Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа
№ 10» Свердловская область, г. Артемовский, ул. Пригородная , 2 А
Тел.: 8(343 63)26773, e-mail:artschool10@mail.ru сайт: http://artschool10.ucoz.ru/
Приложение № 2
к Основной образовательной
программе основного общего образования
МБОУ «СОШ №10»,
утверждённой Приказом
директора МБОУ «СОШ №10»
от 30.08.2023 г №99
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«ЛИТЕРАТУРА»
основное общее образование
на основе ФГОС 8 -9 класс
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего
образования, Примерной основной образовательной программой основного
общего образования, Основной образовательной программой основного
общего образования МБОУ «СОШ № 10»
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1) осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего
дальнейшего развития;
2) формировать потребность в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
3) понимать значение литературы как одной из основных национально
- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
4) стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно
-
нравственных качеств, понимать особенности отечественной культуры в
контексте мировой;
5) использовать для решения познавательных и коммуникативных
задач различные источники информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и т.д.);
6) формулировать горизонт своих интересов;
7) пользоваться справочным аппаратом книги, находить нужную книгу
в библиотеке, использовать при самостоятельной работе литературные
ресурсы Интернета и в связи с этим - понимать разницу между текстом и
гипертекстом.
Метапредметные результаты:
1) находить и анализировать нужную информацию, использовать при
самостоятельной работе ресурсы Интернета;
2) понимать разницу между текстом и гипертекстом;
3) организовывать самостоятельную образовательную деятельность
при выполнении индивидуального или коллективного творческого проекта;
4) структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять
собственную позицию соответствующими аргументами, делать выводы;
5) организовывать свою поисковую и исследовательскую деятельность,
прогнозировать ее результативность и оценку;
6) аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных
высказываниях
разных
жанров,
создавать
развернутые
высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать
в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое
чтение;
7) анализировать текст на основе понимания принципиальных отличий
литературного
художественного
публицистического
и
т.
п.,
текста
воспринимать
от
научного,
делового,
прочитанное,
осознавать
художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении,
на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального
осмысления; работать с разными источниками информации, находить ее,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования предметными результатами
изучения предмета «Литература» являются:
1)
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
-
обеспечение
культурной
самоидентификации,
осознание
коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе
изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным
эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять
его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,
создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера,
участвовать
в
обсуждении
прочитанного,
сознательно
планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста
на
основе
понимания
принципиальных
отличий
литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.,
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать
и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину
жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее
важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате
освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны
классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно
уже проводить контроль сформированности этих умений):
определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);
владеть различными видами пересказа (5–6 кл.),
пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной
конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);
характеризовать
героев-персонажей,
давать
их
сравнительные
характеристики (5–6 кл.);
оценивать систему персонажей (6–7 кл.);
находить
характерные
основные
для
изобразительно-выразительные
творческой
художественные функции (5–7 кл.);
манеры
писателя,
средства,
определять
их
выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);
определять родо-жанровую специфику художественного произведения
(5–9 кл.);
объяснять свое понимание нравственно-философской, социальноисторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);
выделять в произведениях элементы художественной формы и
обнаруживать связи между ними (5–7 кл.),
постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные
произведения разных жанров (8–9 кл.);
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий,
характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом
произведения (в каждом классе – на своем уровне);
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и
понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными
в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации
художественного текста; представлять развернутый устный или письменный
ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести
учебные дискуссии (7–9 кл.);
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для
составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания
аннотации, сочинения, эссе, литературно- творческой работы, создания
проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством
учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для
организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне); выражать
личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою
точку зрения (в каждом классе – на своем уровне); выразительно читать с
листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной
литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);
ориентироваться
в
информационном
образовательном
пространстве:
работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной
литературой
(5–9
кл.);
пользоваться
каталогами
библиотек,
библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в
каждом классе – на своем уровне). При планировании предметных
результатов освоения программы следует учитывалось, что формирование
различных
умений,
навыков,
компетенций
происходит
у
разных
обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в
школе.
При
оценке
предметных
результатов
обучения
литературе
учитываются несколько основных уровней сформированности читательской
культуры.
I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием
литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни
(сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста
на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов;
к художественному миру произведения читатель подходит с житейских
позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу
для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения
эстетической
способностями
еще
не
читателя
является
достаточным.
воспроизводить
Оно
характеризуется
содержание
литературного
произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что?
Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное
отношение к событиям и героям – качества последних только называются
/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо. К основным
видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей
I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов
содержания произведения в устной и письменной форме (изложение,
действие
по
действия
по
заданному
алгоритму
с
инструкцией);
формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них
(устные, письменные). Условно им соответствуют следующие типы
диагностических заданий: выразительно прочтите следующий фрагмент;
определите, какие события в произведении являются центральными;
определите, где и когда происходят описываемые события; опишите, каким
вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;
выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.)
для вас места; ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;
определите,
выделите,
найдите,
перечислите
признаки,
черты,
повторяющиеся детали и т. п.
уровень
II
характеризуется
тем,
сформированности
что
обучающийся
читательской
понимает
культуры
обусловленность
особенностей художественного произведения авторской волей, однако
умение находить способы проявления авторской позиции у него пока
отсутствуют У читателей этого уровня формируется стремление размышлять
над прочитанным, появляется умение выделять в произведении значимые в
смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного
произведения, а также возникает стремление находить и объяснять свя- зи
между ними. Читатель этого уровня пытается аргументированно отвечать на
вопрос
«Как
устроен
текст?»
,умеет
выделять
крупные
единицы
произведения, пытается определять связи между ними для доказательства
верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста. К
основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности
читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное
выполнение аналитических процедур с использованием теоретических
понятий
(нахождение
элементов
текста;
наблюдение,
описание,
сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций
каждого
из
элементов;
установление
связи
между ними;
создание
комментария на основе сплошного и хронологически последовательного
анализа
–
пофразового
(при
анализе
стихотворений
и
небольших
прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного;
проведение целостного и межтекстового анализа). Условно им соответствуют
следующие типы диагностических заданий: выделите, определите, найдите,
перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.; покажите, какие
особенности художественного текста проявляют позицию его автора;
покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты
реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего
мира
человека);
проанализируйте
фрагменты,
эпизоды
текста
(по
предложенному алгоритму и без него); сопоставьте, сравните, найдите
сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными
произведениями); определите жанр произведения, охарактеризуйте его
особенности; дайте свое рабочее определение следующему теоретиколитературному понятию. Понимание текста на этом уровне читательской
культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки
теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения
(например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки
жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике,
проблематике и авторской позиции.
III уровень определяется умением воспринимать произведение
как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности,
видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого
уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то
есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено
так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое
построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем
сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном
произведении?».
К
основным
видам
деятельности,
позволяющим
диагностировать возможности читателей, достигших III уровня, можно
отнести устное или письменное истолкование художественных функций
особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а
также истолкование смысла произведения как художественного целого;
создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на
конференцию, рецензии, сценария и т.п. Условно им соответствуют
следующие типы диагностических заданий: выделите, определите, найдите,
перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п. определите
художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.; определите
позицию автора и способы ее выражения; проинтерпретируйте выбранный
фрагмент произведения; объясните (устно, письменно) смысл названия
произведения;
озаглавьте
предложенный
литературного
произведения
нет
текст
заглавия);
(в
случае
напишите
если
у
сочинение-
интерпретацию; напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на
уроках литературы. Понимание текста на этом уровне читательской
культуры осуществляется на основе «распаковки» смыслов художественного
текста
как
дважды
«закодированного»
(естественным
языком
и
специфическими художественными средствами). Разумеется, ни один из
перечисленных уровней читательской культуры не реализуется в чистом
виде, тем не менее, условно можно считать, что читательское развитие
школьников, обучающихся в 5–6 классах, соответствует первому уровню; в
процессе литературного образования учеников 7–8 классов формируется
второй ее уровень; читательская культура учеников 9 класса характеризуется
появлением элементов третьего уровня. Это следует иметь в виду при
осуществлении в литературном образовании разноуровневого подхода к
обучению, а также при проверке качества его результатов. Успешное
освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням
читательской культуры, и способность демонстрировать их во время
экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени
подготовленности обучающихся основной школы. Определяя степень
подготовленности,
следует
учесть
условный
характер
соотнесения
описанных заданий и разных уровней читательской культуры. Показателем
достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий,
сколько качество их выполнения. Учитель может давать одни и те же задания
(определите тематику, проблематику и позицию автора и докажите свое
мнение) и, в зависимости от того, какие именно доказательства приводит
ученик, определяет уровень читательской культуры и выстраивает уроки так,
чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень (работает в
«зоне ближайшего развития»).
Устное народное творчество.
Выпускник научится:
осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;
различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к
пословицам,
поговоркам,
фольклорным
приемам
в
фольклорным
различных
образам,
ситуациях
традиционным
речевого
общения,
сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других
искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как
основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского
народа, формирования представлений о русском национальном характере;
видеть черты русского национального характера в героях русских
сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в
героях народных сказок и былин;
учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного
творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного
чтения; целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих
устных и письменных высказываниях;
определять
ситуацию;
с
помощью
выразительно
пословицы
читать
сказки
жизненную/вымышленную
и
былины,
соблюдая
соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;
пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская
значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные
для народных сказок художественные приемы;
выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой
основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную
сказку от фольклорной; видеть «необычное в обычном», устанавливать
неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая
или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них
воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и
различное с идеалом русского и своего народов);
рассказывать
о
самостоятельно
прочитанной
сказке,
былине,
обосновывая свой выбор; сочинять сказку (в том числе и по пословице),
былину и/или придумывать сюжетные линии;
сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и
сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
самостоятельного
чтения,
руководствуясь
конкретными
целевыми
установками; устанавливать связи между фольклорными произведениями
разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу
сходства и различия).
Древнерусская литература.
Русская литература XVIIIв. Русская литература XIX—XX вв.
Литература народов России.
Зарубежная литература.
Выпускник научится:
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве
формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать
его смысловой анализ;
интерпретировать прочитанное, устанавливать «поле читательских
ассоциаций», выбирать произведения для чтения;
воспринимать художественный текст как произведение искусства,
послание автора читателю, современнику и потомку;
определять актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; выявлять
и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и
на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
определять
актуальность
произведений
для
читателей
разных
поколений и вступать в диалог с другими читателями;
анализировать и истолковывать произведения разной жанровой
природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
создавать
собственный
текст
аналитического
и
интерпретирующего
характера в различных форматах;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в
других искусствах;
работать с разными источниками информации и владеть основными
способами ее обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой
природе художественного текста;
дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть
их художественную и смысловую функцию; сопоставлять «чужие» тексты
интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их; оценивать
интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами
других искусств;
сопоставлять
самостоятельно
произведения
(или
под
русской
руководством
и
мировой
учителя),
литературы,
определяя
линии
сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; вести
самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера,
реферат, проект), в том числе с использованием Интернет-ресурсов.
Обязательное содержание ПП (5 – 9 КЛАССЫ)
А
В
С
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Слово о полку
Игореве» (к. XII в.) (9
кл.)
Древнерусская
литература: «Поучение»
Владимира Мономаха,»(6
кл.), «Житие Сергия
Радонежского» (8 кл.),
«Повесть о Петре и
Февронии Муромских» (7
кл.)
Д.И. Фонвизин
«Недоросль» (1778 –
1782)
(7 кл.)
Н.М. Карамзин
«Бедная Лиза» (1792) (8
кл.)
М.В Ломоносов «Ода на
день восшествия на
Всероссийский престол
Ея Величества
Государыни императрицы
Елисаветы Петровны 1747
года» и др. (7 кл.);
стихотворение
«Случились вместе два
астронома в пиру…» (5
кл.)
Г.Р.Державин
«Властителям и судьям»
(7 кл.), «Памятник» (1795)
Русский
фольклор:сказки:
волшебная «Царевналягушка» ;бытовая
«Каша из топора»; о
животных «Лиса и
журавль»(5 кл.);
народные песни:
«Иван Грозный
молится о сыне»,
«Разин и девкаастраханка» (8 кл.);
загадки, пословицы,
поговорки (5кл.);
былины: «Добрыня
Никитич и Змей
Горыныч», «Илья
Муромец и Соловей
Разбойник» (7 кл.);
предание «Солдат и
смерть»(6 кл.)
(8кл.).
И.А. Крылов
Басни «Волк на псарне»,
«Ворона и Лисица»,
«Волк и Ягнёнок»,
«Свинья под дубом»
(5кл.)
А.С. Грибоедов «Горе
от ума» (1821 – 1824) (9
кл.)
В.А. Жуковский - Баллада
«Светлана» (1812) (6кл),
стихотворения «Море»,
«Невыразимое» (1819)
(8кл.)
А.С. Пушкин
«Евгений Онегин»
(1823 —1831) (9 кл.),
«Дубровский» (1832
— 1833) (6кл),
«Капитанская дочка»
(1832 —1836)
(8 кл.).
А.С. Пушкин:«Деревня»
(1819) (6 кл.), «Редеет
облаков летучая гряда»
(1820) (6 кл.), «19
октября» («Роняет лес
багряный свой убор…»)
(1825) (8 кл.), «Зимняя
дорога» (1826) (5кл.),
«Няне» (1826) (5 кл.),
«Анчар» (1828) (9 кл.),
«На холмах Грузии лежит
ночная мгла…» (1829) (9
кл.)
«Бесы» (1830) (9 кл.),
«Туча» (1835) (6 кл.),
«Узник», «Зимнее
утро»(1829) (6 кл.),
«Пророк» (9 кл.)
Стихотворения:
«К
Чаадаеву»
(«Любви,
надежды,
тихой
славы…») (1818) (7 кл.),
«Песнь о вещем Олеге»
(1822) (7 кл.), «К***»
(«Я
помню
чудное
мгновенье…») (1825) (9
кл.), «Пророк» (1826) (9
кл.),
«Во
глубине
сибирских
руд…»
(1827) (9 кл.), «Я вас
любил: любовь еще,
быть может…» (1829) (9
кл.), «Зимнее утро»
(1829) (6 кл.), «Я
памятник себе
воздвиг
нерукотворный…»
«Маленькие трагедии»
(1830) «Моцарт и
Сальери»,(9 кл.)
«Повести Белкина» (1830)
- «Станционный
смотритель»(6 кл.),
«Метель»,(7кл.)
Поэмы «Руслан и
Людмила» (отрывок)
Поэзия пушкинской
эпохи:
А.А.Дельвиг «Русская
песня»
Н.М.Языков
«Родина»
«Е.А.Баратынский
«Чудный град порой
сольется» (8кл.)
(1836) (9 кл.)
(1818—1820),) (5кл.)
Сказка о мёртвой царевне
и семи богатырях
Повесть «Пиковая дама»
(8 кл.)
М.Ю.Лермонтов«Геро
й нашего времени»
(1838 — 1840). (9 кл.)
Стихотворения:
«Парус» (1832) (6 кл.),
«Смерть Поэта» (1837)
(9 кл.), «Бородино»
(1837) (5 кл.), «Тучи»
(1840), «Утес» (1841) (6
кл.), «Выхожу один я на
дорогу...» (1841)
(9 кл.)
М.Ю.Лермонтов
Стихотворения
«Молитва» («В минуту
жизни трудную…»)
(1839) (9кл), «И скучно и
грустно» (1840) (9 кл.),
«Родина» (1841) (7 кл.),
«Пророк» (1841) ( 9кл.),
«Как часто, пестрою
толпою окружен...» (1841)
(9 кл), «Листок», «На
Севере диком…» (1841)
(6 кл.), «Дума», «Поэт»,
«Нет, не тебя так пылко я
люблю…» (9 кл.)
Поэма «Мцыри» (1839) (8
кл.), «Песня про царя
Ивана
Васильевича,
молодого опричника и
удалого
купца
Калашникова»(1837)
(7
кл.)
Н.В.Гоголь
«Ревизор» (1835) (8
кл.), «Мертвые души»
(1835 – 1841) (9 кл.)
Н.В.Гоголь. Повести –
«Ночь перед Рождеством»
(1830 – 1831) (5кл.),
«Тарас Бульба» (1835) (6
кл), «Шинель» (1839)
(7кл.)
Ф.И. Тютчев –
Стихотворения:
Ф.И. Тютчев
Стихотворения:
Поэзия 2-й половины
XIX в.
«Весенняя гроза»
(«Люблю грозу в начале
мая…») (1828, нач.
1850-х) (5 кл.),
«Silentium!» (Молчи,
скрывайся и таи…)
(1829, нач. 1830-х),
«Умом Россию не
понять…» (1866)
(8 кл.)
«Фонтан» (1836), «Есть в
осени первоначальной…»
(1857), «С поляны коршун
поднялся…» по (8 кл.)
А.А. Фет
А.А. Фет
Стихотворения:
«Шепот, робкое
дыханье…» (1850) (9
кл.), «Как беден наш
язык! Хочу и не
могу…» (1887) (7кл.).
Стихотворения «Учись у
них – у дуба, у берёзы…»
«Целый мир от
красоты…», (8кл.),
«Вечер» (7 кл.)
Н.А.Некрасов.
Стихотворения:
«Крестьянские
дети»
(1861)
(5кл.),
«Вчерашний день, часу
в шестом…» (1848)
(7кл.),
«Несжатая
полоса» (1854) (8кл).
А.К.Толстой
Стихотворения «Край
ты мой, родимый
край..», «И у меня был
край
родной когда-то»,
«Источник
за
вишневым садом» (7
кл.)
Н.А.Некрасов
Стихотворения:«Железна
я дорога» (1846),
«Размышления у
парадного подъезда»
(1858) (7 кл.), «Зеленый
Шум» (1862-1863),
«Внимая ужасам
войны…» (8 кл.) «В
полном разгаре страда
деревенская», «Великое
чувство!...» (6 кл.)
И.С.Тургенев
Рассказы: «Певцы»
(1852) (7 кл.), «Бирюк»»
В.Г.Короленко
Повесть «В дурном
(1846, 1874) (6 кл.),
«Муму» (1852) (5
кл.),повесть «Ася» (1857)
(8 кл.); стихотворения в
прозе: «Воробей» (1878),
«Два богача» (1878),
«Русский язык» (1882)
(5кл.)
Н.С.Лесков
Повесть:
(1881), (7 кл.)
«Левша»
М.Е.Салтыков-Щедрин
- Сказки «Повесть о том,
как один мужик двух
генералов прокормил»
(1869) , «Премудрый
пескарь» (1883) (7 кл.)
Л.Н.Толстой
Повести«Детство»
(1852), «Отрочество»
(1854) (6 кл.), «Юность»
(9 кл.).;
рассказы«Кавказский
пленник» (5 кл.). «Бедные
люди» (6 кл.), «После
бала» (8 кл.)
Ф.М.Достоевский
Повесть «Белые ночи» (9
кл.)
А.П.Чехов
Рассказы «Толстый и
тонкий» (1883) (6 кл.),
«Смерть чиновника»,
«Хамелеон» (1884) (7 кл.),
«Злоумышленник»,
«Пересолил» (1885) (5кл)
обществе» (6 кл.)
А.А.Блок
Стихотворения:
«Девушка пела в
церковном хоре…» (1905),
«Россия», «Родина»(9 кл.)
, «Летний вечер» (5 кл.)
А.А.Ахматова
Стихотворения «Перед
весной бывают дни
такие…» (1915) (9 кл.),
«Родная земля» (1961)(9
кл.) «Мужество» (6 кл.)
Н.С.Гумилев
Стихотворение «Слово»
(1921) (6 кл.)
М.И.Цветаева
Стихотворение
«Генералам двенадцатого
года» (1913) (8кл.)
Проза конца XIX –
начала XX вв.
М.Горький
Повесть «Детство» (7
кл.), рассказ «Старуха
Изергиль» (7 кл.),
А.И.Куприн
Рассказ
«Белый
пудель» (6 кл),
И. А.Бунин
Рассказы
«Лапти»
(6кл.), «Подснежник»
(5 кл.), «Кукушка»
(7кл.); стихотворения
«Не видно птиц…» (6
кл.), «Густой зеленый
ельник у дороги» (5
кл.)
Л. Андреев
«Петька на даче»
А.Грин
Повесть«Алые
паруса» (7кл)
О.Э.Мандельштам
Стихотворение «Звук
осторожный и глухой…»
(1908) (7кл.)
В.В.Маяковский
Поэзия 20-50-х годов
Стихотворения «Хорошее ХХ в.
отношение к лошадям»
Б.Л.Пастернак «Во
(1918) (8 кл.),
всем
мне
хочется
«Необычайное
дойти
до
самой
приключение, бывшее с
сути…»,
«Февраль.
Владимиром Маяковским Достать чернил и
летом на даче» (1920) (7
плакать!»
(9кл.),
кл.)
Н.А.Заболоцкий
«Не позволяй душе
лениться» (7 кл.),
С.А.Есенин
«Песнь о собаке» (1915)
(6 кл.), «Нивы сжаты,
рощи голы…» (1917 –
1918 (5 кл.)), «Разбуди
меня
завтра
рано…»
(1917) (6 кл.)
М.А.Булгаков
«Некрасивая девочка»
(8 кл.).
Проза русской
эмиграции
И.С.Шмелев
Рассказ «Русская
песня»
Повесть «Собачье
сердце» (1925) (9кл.)
А.П.Платонов
Рассказ «Никита» (1945)
(5кл)
М.М.Зощенко
Рассказы «Аристократка»
(1923), «Обезьяний язык»
(1929 (8кл)
А.Т. Твардовский
Стихотворение «Я знаю
никакой моей вины…»
(1966) (8 кл.);
Поэма «Василий Теркин»
(«Книга про бойца»)
(1942-1945) – главы
«Переправа», «О
награде», « «Два
солдата», (7кл.).
А.И. Солженицын
Рассказ «Матренин двор»
(1959) (9 кл.)
В.М.Шукшин
Рассказы «Чудик» (1967)
«Микроскоп» (8 кл.)
Проза о Великой
Отечественной войне
М.А.Шолохов Рассказ
«Судьба человека» (
9кл), В.Л.Кондратьев
Повесть «Сашка», ( 9
кл)
Художественная
проза о человеке и
природе, их
взаимоотношениях:
М.М.Пришвин
Сказка-быль
«Кладовая солнца» (6
кл),
К.Г.Паустовский
Повесть «Мещерская
сторона» (7 икл.)
Проза о детях:
В.Г.Распутин
Рассказ
«Уроки
французского»(8 кл.),
В.П.Астафьев
Рассказы «Васюткино
озеро» (5кл), «Конь с
розовой гривой» (6
кл), «Фотография, на
которой меня нет» (8
кл.)
Ф.А.Искандер
Рассказ«Тринадцатый
подвиг Геракла» (6
кл),
Ю.П.КазаковРассказ
«Тихое утро» (7 кл.)
Е.Мурашова
Повесть
«Класс
коррекции» (отрывок)
(6 кл.)
В. Крапивин «Дети
Синего фламинго»
Поэзия 2-й половины
ХХ в.
Н.М.Рубцов
«Звезда полей», (5кл.),
Б.Ш.Окуджава «До
свидания, мальчики»
(8 кл.)
А.А. Вознесенский
«Муромский сруб» (7
кл.)
К.Симонов«Жди
меня» (6 кл.)
Р.Гамзатов«Журавли
» (6 кл.)
М.В. Исаковский
«Враги сожгли
родную хату»,
«Катюша» (8 кл.)
Литература народов России
Г.Тукай«Родная
деревня» (7кл.)
Зарубежная литература
Гомер «Одиссея»
(фрагменты)(5кл.)
Мифы Древней
Греции
Данте. «Божественная
комедия» (фрагменты)
«Пять веков», «Яблоки
Гесперид» (6кл.)
(9 кл.)
М. де Сервантес «Дон
Кихот» (главы по
выбору) (8кл.)
В.Шекспир
Трагедия «Ромео
Джульетта» (1594
1595).
(8 кл.)
В.Шекспир
и Трагедия «Гамлет» (9
– кл.)
Сонеты
№ 66 «Измучась всем, я
умереть хочу...» (пер. Б.
Пастернака), № 68 «Его
лицо - одно из
отражений…» (пер. С.
Маршака), (7 кл.)
Дж. Г. Байрон
«Паломничество Чайльд
Гарольда» (1809 – 1811)
(пер. В. Левика).
(9 кл.) , «Душа моя
мрачна» (9 кл.)
Ж-Б. Мольер
Комедия «Мещанин во
дворянстве» (1670)
(9кл.).
Г.Х.Андерсен
Сказка «Соловей» (5 кл.)
Зарубежная сказочная
и фантастическая
проза:
Э.Т.А. Гофман
«Щелкунчик и
мышиный король» (5
кл.)
Бр.Гримм
«Снегурочка» (6 кл.)
Зарубежная
новеллистика:
О`Генри «Дары
волхвов», «Вождь
краснокожих» (6кл.)
Зарубежная проза о
детях и подростках:
М.Твен«Приключения
Тома Сойера». (5
кл.),А.де СентЭкзюпери «Маленький
принц» (7кл),
А.Линдгрен
«Приключения Эмиля
из Леннеберги» (5 кл.)
А. де СентЭкзюпери«Маленький
принц» (1943)
(6 кл.)
Зарубежная проза о
животных и
взаимоотношениях
человека и природе:
Дж. Лондон «Любовь
к жизни» (6кл.)
Современные
зарубежная проза:
Д. Пеннак «Собака
Пес» (8 кл.)
Тематическое планирование (8 класс)
№п
/п
1
№
урока
в теме
1
2
1
3
2
4
2
5
1
6
2
7
3
8
1
9
2
10
3
тема урока
ВВЕДЕНИЕ (1 Ч)
Введение. Художественная литература и
история.
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
(2 Ч)
Исторические песни: «Разин и девкаастраханка». Связь с представлениями и
исторической памятью и отражение их в
народной песне.
«Иван Грозный молится о сыне» Средства
выразительности, проблематика в исторической
песне и песне-плаче.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 Ч)
«Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила
нравственных представлений о человеке.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА (3 ч)
Державин Г.Р. Поэт и государственный
чиновник. Тема поэта и поэзии в стихотворении
«Памятник».
Карамзин Н. М. Основные вехи биографии.
Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза»- новая
эстетическая реальность.
Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная
проблематика и тематика, новый тип героя.
Образ Лизы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА (26 Ч)
Поэты круга Пушкина: Основные темы, мотивы
лирики В.А. Жуковского«Море»,
«Невыразимое», Н.М. Языкова «Родина»,
«Чудный град порой сольётся» Е. А.
Баратынского «Чудный град порой сольется»,
А.А. Дельвига «Русская песня».
количес
тво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Пушкин А.С. Тематическое богатство поэзии
1
поэта. Стихотворение «19 октября»(«Роняет лес
багряный свой убор…»).
Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка». 1
Творческая история повести, проблематика.
Система образов повести. Композиция.
11
4
12
5
13
6
14
7
15
8(р/р)
16
9
17
10
18
11
19
20
12
13
21
14
22
15
23
16
24
25
17
(р/р)
18
26
19
27
20
28
21
29
22
Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка».
Формирование характера Петра Гринева.
Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка».
Падение Белогорской крепости.
Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка»
Образ Маши Мироновой.
Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка».
Образ Пугачева.
Классное сочинение по повести А.С.Пушкина
«Капитанская дочка».
Пушкин А.С. Мир таинственного в повести
«Пиковая дама».
Лермонтов М.Ю. Страницы жизни и творчества.
«Мцыри»-романтическая
поэма
о
вольнолюбивом юноше.
Композиция и художественные особенности
поэмы Лермонтова М.Ю. «Мцыри»
«Мцыри – любимый идеал поэта». В.Белинский.
Гоголь Н.В. Интерес писателя к театру.
Творческая история комедии «Ревизор».
Гоголь Н.В. «Ревизор». Хлестаков и «миражная»
интрига.
Гоголь Н.В. «Ревизор». Русское чиновничество в
сатирическом изображении автора.
Гоголь Н.В. «Ревизор». Хлестаковщина как
общественное явление.
Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
(«О чем мечтают герои комедии «Ревизор?»)
Тургенев И.С. Любовь в жизни писателя.
Повесть «Ася».
Тургенев И.С. Повесть «Ася». Образ Аси:
любовь, нежность, верность – основное в образе
героини.
Некрасов Н.А. Судьба и жизнь народная в
изображении поэта. Человек и природа в
стихотворениях Некрасова. Стихотворения
«Внимая ужасам войны…», «Зелёный шум»,
«Несжатая полоса» .
Фет А.А. Краткие сведения о поэте. Основные
мотивы лирики Фета. Стихотворения «Учись у
них – у дуба, у березы…», «Целый мир от
красоты...»
Ф.И. Тютчев. Тема и идея стихотворений
«Silentium», «Умом Россию не понять» .
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30
23
31
24
32
25
33
26
34
1
35
2
36
3
37
4
38
5(р/р)
39
6
40
7
41
8
42
9 (в/ч)
43
44
10
11
45
12
46
13
47
1
Островский
А.Н.
О
писателе.
Элементы фольклора в пьесе «Снегурочка».
Пьеса «Снегурочка».Особенности конфликта
пьесы – сказки.
Толстой Л.Н.Краткие сведения о писателе.
Рассказ «После бала». Становление личности в
борьбе против жестокости и произвола.
Толстой Л.Н. «После бала». Приёмы создания
образов.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА (13 ч )
Маяковский В.В. Краткие сведения о поэте. «Я»
и «вы», поэт и толпа в стихотворениях поэта.
«Хорошее отношение к лошадям».
Зощенко
М.М.
«Обезьяний
язык».
Художественное своеобразие рассказа.
Зощенко
М.М.
Проблематика
рассказа
«Аристократка».
Заболоцкий Н.А. «Некрасивая девочка». Тема
красоты в лирике поэта
«Что есть красота?» (подготовка к домашнему
сочинению)
Поэзия М.В.Исаковского. «Враги сожгли
родную хату». «Катюша»
Краткие сведения о Твардовском А.Т. «Я знаю
никакой моей вины…»
Астафьев В.П.
Рассказ «Фотография, на
которой меня нет». Проблема нравственной
памяти.
«Музы не молчали» (стихи поэтов 20 века о
войне).
Краткие сведения о Распутине В.Г.
Распутин В.Г. Уроки доброты. Нравственная
проблематика повести «Уроки французского».
Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского».
Центральный конфликт и основные образы
повести.
Итоговая контрольная работа.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 Ч)
Шекспир У. Эпоха Возрождения. Пьеса «Ромео 1
и Джульетта». История сюжета и прототипы
48
2
49
50
51
ИТ
ОГ
О
3
1
1
Сочине
ний -3,
контро
льных
работ 1.
героев.
Сервантес М. Краткие сведения о писателе.
Роман «Дон Кихот». Донкиходство.
Пеннак Д. «Собака Пес».
Итоговый урок. Чтение летом.
Резервный урок.
1
1
1
1
Всего:
51 ч.
Тематическое планирование (9 класс)
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
тема урока
№
урока
в теме
1
Вводный урок. Шедевры русской литературы.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (7 Ч)
1
Возникновение литературы на Руси.
2
Историческая и художественная ценность «Слова
о полку Игореве».
3
Патриотический пафос произведения.
4
Человек и природа в художественном мире поэмы.
5
Стилистические особенности. Образ автора.
6
Фольклорные, языческие и христианские мотивы и
символы в поэме.
7( Р/р.) Сочинение по «Слову о полку Игореве».
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (4 Ч)
1
«Столетье безумно и мудро». Классицизм в
русском и мировом искусстве.
2
Жизненный подвиг А. Н. Радищева.
3
Книга Радищева «Путешествие из Петербурга в
Москву». Жанр, идея.
4
Своеобразие художественного метода
А.Н.Радищева.
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (53 Ч)
1
«Золотой век русской литературы».
2
А.С.Грибоедов. Личность и судьба
3
Творческая история комедии «Горе от ума».
Своеобразие конфликта и тема ума в комедии.
Композиция.
4
Идеалы и антиидеалы Чацкого.
5
Фамусовская Москва как «срез» русской жизни
начала XIX века.
6
Чацкий и Молчалин.
7
Образ Софьи в трактовке современников и в
нашем видении.
8
Особенности создания характеров в комедии
«Горе от ума».
9
И.А. Гончаров «Мильон терзаний».
10
Сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе
( Р/р.)
от ума»
количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
11
24
12
25
13
26-27
14-15
28
29
16
( Р/р.)
17
30
18
31
19
32
33
34
35
20
21
22
23
36
37
38
24
25
26
39
40-41
27
( Р/р.)
28-29
42
30
43
31
44
32
А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь.
Темы, мотивы и жанровое многообразие лирики.
Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина.
Стихотворения «Анчар», «Бесы».
Лирика любви и дружбы А.С.Пушкина
Адресаты лирики. Стихотворения «К***» («Я
помню чудное мгновенье»), «Во глубине
сибирских руд».
Тема назначения поэта и поэзии в лирике
А.С.Пушкина. Стихотворения «Пророк», «Я
памятник себе воздвиг нерукотворный».
Обучение анализу лирического текста. Моё
любимое стихотворение Пушкина.
Нравственно-философское звучание «Маленьких
трагедий» Пушкина.
Идея «сверхчеловека» в трагедии А. С. Пушкина
«Моцарт и Сальери».
История создания романа «Евгений Онегин».
Проблематика. Художественные особенности
произведения.
Онегин в Петербурге.
Онегин в деревне.
Онегин и Ленский.
Образ Татьяны Лариной как «милый идеал»
автора.
Картины жизни русского дворянства в романе.
Образ автора на страницах романа.
Значение Пушкина в развитии русской литературы
и литературного языка. Критики о Пушкине.
Сочинение по творчеству Пушкина.
1
М.Ю.Лермонтов. Жизненный и творческий
путь. Судьба поэта и его поколения.
Стихотворения
«Дума», «Молитва» («В минуту жизни
трудную…»).
Тема свободы и назначения художника.
Стихотворения «Смерть поэта», «Поэт»
(« Отделкой золотой блистает мой кинжал»).
Тема одиночества в творчестве поэта.
Стихотворения «Выхожу один я на дорогу», «И
скучно и грустно».
Адресаты любовной лирики Лермонтова.
Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я
люблю…».
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
45
33
( Р/р.)
46
34
47
35
48
49
50
51
36
37
38
39
52
53
54
40
( Р/р.)
41
42
55-56
43-44
57
58
59
60
61
62
45
46
47
48
( Р/р.)
49
50
63
64
51
52
65
53
66
1
67-68
2-3
69
4
70
5
Классное сочинение обучающего характера.
Восприятие, истолкование, оценка одного из
стихотворений Лермонтова.
«Герой нашего времени» как первый русский
философский роман в прозе.
Своеобразие композиции и образной системы
романа.
Автор и его герой.
Печорин как «портрет поколения»
Печорин в ряду других персонажей романа.
Споры о романтизме и реализме романа «Герой
нашего времени».
Сочинение по творчеству Лермонтова.
1
Жизнь и творчество Н.В.Гоголя.
Поэма «Мёртвые души». Жанр, композиция,
приёмы типизации.
Россия «мёртвых душ». Галерея человеческих
типов.
Чичиков и чичиковщина.
Образ Родины в поэме «Мёртвые души».
Фигура автора и роль лирических отступлений.
Сочинение по творчеству Гоголя.
1
1
Лирика А.А. Фета. «Шёпот, робкое дыхание».
Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. Повесть
«Белые ночи».
«Мечтанье – есть душа поэтов»
Л. Н. Толстой «Юность». Нравственные проблемы
повести.
«Юность». Образ главного героя. Тема дружбы в
повести.
ЛИТЕРАТУРА XXВЕКА (12 Ч)
«Серебряный век» русской поэзии (символизм,
акмеизм, футуризм).
Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика
А. А. Блока: «Россия», «Родина», «Девушка пела в
церковном хоре...», А. А. Ахматовой:« Перед
весной бывают дни такие...», «Родная земля», Б. Л.
Пастернака: «Во всём мне хочется дойти до самой
сути», «Февраль. Достать чернил и плакать...»).
М. А. Булгаков. «Собачье сердце». Шарик и его
неожиданный покровитель.
«Собачье сердце». Полиграф Полиграфович
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
71
6
72
73
74-75
7
8
9-10
76
77
11
12
( Р/р.)
78
79
1
2
80
3
81
4
82
5
83
6
84-85 1-2
Итого Сочине
ний-8
ч,
конт
ро
льных
работ-1
ч
действует. Шариков и Швондер.
А.И.Солженицын «Матренин двор». Жанровое
своеобразие рассказа.
Образ праведницы в рассказе.
Нравственная проблематика рассказа.
М. А. Шолохов. «Судьба человека». Судьба
человека, искалеченного войной.
В. Л. Кондратьев. «Сашка». Жизнь на войне.
Классное сочинение. «Подвиг человека на войне».
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (6 Ч)
Античная лирика. Катулл. Гораций.
Вечные проблемы в трагедии У.Шекспира
«Гамлет».
Ж.- Б. Мольер «Мещанин во дворянстве».
Проблематика. Герои пьесы.
Истоки детективной литературы. Э. По.
«Убийство на улице Морг».
Д. Г. Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда».
Разочарование и одиночество героя.
Итоговое контрольное тестирование.
Резервные уроки.
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
Всего
85ч.