ЭК Ист 10-11 2023-24

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа №10» Свердловская область, г. Артемовский, ул. Пригородная, 2 А
Тел.: 8(343 63)26773, e-mail: artschool10@mail.ru сайт: https://10art.uralschool.ru/

Приложение к
Основной образовательной
программе среднего общего образования
МБОУ «СОШ №10»
(в ред. от 30.08.2023 г), утверждённой
Приказом директора МБОУ «СОШ №10»
от 30.08.23 г № 99-од

Рабочая программа элективного курса
«Практикум по истории»
для 11 классов на 2023 – 2024 учебный год

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПРАКТИКУМ ПО ИСТОРИИ».

Элективный курс «Практикум по истории» предназначен для эффективной
подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по
истории, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту
среднего (полного) образования по предмету.
Курс призван оказать помощь в
систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «История России с
древнейших времен до XII в.», «История России. XII-ХIII в.», «История России с начала
XIV до конца XVI вв.», «История России XVII- XVIII вв.» «Россия в XIX вв.» (10 класс),
«Россия в XX – начале XXI вв.» (11 класс), включая обязательное повторение основного
содержания курса Всеобщей истории по соответствующему периоду. Практические навыки
решения контрольно-измерительных материалов, полученные в 10 классе, будут
совершенствоваться учащимися в течение всего обучения в 11 классе и помогут им
успешно справиться с итоговыми тренировочными заданиями. В ходе реализации данной
Программы планируется: организация познавательной деятельности учащихся в процессе
подготовки к ЕГЭ по истории; изучение демонстрационных материалов ЕГЭ по истории;
повышение предметной компетентности учеников; приобретение учащимися навыков
критического анализа исторического текста и освоение приемов работы с текстом;
приобретение навыков работы с электронными тренажерами ЕГЭ по истории;
формирование навыков работы с алгоритмами выполнения заданий разных типов и уровней
сложности; развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету; краткое изложение и
повторение курса история России и Всеобщей истории; ознакомление учащихся со
структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету,
распределением заданий различного типа; овладение умениями и навыками решения
типовых тестовых заданий и заданий повышенной и высокой сложности; формирование
умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в
целом; формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий
различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ЕГЭ по истории.

2. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА.

10 класс
1. Введение. Единый государственный экзамен по истории: структура и содержание
экзаменационной работы (1 ч).
ЕГЭ и стандарты исторического образования. Кодификатор элементов содержания по
истории для КИМов. Спецификации. Демоверсия. Основные структурные и
содержательные характеристики экзаменационной работы по истории. Принципы отбора и
расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий.
Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым
развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль). Требования

к уровню подготовки выпускников. Оценка выполнения заданий ЕГЭ. Критерии оценки
выполненной работы.
2. История России с древнейших времен до XII в. (6 ч.)
Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия. Восточнославянские племена
и их соседи. Индоевропейцы. Славяне: западные, восточные, южные. Взаимоотношения
славян с финно-угорскими и балтийскими племенами. Занятие, общественный строй,
верования восточных славян. Занятия восточных славян. Общественный строй: вече. Князь,
дружина, ополчение. Торговый путь «из варяг в греки». Язычество. Пантеон богов. Идолы,
волхвы. Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет».
Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии
Рюриковичей. Русь при первых князьях. Олег. Военные походы, торговые договоры. Князь
Игорь, полюдье. Княгиня Ольга: налоговая реформа. Святослав. Владимир Красно
Солнышко. Принятие христианства на Руси. Христианская культура и языческие традиции.
Княжение Ярослава Мудрого. «Русская Правда». Категории населения. Владимир
Мономах. Культура древней Руси. Письменность и просвещение. Литература: «Повесть
временных лет», «Слово о Законе и Благодати». Былины. Развитие зодчества (крестовокупольный храм). Живопись: иконопись, мозаика, фрески. Прикладное искусство.
Основные события всеобщей истории. Контроль. Проверка уровня знаний и умений по
пройденной теме. Решение тестовых задний. Написание исторического сочинения по теме.
3.История России. XII-ХIII в. (6 ч.)
Феодальная раздробленность: причины, особенность. Причины распада Древнерусского
государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель.
Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности. Владимиро-Суздальское
княжество. Новгородская земля: вече, посадник, тысяцкий, епископ. Галицко-Волынское
княжество. Борьба Руси с иноземными захватчиками. Сражение на реке Калка. СевероВосточный поход Батыя на Русь. Юго-Западный поход Батыя на Русь. Русь и Орда (иго,
ярлык, выход). Экспансия с Запада. Культура XII-XIII вв. «Слово о полку Игореве».
«Моление» Даниила Заточника. Зодчество: Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые
ворота во Владимире-на-Клязьме, церковь Покрова на Нерли. Изобразительное искусство.
Культура в период монголо-татарского ига. «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о
разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Архитектура.
Иконопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Основные события всеобщей истории.
Контроль. Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение тестовых
задний. Написание исторического сочинения по теме.
4.История России с начала XIV до конца XVI вв. (6 ч.)
Начало образования Российского централизованного государства. Москва как центр
объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и
территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения
русских земель. Политика московских князей. Борьба за власть внутри Московского
великокняжеского дома. Причины возвышения Москвы. Московский князь Иван
Данилович Калита, особенности внутренней и внешней политики. Дмитрий Иванович
Донской. Куликовская битва. Поход Тохтамыша на Русь. Политика московских князей в
первой половине XV в. Династическая война 1427 – 1452 гг. Василий II Темный.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.
Правление Ивана III. Присоединение Новгорода. «Стояние на Угре». «Судебник 1497».

Василий III. Россия при Иване IV. Регентство Елены Глинской. 1547 год – венчание на
царствование. Избранная рада. Земский собор. Приказная система центральных органов
власти. Судебник. «Стоглав». Опричнина Ивана Грозного. Расширение территории России
в XVI в. Ливонская война. Присоединение Казанского княжества. Присоединение
Астраханского княжества. Присоединение Сибири. Ливонская война. Смута. Правление
Федора Ивановича. Борис Годунов. Гибель царевича Дмитрия. Лжедмитрий I. Правление
Лжедмитрия I. Правление Василия Шуйского. Выступление под предводительством Ивана
Болотникова. Лжедмитрий II – «тушинский вор». «Семибоярщина». Первое народное
ополчение (Ляпунов). Второе народное ополчение (Д. Пожарский, К. Минин). Земский
собор 1613 г. Культура России в XIV-XVI вв. «Хождение за два моря» А. Никитин. Начало
книгопечатания в России. Иван Федоров. Живопись. Архитектура. Успенский собор.
Шатровый стиль. Собор Василия Блаженного. Федор Конь. Основные события всеобщей
истории. Контроль. Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение
тестовых задний.
5. История России XVII-XVIII вв. (6 ч.)
Первые Романовы. Итоги смутного времени. Экономическая система в XVII в. Внутренняя
политика России в XVII в. Михаил Романов и Филарет. Алексей Михайлович. Соборное
уложение. Федор Алексеевич. Царевна Софья. Церковный раскол. Социальные движения в
XVII веке. Патриарх Никон. Церковные реформы. Раскол. Старообрядцы. Протопоп
Аввакум. Внешняя политика России в XVII веке. Поляновский мир. Воссоединение
Украины с Россией. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Культура России в XVII веке.
Светский характер культуры. Научные знания. Литература. Театр. Архитектура. Живопись.
Россия при Петре I. Великое посольство. Северная война. Основные сражения.
Ништадтский мирный договор. Реформы Петра в области экономике, управления, военном
деле, социальной сфере. Народные выступления в первой половине XVIII в. Период
дворцовых переворотов. Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых
группировок за власть. Екатерина I и А. Д. Меншиков. Петр III. Анна Иоанновна,
бироновщина, кондиции. Россия при Елизавете Петровне. Внутренняя политика Екатерины
II. Петр III. Екатерина II. Эпоха «просвещенного абсолютизма». Развитие промышленности
и торговли. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Россия в войнах
второй половины XVIII века. Россия в Семилетней войне. Русско-турецкие войны: выход к
Черному морю. П. А. Румянцев. Г. А. Потемкин. Ф. Ф. Ушаков. А. В. Суворов. Разделы
Польши. Культура России в XVIII веке. Эпоха Просвещения. Развитие образования. Наука
и техника. Литература. Живопись – парадные портреты. Скульптура. Архитектура. Театр.
Основные события всеобщей истории. Контроль. Проверка уровня знаний и умений по
пройденной теме. Решение тестовых задний.
6. Россия в XIX веке. (9 ч.)
Россия при Павле I. Внутренняя и внешняя политика Александра I. Внутренняя политика.
Реформы Александра I. Войны с Францией. Тильзитский мир. Война с Персией.
Отечественная война 1812 г: основные сражения. Заграничный поход русской армии 18131814 гг. Венский конгресс. Священный союз. Восстание декабристов. Последние годы
царствования Александра I. Аракчеев А. А. «Союз спасения». «Союз благоденствия».
«Северное тайное общество» и «Южное тайное общество». Выступление декабристов на
Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Россия при Николае I: внутренняя и внешняя
политика. Николай I . Расправа над декабристами. Кодификация законов, М. М.
Сперанский. Реформы П. Д. Киселева и Е. Ф. Канкрина. Война с Персией. Война с Турцией.

Кавказская война. Договоры с Китаем. Крымская война: причины, участники, ход военных
действий, итоги. Парижский мирный договор. Общественная мысль в 1830-1850 гг.
«Общество любомудров». «Теория официальной народности». Западники и славянофилы.
«Общинный социализм» А. И. Герцена. Петрашевцы. Русская культура в первой половине
XIX века. Развитие системы образования: университеты, институты, реальные училища.
Развитие науки. Литература: романтизм, реализм. Искусство (живопись)Скульптура.
Архитектура. Театр. Музыка. Александр II. Реформы 1860-1870-х гг. Александр II. Отмена
крепостного права: причины, разработка реформы, проведение. Значение отмены
крепостного права в России. Земская реформа. Судебная реформа. Городская реформа.
Военная реформа. Реформа просвещения. Реформа печати. Значение либеральных реформ.
Общественное движение второй половины XIX вв. Либеральные идеи. Теория
«крестьянского социализма». «Земля и воля». Народничество. Три течения в
народничестве: бунтарское, заговорщическое, пропагандистское. «Хождение в народ».
Раскол «Земли и воли»: «Черный передел» и «Народная воля». Убийство Александра II.
Рабочее движение. «Освобождение труда». В. И. Ульянов (Ленин). Внутренняя и внешняя
политика Александра III. Александр III. Контрреформы. Русско-турецкая война 1877-1878
гг. Образование военных блоков. Культура второй половины XIX в. Процесс
демократизации культуры. Система образования. Развитие науки. Литература. Искусство.
Живопись. Скульптура. Архитектура. Театр. Музыка. Печать и книгоиздательское дело.
Основные события всеобщей истории. Контроль. Проверка уровня знаний и умений по
пройденной теме. Решение тестовых задний.

11 класс
1. Введение. Единый государственный экзамен по истории: структура и содержание
экзаменационной работы (3 ч).
ЕГЭ и стандарты исторического образования. Кодификатор элементов содержания по
истории для КИМов. Спецификации. Демоверсия. Основные структурные и
содержательные характеристики экзаменационной работы по истории. Принципы отбора и
расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий.
Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым
развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль). Требования
к уровню подготовки выпускников. Оценка выполнения заданий ЕГЭ. Критерии оценки
выполненной работы.
2.Социально-экономическое и политическое развитие страны в начале и в 10-е годы
XX в. (5 ч.)
Русско-японская война. Особенности экономического развития России в начале XX в.
Социальный состав населения. Политическое развитие. Николай II – последний российский
император. Необходимость модернизации. Реформы С. Ю. Витте. Русско-японская война.
Портсмутский мирный договор. Образование первых в России политических партий.
Революция 1905-1907 гг. Столыпин П. А. Причины революции. Основные события
революции. Деятельность I и II Думы. Итоги первой русской революции. Реформы П. А.
Столыпина. Культура в начале XX века. Серебряный век русской культуры. Развитие
образования и науки. Выдающиеся писатели и поэты Серебряного века. Искусство.
Живопись. Скульптура. Архитектура. Музыка. Россия в Первой мировой войне. Причины
первой мировой войны, участники. Позиция большевиков. События на фронтах первой

мировой войны. «Прогрессивный блок». Влияние войны на ситуацию в стране. Великая
российская революция. Февральская революция 1917 года: причины, участники. От
Февраля к Октябрю. Двоевластие. Октябрьская революция. Провозглашение и утверждение
советской власти. II съезд Советов, первые декреты. Внутренняя и внешняя политика
советского правительства в 1917-1920 гг. Гражданская война. Первые мероприятия
Советской власти. Разгон Учредительного собрания. Брестский мир. Политика «военного
коммунизма». Гражданская война: причины, участники, основные события. Интервенция.
Итоги гражданской войны. Основные события всеобщей истории. Контроль. Проверка
уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение тестовых задний.
3.Советская Россия, СССР в 1920-1930-е гг. (2 ч.)
Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. Образование СССР. Политическая
жизнь в 20-е – 30-е гг. Внутренняя борьба. Культ личности Сталина. Массовые репрессии.
Ускоренная модернизация: индустриализация, коллективизация. Культурная революция.
Основные события всеобщей истории. Контроль. Проверка уровня знаний и умений по
пройденной теме. Решение тестовых задний. Написание исторического сочинения по теме.
4.Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (3 ч.)
СССР накануне войны. Основные этапы и сражения Великой Отечественной войны. Война
с Японией. Героизм советских людей во время войны. Партизанское движение.
Антигитлеровская коалиция. Итоги Великой Отечественной войны. Основные события
всеобщей истории. Контроль. Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.
Решение тестовых задний.
5.СССР после окончания Великой Отечественной и Второй мировой войны. (6 ч.)
«Холодная война». Восстановление народного хозяйства. Идеологические кампании конца
1940-х гг. «Холодная война» и ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику СССР.
Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений.
Формирование мировой социалистической системы. СССР в середине 1950-х – середине
1960-х гг. Н. С. Хрущев, приход к власти. XX съезд КПСС. «О культе личности и его
последствия». Общественно-политическая жизнь страны. Реформы в социальноэкономической сфере. Внешняя политика.
СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг. Приход к власти Л. И. Брежнева.
Экономическая реформа 1965 года. «Продовольственная программа». Конституционное
закрепление руководящей роли КПСС. Конституция 1977 г. Концепция «Развитого
социализма». Внешняя политика. СССР во второй половине 1980-х гг.: внутренняя и
внешняя политика. Распад СССР. М. С. Горбачев. Перестройка. Авария на Чернобыльской
АЭС. Внешняя политика: «новое политическое мышление». Распад мировой
социалистической системы. Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки».
Августовские события 1991 г.. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР. Развитие
науки и культуры в 1950 – 1980-х гг. Духовное состояние общества. Наука. Литература.
Живопись. Скульптура. Архитектура. Музыка. Балет. Театр. Кинематограф. Спорт.
Диссидентское движение. Основные события всеобщей истории. Контроль. Проверка
уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение тестовых задний.
6.Социально-экономическое и политические развитие Российской Федерации. (5 ч.)
Россия в 1992 – 2020 гг. Политический кризис сентября–октября 1993 г. Принятие
Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России

во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации.
Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств.
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. Российская Федерация в 2000–
2020 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического
развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Россия в мировых интеграционных
процессах и формирующейся современной международно-правовой системе. Контроль.
Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Практический тренинг выполнения
заданий. Выполнение тренировочных тестов.
7. Итоговый тренинг (10 ч.).
Выполнение типовых тестовых заданий по истории с учётом всех особенностей и
требований ЕГЭ в текущем году.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
10 класс

№ п/п
1.

2.
3
4
5
6

Наименование раздела, темы
Введение. Единый государственный экзамен по
истории: структура и содержание экзаменационной
работы
История России с древнейших времен до XII в.
Основные события всеобщей истории.
История России. XII-ХIII в. Основные события
всеобщей истории.
История России с начала XIV до конца XVI вв.
Основные события всеобщей истории.
История России XVII-XVIII вв. Основные события
всеобщей истории.
Россия в XIX веке. Основные события всеобщей
истории.

Количество часов
1

6
6
6
6
9

ИТОГО: 34 часа
11 класс
№ п/п
1.

Наименование раздела, темы
Введение. Единый государственный экзамен по
истории: структура и содержание экзаменационной
работы

2.

Социально-экономическое и политическое развитие
страны в начале и в 10-е годы XX в. Основные
события всеобщей истории.

5

3

Советская Россия, СССР в 1920-1930-е гг. Основные
события всеобщей истории.

2

4

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Основные события всеобщей истории.

3

5

СССР после окончания Великой Отечественной и
Второй мировой войны. Основные события всеобщей
истории.

6

6

Социально-экономическое и политические развитие
Российской Федерации.

5

7.

7. Итоговый тренинг.

10

ИТОГО: 34 часа

Количество часов
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».