипеда
91
Все действия с обыкновенными и десятичными дробями
89
93
Контрольная работа № 5 по теме «Действия с обыкновенными и десятичными
дробями»
Работа над ошибками. Все действия с обыкновенными и десятичными дробями
94
Резервный урок по теме «Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей»
95
Геометрический материал. Обобщение. Итоговый урок
96
Резервный урок по теме «Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей»
97
Резервный урок по теме «Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей»
98
Резервный урок по теме «Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей»
99
Резервный урок по теме «Действия с обыкновенными дробями»
100
Геометрический материал. Обобщение. Итоговый урок
101
Резервный урок по теме «Решение задач на проценты»
102
Обобщение. Итоговый урок
92
Итого:
102 ч
Учет рабочей программы воспитания
С учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ№10» (модуль
«Школьный урок») воспитательный потенциал урока реализуется через:
40
•
установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
•
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на
уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к
ней отношения;
•
использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
•
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников
командной работе и взаимодействию с другими детьми;
•
включение в урок игровых процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
•
организация шефства мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
•
инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
41
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Выбор тех или иных форм и способов воспитательной работы на уроке
учитель определяет самостоятельно в соответствии с целями и
задачами урока.
7. Материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое
и
материально-техническое
обеспечение
образовательного процесса, реализуемого на основе рабочей программы по
математике для 5-9 классов по достижению планируемых результатов
освоения АООП МБОУ «СОШ №10» образования обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представлено
следующими объектами и средствами:
1. Учебно-методическое обеспечение:
– Математика. Методические рекомендации. 5-9 классы: учебное
пособие
для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы / М. Н. Петрова,
Т.В. Алышева, А.П. Антропов, Д.Ю. Соловьева. – М.: Просвещение, 2017 г.
2. Учебники:
–
Алышева Т. В., Амосова Т. В., Мочалина М. А. Математика: 5
класс
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)– М.: АО
«Издательство «Просвещение», 2023.
–
Капустина Г. М., Перова М. Н Математика: 6 класс (для
обучающихся с интеллектуальными нарушениями) – М.: АО «Издательство
«Просвещение», 2020.
–
Алышева Т. В. Математика: 7 класс (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями) – М.: АО «Издательство «Просвещение»,
2020.
–
Эк В. В. Математика: 8 класс (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями) – М.: АО «Издательство «Просвещение»,
2020.
–
Антропов А. П., Ходот А. Ю., Ходот Т. Г. Математика: 9 класс (для
обучающихся с интеллектуальными нарушениями) – М.: АО «Издательство
«Просвещение», 2020.
3. Технические средства:
– классная доска;
– персональный компьютер (ноутбук, планшет); – проектор.
4. Учебно-практическое оборудование:
– счетные палочки;
42
– раздаточный дидактический материал (геометрические фигуры и
тела);
– набор предметных картинок;
– индивидуальные оцифрованные ученические линейки.
43