РП 10-11 русский язык углублённый

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №
10» Свердловская область, г. Артемовский, ул. Пригородная, 2 А
Тел.: 8(343 63)26773, e-mail: artschool10@mail.ru сайт: https://10art.uralschool.ru/

Приложение №2
к Основной образовательной
программе основного общего образования
МБОУ «СОШ №10»
(в ред. от 30.08.2023 г), утверждённой
Приказом директора МБОУ «СОШ №10»
от 30.08.23 г № 99-од

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
среднее общее образование
на основе ФГОС 11 класс
(углублённый уровень)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и
способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и
строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную
позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и
настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества,

потребность

в

физическом

самосовершенствовании,

занятиях

спортивно-оздоровительной деятельностью;
–

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,

бережное,

ответственное

и

компетентное

отношение

к

собственному

физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России
как к Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности
в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной

общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к
служению Отечеству, его защите;
–

уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,

гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
–

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,

проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных
прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать
собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

–

интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,

готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной
организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной

самоорганизации,

самоуправления,

общественно

значимой

дружбы,

равенства,

деятельности;
–

приверженность

идеям

интернационализма,

взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному
достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
–

готовность

обучающихся

противостоять

идеологии

экстремизма,

национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.
Личностные

результаты

в

сфере

отношений

обучающихся

с

окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
–

принятие

гуманистических

ценностей,

осознанное,

уважительное

и

доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому,
психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения
на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести,
долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные

результаты

в

сфере

отношений

обучающихся

к

окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
–

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,

значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира
и общества;
–

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на

протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за
состояние природных ресурсов; умения

и

навыки

разумного

природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в
сфере социально-экономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным
видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического,
социального и академического благополучия обучающихся:
–

физическое,

эмоционально-психологическое,

социальное

благополучие

обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные

результаты

освоения

основной

образовательной

программы представлены тремя группами универсальных учебных действий
(УУД).
1. Регулятивные

универсальные

учебные

действия

Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и
критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности
и жизненных ситуациях;
–

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,

необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
–

сопоставлять

полученный

результат

деятельности

с

поставленной заранее целью.
2.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,

осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
–

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая

ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать
партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы
быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей,
критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

–

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и

комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.

Планируемые предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на углубленном уровне научится:
– воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного
знания;
– рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся
системы;
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
– анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и
чужой речи;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе
о богатстве и выразительности русского языка);
– отмечать отличия языка художественной литературы от других
разновидностей современного русского языка;

– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории
русского языкознания;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации,
отбирать и анализировать полученную информацию;
– оценивать стилистические ресурсы языка;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;
–

владеть

умениями

информационно

перерабатывать

прочитанные

прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов;
– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной
форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на
основе знаний о нормах русского литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

и

– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
(в том числе художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне получит возможность
научиться:
– проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
– выделять и описывать социальные функции русского языка;
– проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными
функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой
деятельности;
– анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную
интерпретацию;
– характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского
языка;
– проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в
виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
– проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии
С его

функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;

– критически оценивать устный монологический текст и устный
диалогический текст;
– выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой
принадлежности;
– осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
– использовать языковые средства с учетом вариативности современного
русского языка;
– проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
– редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров
наоснове знаний о нормах русского литературного языка;

– определять пути совершенствования собственных коммуникативных
способностей и культуры речи.

Содержание учебного предмета «Русский язык»
Углубленный уровень
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ (105 часов)
1. Повторение и обобщение изученного в 5—9 классах (12 часов)
2. Язык как средство общения (18 ч)
Русский язык как хранитель духовных ценностей нации. Русский язык как один
из важнейших современных языков мира, как национальный язык русского
народа, как государственный язык Российской Федерации и как язык
межнационального общения. Отражение в языке исторического опыта народа,
культурных достижений всего человечества. Основные формы существования
национального языка: литературный язык, территориальные диалекты (народные
говоры), городское просторечие, профессиональные и социально-групповые
жаргоны. Национальный язык — единство его различных форм (разновидностей).
Основные признаки литературного языка: обработанность, нормированность,
относительная устойчивость (стабильность), обязательность для всех носителей
языка, стилистическая дифференцированность, высокий социальный престиж в
среде носителей данного национального языка.
Речевое общение как социальное явление. Социальная роль языка в обществе.
Общение как обмен информацией, как передача и восприятие смысла
высказывания. Активное использование невербальных средств. общения (жесты,
мимика, поза). *Учёт национальной специфики жестов как необходимое условие
речевого общения. * Виды жестов (дублирующие актуальную речевую
информацию, замещающие речевое высказывание, регулирующие речевое
общение, усиливающие содержание речи и др.). Монолог, диалог и полилог как
основные разновидности речи. Виды монолога: внутренний (обычно протекает во

внутренней речи) и внешний (целенаправленное сообщение, сознательное
обращение к слушателю). Виды монологической речи по цели высказывания:
информационная, убеждающая и побуждающая. Виды диалога и полилога в
соответствии с ситуацией общения: бытовой диалог (полилог) и деловая беседа.
Устная и письменная речь как формы речевого общения. Основные особенности
устной

речи:

неподготовленность,

спонтанность,

прерывистость;

ориентированность на слуховое и зрительное восприятие, на присутствие
собеседника, его реакцию; передача эмоций при помощи интонации, мимики,
жестов; возможность воспроизведения речи только при наличии специальных
технических

устройств;

необходимость

соблюдения

орфоэпических

и

интонационных норм. Наличие в устной речи неполных предложений,
незаконченных фраз, лексических повторов, конструкций с именительным темы,
подхватов, самоперебивов и др. Основные жанры устной речи: устный рассказ,
выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и
развёрнутый) на уроке, дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. д. Типичные
недостатки устной речи: интонационная и грамматическая нерасчленённость,
бедность. Письменная форма речи как речь, созданная с помощью графических
знаков на бумаге, экране монитора, мобильного телефона и т. п. Основные
особенности

письменной

речи:

подготовленность,

логичность,

точность

изложения; ориентированность только на зрительное восприятие и отсутствие
собеседника; передача эмоций при помощи знаков препинания и некоторых
других графических средств; возможность многократного воспроизведения,
возвращения
необходимость

к

тексту,

возможность

соблюдения

многократного

орфографических

и

совершенствования;

пунктуационных

норм.

Использование в письменной речи различных способов графического выделения
важных для передачи смысла фрагментов печатного текста (разные типы шрифта,
полужирный шрифт, курсив, подчёркивание, обрамление, особое размещение
текста на странице и т. п.). Основные жанры: письма, записки, деловые бумаги,
рецензии, статьи, репортажи, сочинения, конспекты, планы, рефераты и т. п.

Основные требования к письменному тексту: 1) соответствие содержания текста
теме и основной мысли; 2) полнота раскрытия темы; 3) достоверность
фактического материала; 4) последовательность изложения (развёртывания
содержания по плану); логическая связь частей текста, правильность выделения
абзацев; 5) смысловая и грамматическая связь предложений и частей текста; 6)
стилевое единство; 7) соответствие текста заданному (или выбранному) типу
речи; 8) соответствие нормам русского литературного языка (грамматическим,
речевым, правописным — орфографическим и пунктуационным).
Основные условия эффективного общения. Необходимые условия успешного,
эффективного общения: 1) готовность к общению (обоюдное желание собеседников
высказать своё мнение по обсуждаемому вопросу, выслушать своего партнёра;
наличие у собеседников общих интересов, достаточного жизненного опыта,
начитанности, научных знаний для понимания смысла речи собеседника;
владение необходимым объёмом культурологических знаний и др.);
2) высокий уровень владения языком и коммуникативными навыками; 3)
соблюдение норм речевого поведения и др. * Прецедентные тексты как тексты
(фразы, слова), которые имеют историко-культурную ценность и на которые
часто ссылаются носители языка (цитаты из общеизвестных художественных
произведений; ссылки на мифы, предания, сказки; афоризмы, пословицы,
крылатые слова, фразеологические обороты; фразы из песен, названия книг,
спектаклей, опер, фильмов; высказывания героев популярных кинофильмов и т.
п.). Понимание прецедентных текстов как одно из условий эффективности
речевого общения. Умение задавать вопросы как условие эффективности
общения, в том числе и интернет-общения. Типичные коммуникативные неудачи,
встречающиеся в письменных экзаменационных работах старшеклассников:
неясно выраженная мысль, нарушение этических норм общения (например,
неоправданная агрессия речи, преувеличение степени речевой свободы,
допустимой в коммуникативной ситуации экзамена), неуместное использование
того или иного языкового средства выразительности и др.

3. Виды речевой деятельности и информационная переработка текста (59 ч)
Виды речевой деятельности. Виды речевой деятельности: 1) связанные с
восприятием и пониманием чужой речи (аудирование, чтение); 2) связанные с
созданием собственного речевого высказывания (говорение, письмо). Речь
внешняя как речь, доступная восприятию (слуху, зрению) других людей. Речь
внутренняя как речь, недоступная восприятию других людей. Несобственнопрямая речь как один из способов передачи внутренней речи персонажа
литературного произведения.
Чтение как вид речевой деятельности. Чтение как процесс восприятия,
осмысления и понимания письменного высказывания. Основные виды чтения:
поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее (обобщение).
*Маркировка фрагментов текста при изучающем чтении (закладки с пометками;
подчёркивание карандашом; выделения с помощью маркера; использование
специальных знаков и др.). Типичные недостатки чтения: 1) отсутствие гибкой
стратегии чтения; 2) непонимание смысла прочитанного текста или его
фрагментов; 3) наличие регрессий, то есть неоправданных, ненужных возвратов к
прочитанному; 4) сопровождение чтения артикуляцией; 5) низкий уровень
организации внимания; 6) малое поле зрения; 7) слабое развитие механизма
смыслового прогнозирования.
Аудирование как вид речевой деятельности. Аудирование как процесс
восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Основные виды
аудирования в зависимости от необходимой глубины восприятия исходного
аудиотекста: выборочное, ознакомительное, детальное. Правила эффективного
слушания: максимальная концентрация внимания на собеседнике; демонстрация
с помощью реплик, мимики, жестов своего внимания к собеседнику,
понимания/непонимания,

одобрения/неодобрения

его

речи;

максимальная

сдержанность в выражении оценок, советов. Типичные недостатки аудирования:
1) отсутствие гибкой стратегии аудирования; 2) непонимание смысла
прослушанного текста или его фрагментов; 3) отсеивание важной информации; 4)

перебивание собеседника во время его сообщения; 5) поспешные возражения
собеседнику.
Основные

способы

информационной

переработки

прочитанного

или

прослушанного текста. Информационная переработка прочитанного или
прослушанного текста как процесс извлечения необходимой информации из
текста-источника и передача её разными способами. Основные способы сжатия
исходного текста: 1) смысловое сжатие (выделение и передача основного
содержания

текста)

—

исключение,

обобщение;

2)

языковое

сжатие

(использование более компактных, простых языковых конструкций) — замена
одних

синтаксических

конструкций

другими;

сокращение

или

полное

исключение повторов, синонимов, синтаксических конструкций и т. п.; слияние
нескольких предложений в одно (обобщение изученного). Основные способы
информационной переработки текста и преобразования его на основе
сокращения: составление плана, тезисов, аннотации, конспекта, реферата,
рецензии. Виды плана: назывной, вопросный, тезисный, цитатный (обобщение
изученного). Тезисы как кратко сформулированные основные положения
исходного, первичного текста. Аннотация как краткая характеристика печатного
произведения (статьи, книги) с точки зрения его назначения, содержания, вида,
формы и других особенностей. Конспект как краткое связное изложение
содержания исходного текста (статьи, параграфа учебника, лекции). Основные
рекомендации к сокращению слов при конспектировании. Реферат как
письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана
информация из одного или нескольких источников. Реферат как итог
проведённого мини-исследования или проектной работы; как демонстрация
знаний

по

исследуемой

проблеме,

описание

результатов

проведённого

исследования, формулирование выводов. Основные части реферата: вступление,
в котором объясняется выбор темы, обосновывается её важность, формулируются
цель и задачи исследования; основная часть, где должен четко, связно, логично и
последовательно излагаться основной материал по теме; внутри основной части

выделяются подразделы; заключение, в котором подводятся итоги работы,
формулируются выводы; список использованной литературы; приложение, в
котором обычно помещают таблицы, схемы, фотографии, макеты и т. п.
Типичные языковые конструкции, характерные для реферативного изложения.
Реферат как письменная форма доклада или выступления по теме исследования.
Мультимедийная презентация как видео- и/или аудиосопровождение реферата и
как синтез текста и наглядного материала разных видов (рисунки, иллюстрации,
фотографии, фотоколлажи, схемы, таблицы, диаграммы, графики и т. п.).
Рецензия как анализ и оценка научного, художественного, кинематографического
или музыкального произведения. План, тезис, аннотация, конспект, реферат,
рецензия как жанры научного стиля речи. Речевые стандартные обороты (клише),
характерные для текстов указанных жанров.
Говорение как вид речевой деятельности. Говорение как вид речевой
деятельности,

посредством

которого

осуществляется

устное

общение,

происходит обмен информацией. Основные качества образцовой
правильность,

ясность,

точность,

богатство,

выразительность,

речи:

чистота,

вежливость. Смыслоразличительная роль интонации в устном высказывании.
Критерии

оценивания

устного

высказывания

учащегося

(сообщения,

выступления, доклада): 1) содержание устного высказывания (правильность и
точность понимания темы; соответствие высказывания теме и полнота её
раскрытия;

чёткость

высказывания;

и

смысловое

последовательность

определённость
и

изложения;

выражения

стилистическое

основной

единство,

наличие/отсутствие

мысли

связность

логических

и

ошибок;

наличие/отсутствие аргументов, обосновывающих точку зрения учащегося;
соответствие

устного

высказывания

заданной

речевой

ситуации

(коммуникативная цель высказывания, адресат, место и условия общения), сфере
общения, заданному жанру и стилю речи); 2) речевое оформление устного
высказывания (точность выражения мысли, использование разнообразных
грамматических конструкций; соответствие языковых средств заданной речевой

ситуации и стилю речи; употребление слов в соответствии с их лексическим
значением

и

стилистической

окрашенностью;

наличие/отсутствие

слов,

выходящих за пределы литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты и др.);
наличие/отсутствие орфоэпических ошибок; наличие/отсутствие грамматических
ошибок; наличие/отсутствие речевых ошибок); 3) выразительность речи
(уместное использование в речевом высказывании выразительных языковых
средств (интонационных, лексических, грамматических) в соответствии с
заданной речевой ситуацией, коммуникативной целью речи и стилем речи;
уместное использование языковых средств привлечения и удерживания внимания
слушателей; уместность и корректность использования невербальных средств
общения — мимики, жестов); 4) взаимодействие с собеседниками в процессе
обсуждения устного высказывания (адекватное восприятие и понимание
вопросов по содержанию устного высказывания; способность кратко и точно
формулировать

мысль,

убеждать

собеседников

в

своей

правоте,

аргументированно отстаивать свою точку зрения). Публичное выступление
(обобщение изученного)
Письмо как вид речевой деятельности. Письмо как вид речевой деятельности,
связанный с созданием письменного высказывания. Связь письма с другими
видами речевой деятельности человека (говорением, чтением, аудированием).
Письмо как вид речевой деятельности, востребованный в сфере образования.
Виды письменных речевых высказываний школьника. Основные требования к
письменной речи: правильность, ясность, чистота, точность, богатство,
выразительность. Критерии оценивания письменного высказывания учащегося
(содержание

письменного

высказывания,

речевое

оформление

и

выразительность, его соответствие грамматическим, орфографическим и
пунктуационным нормам).
4. Повторение в конце учебного года (13 ч)

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ (102 часа)
1. Повторение изученного в 5-9 классах.
2. Русский язык как составная часть национальной культуры. Основные функции

языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, эстетическая (повторение).
Кумулятивная (культуроносная) функция как способность языка накапливать и
передавать опыт поколений, служить хранилищем человеческого опыта,
культурно-исторической информации. Язык как составная часть национальной
культуры; как продукт культуры, в котором сосредоточен исторический
культурный опыт предшествующих поколений; как средство дальнейшего
развития культуры, условие формирования и существования нации, средство
формирования личности. Отражение в языке материальной и духовной культуры
народа

(реального

мира, окружающего

человека,

условий

его

жизни;

общественного самосознания народа, его менталитета, национального характера,
образа жизни, традиций, обычаев, морали, системы ценностей, мироощущения).
Развитие новых лингвистических дисциплин, в центре внимания которых
находится

человек

как

носитель

языка

(языковая

личность).

Лингвокультурология как наука, объектом изучения которой являются язык и
культура

народа.

*

Концепты

как

ключевые

слова, характеризующие

национальную культуру. Прецедентные имена или тексты как важнейшее
явление, которое имеет культурологическую ценность и изучается современной
лингвокультурологией. Безэквивалентная лексика как группа слов, трудно
переводимых на другие языки и обозначающих реалии жизни данного культурноязыкового сообщества, которые не зафиксированы в других языках. Основные
группы безэквивалентной лексики: фразеологические единицы, историзмы,
слова-наименования традиционного русского быта, фольклорная лексика и др.
Поиск примеров безэквивалентной лексики в разных словарях (фразеологизмов,
устаревших слов и др.) и в предлагаемых текстах. 3.Функциональные
разновидности русского языка (4 ч) Функциональная стилистика как раздел

лингвистики, который изучает исторически сложившуюся в русском языке
систему

функциональных

разновидностей

литературного

соотношении и взаимодействии. Современное

языка

в

их

учение о функциональных

разновидностях языка. Функциональные разновидности языка: разговорная речь,
функциональные стили (официально-деловой, научный, публицистический),
язык художественной литературы (повторение изученного). Учёт основных
факторов

при

разграничении

функциональных

разновидностей

экстралингвистических (сфера применения, основные

языка:

функции речи) и

лингвистических факторов (основные особенности речи, типичные языковые
средства).

Речевой

жанр

как относительно

устойчивый тематический,

композиционный и стилистический тип высказываний, имеющих общие
признаки: соответствие определённой коммуникативной цели, завершённость,
связь с конкретной сферой общения. Характеристика лексики с точки зрения её
стилистической маркированности. Слова нейтральные, книжные, разговорные.
Стилистические синонимы как основные ресурсы функциональной стилистики.
4.Разговорная речь (6 ч) Сфера применения разговорной речи: разговорнобытовая. Основная функция разговорной речи: общение, обмен мыслями,
впечатлениями, мнениями. Основные разновидности разговорной речи:
разговорно-официальный и разговорно-бытовой подвиды. Основные признаки
разговорной речи: непринуждённость, непосредственность, неподготовленность;
эмоциональность, экспрессивность; прерывистость и непоследовательность;
оценочная реакция; конкретность содержания. Особая роль интонации, мимики и
жестов при устном общении. Языковые средства разговорной речи: лексические
(разговорная и просторечная лексика, фразеологизмы; лексика с эмоциональноэкспрессивной окраской, слова с суффиксами субъективной оценки; активность
слов конкретного значения и пассивность слов с отвлечённо-обобщённым
значением и др.), морфологические (грамматические формы с разговорной и
просторечной

окраской;

преобладание

глагола

над

существительным;

частотность местоимений, междометий, частиц; пассивность отглагольных

существительных, причастий и деепричастий), синтаксические (активность
неполных, побудительных, восклицательных, вопросительных предложений,
обращений, вводных слов разных групп; преобладание простых предложений;
ослабленность синтаксических связей, неоформленность предложений, разрывы
вставками; повторы; использование инверсии, особая роль интонации). Основные
жанры разговорной речи: беседа, разговор, рассказ, сообщение, спор; записка,
дружеское письмо, дневниковые записи и др. Новые жанры разговорной речи,
реализующиеся с помощью интернет-технологий: СМС-сообщение, чат-общение
и др. Особенности организации диалога (полилога) в чате. Основные правила
речевого поведения в процессе чат-общения. Скайп как форма организации
устного общения в интернет-пространстве.
5.Официально-деловой стиль (6 ч) Сфера применения: административноправовая.

Основные

функции

официально-делового

стиля:

сообщение

информации, имеющей практическое значение, в виде указаний, инструкций.
Основные

разновидности

(подстили)

официально-делового

стиля:

законодательный, дипломатический, административно-канцелярский. Основные
особенности официально-делового стиля: императивность (предписывающедолженствующий
разночтений;

характер);

соответствие

официальность,

стандартность,
строгой

бесстрастность;

точность,

форме

сжатость,

не

допускающая

(шаблону),

логичность,

компактность,

экономное

использование языковых средств. Языковые средства официально-делового
стиля: лексические (слова в прямом значении, профессиональные термины, слова
с официально-деловой окраской, сочетания терминологического характера,
речевые

клише,

общественно-политическая

лексика;

отглагольные

существительные, языковые штампы; сложносокращённые слова, отсутствие
эмоционально-экспрессивной лексики), морфологические (преобладание имени
над местоимением; употребительность отглагольных существительных на -ени(е)
и с приставкой не-, отымённых предлогов, составных союзов, числительных),
синтаксические (усложнённость синтаксиса — сложные синтаксические

конструкции; предложения с причастными оборотами, большим количеством
однородных

членов;

преобладание

повествовательных

предложений,

использование страдательных конструкций, конструкций с отымёнными
предлогами и отглагольными существительными,

употребление сложных

предложений с чётко выраженной логической связью; прямой порядок слов).
Основные жанры официально-делового стиля: законодательного подстиля
(постановление,

закон,

указ;

гражданские,

уголовные

и

другие

акты

государственного значения); дипломатического подстиля (международный
договор,

соглашение,

конвенция,

меморандум,

дипломатическая

нота,

коммюнике); административно-канцелярского подстиля (устав, договор, приказ,
письменное распоряжение, расписка, заявление, справка, доверенность,
автобиография, характеристика, официальное объявление, постановление, отчёт,
благодарственное

письмо,

инструкция,

резолюция,

указание,

доклад,

выступление, служебный телефонный разговор, устное распоряжение; различные
виды юридической документации: исковое заявление, протокол допроса,
обвинительное заключение, акт экспертизы, кассационная жалоба и др.)
6.Научный стиль речи (8 ч) Сфера применения: научная. Основные функции
научного

стиля:

сообщение

научной

информации,

её

объяснение

с

представлением системы научной аргументации. Основные разновидности
(подстили) научного стиля: собственно научный, научноинформативный, научносправочный, научно-учебный, научно-популярный. Основные особенности
научного стиля: обобщённо-отвлечённый характер изложения, подчёркнутая
логичность; смысловая точность, информативная насыщенность, объективность
изложения, безобразность речи; стилистическая однородность, упорядоченный
характер использования языковых средств. Языковые средства научного стиля:
лексические

(абстрактная

лексика,

научные

термины,

сочетания

терминологического характера, речевые клише, отглагольные существительные
со значением действия, слова, указывающие на связь и последовательность
мыслей;

отсутствие

образности,

экспрессивно-эмоциональной

лексики),

морфологические (преобладание имени над глаголом, частота использования
существительных

со

значением

признака,

действия,

состояния;

форм

родительного падежа, имён числительных, употребление единственного числа в
значении

множественного),

синтаксические

(преобладание

простых

осложнённых и сложноподчинённых предложений; использование пассивных,
неопределённо-личных,

безличных

конструкций,

вводных,

вставных,

уточняющих конструкций, причастных и деепричастных оборотов). Термины и
их употребление в текстах научного стиля речи. Терминологические словари.
Основные жанры научного стиля: собственно научного подстиля (монография,
научная статья, научный доклад, рецензия, дипломная работа, диссертация);
научно-информативного подстиля (реферат, тезисы, аннотация, патентное
описание); научносправочного подстиля (словарь, словарная статья, справочник,
научный комментарий к тексту, библиография); научно-учебного подстиля
(учебник, учебное пособие, лекция; сообщение, доклад ученика); научнопопулярного подстиля (статья, очерк, лекция, научно-популярная беседа). Текст
школьного учебника как образец научно-учебного подстиля научной речи. План
и конспект как форма передачи содержания научного текста. Научно-популярные
книги о русском языке как образцы научного стиля речи. Словарная статья как
текст научно-справочного подстиля научного стиля. Виды лингвистических
словарей и содержание лингвистической информации (обобщение). Цитата как
способ передачи чужой речи в текстах научного стиля. Сообщение на
лингвистическую тему как вид речевого высказывания научного стиля речи.
Публицистический стиль речи (6 ч) Сфера применения: общественнополитическая. Основные функции публицистического стиля: сообщение
информации, воздействие на слушателей и читателей. Основные разновидности
(подстили) публицистического стиля: газетнопублицистический, радио- и
тележурналистский,
публицистического

ораторский,
стиля:

рекламный.

логичность,

Основные

образность,

особенности

эмоциональность,

оценочность, призывность; чередование экспрессии и стандарта. Языковые

средства публицистического стиля: лексические (торжественная лексика,
общественно-политическая лексика и фразеология; публицистические речевые
штампы, клише; употребление многозначных слов, слов в переносном значении,
ярких эпитетов, метафор, сравнений, гипербол, воздействующих на читателей),
морфологические (активное использование личных местоимений 1-го и 2-го лица
и

соответствующих

форм

глагола;

единственного

числа

в

значении

множественного; глаголов в форме повелительного наклонения; причастий на омый и т. д.), синтаксические (распространённость экспрессивных конструкций:
восклицательных предложений, риторических вопросов, вводных слов; обратный
порядок слов, синтаксический параллелизм предложений; предложения с
однородными членами, построенные по законам градации —усиления значения;
парцелляция; повторы слов и союзов). Основные жанры публицистического
стиля;

газетно-публицистического

подстиля

(информационные:

заметка,

информационная статья, репортаж, интервью, отчёт; аналитические: беседа,
проблемная статья, корреспонденция, рецензия, отзыв, обзор; художественнопублицистические: очерк, эссе, фельетон, памфлет); радио-, тележурналистского
подстиля (интервью, пресс-конференция, встреча «без галстуков», телемост);
ораторского подстиля (публичное выступление на митинге, собрании; дебаты,
напутственная речь, тост); рекламного подстиля (очерк, объявление-афиша,
плакат, лозунг).
7.Язык художественной литературы (8 ч) Сфера применения:художественная
(произведения

художественной

литературы).

Основная

функция

языка

художественной литературы: воздействие на чувства и мысли читателей,
слушателей. Основные разновидности языка художественной литературы:
лирика, эпос, драма. Основные особенности языка художественной литературы:
художественная

образность;

эмоциональность,

экспрессивность,

индивидуализированность; подчинённость использования языковых средств
образной

мысли,

художественному

замыслу

писателя,

эстетическому

воздействию на читателей. Языковые средства языка художественной

литературы: лексические (неприятие шаблонных слов и выражений, широкое
использование лексики в переносном значении, фразеологизмов, разнообразных
тропов и фигур речи; намеренное столкновение разностилевой лексики),
морфологические

(экспрессивное

употребление

разнообразных

морфологических средств), синтаксические (использование всего арсенала
имеющихся

в

языке

синтаксических

средств,

широкое

использование

разнообразных стилистических фигур). Троп как оборот речи, в котором слово
или выражение употреблено в переносном значении с целью создания образа.
Основные виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение,
аллегория, эпитет, гипербола, литота, сравнение и др. Фигуры речи (риторические
фигуры, стилистические фигуры) — обороты речи, которые образуются путём
особого, стилистически значимого построения словосочетания, предложения или
группы предложений в тексте. Основные фигуры речи: инверсия, антитеза,
умолчание, эллипсис, градация, парцелляция, хиазм, анафора, эпифора и др.
Основные жанры художественной литературы: лирики (ода, сонет, элегия, гимн,
мадригал, эпиграмма); эпоса (рассказ, повесть, роман, эпопея, новелла,
художественный очерк, эссе, биография); драмы (трагедия, комедия, драма,
мелодрама, водевиль). Смешение стилей как приём создания юмора в
художественных текстах. 8.Культура речи (25 ч)
Культура речи как раздел лингвистики (5 ч) Культура речи как раздел
лингвистики, в котором изучаются нормы русского литературного языка
(орфоэпические, лексические, грамматические, правописные), а также нормы
построения речевого высказывания (устного и письменного) в рамках
определённой функциональной разновидности языка и в соответствии с речевой
ситуацией общения. Культура речи как владение нормами литературного языка в
его устной и письменной формах; умение выбрать и организовать языковые
средства, которые в определённой ситуации общения способствуют достижению
поставленных задач коммуникации; соблюдение в процессе общения речевых
правил поведения. Основные компоненты культуры речи: языковой (или

нормативный, состоящий в изучении норм языка), коммуникативный (изучение
особенностей выбора и употребления языковых средств в соответствии с
коммуникативными задачами речевого общения) и этический (описание речевого
этикета, эффективных приёмов общения). Качества образцовой речи как свойства
речи, которые обеспечивают эффективность коммуникации и характеризуют
уровень речевой культуры говорящего: правильность, точность, уместность,
содержательность,

логичность,

ясность

(доступность),

богатство,

выразительность, чистота, вежливость.
Языковой компонент культуры речи (7 ч) Языковые нормы (нормы литературного
языка, литературные нормы) как правила использования языковых средств в речи.
Норма как образец единообразного, общепризнанного употребления элементов
языка (слов, словосочетаний, предложений). Языковые нормы как явление
историческое. Изменение литературных норм, обусловленное развитием языка.
Основные

виды

произносительные
грамматические

норм

современного

русского

литературного

языка:

(орфоэпические,

интонационные),

лексические,

(морфологические,

синтаксические),

правописные

(орфографические, пунктуационные). Взаимосвязь раздела «Культура речи» с
другими разделами лингвистики (орфоэпией, лексикой, морфологией и т. п.).
Основные

нормативные

словари

русского

языка:

орфографические,

орфоэпические, грамматические; словари лексических трудностей русского
языка; словари паронимов, синонимов, антонимов, фразеологические словари
русского языка и др. Правильность как качество речи, которое состоит в её
соответствии принятым нормам литературного языка и достигается благодаря
знанию этих норм и умению их применять при построении устного и письменного
речевого высказывания.
Коммуникативный компонент культуры речи (7 ч) Коммуникативный компонент
культуры речи как требование выбора и употребления языковых средств в
соответствии с коммуникативными задачами общения. Необходимость владения
функциональными разновидностями языка, а также умение ориентироваться на

условия общения — важное требование культуры речи. Точность как
коммуникативное качество речи, которое состоит в соответствии её смысла
отражаемой реальности и коммуникативному замыслу говорящего. Точность как
требование правильности словоупотребления, умения выбирать необходимый
синоним, пароним, учитывать многозначность и омонимию и др. Уместность как
строгое соответствие речи условиям и задачам общения, содержанию
передаваемой информации, избранному жанру и функциональной разновидности
языка; как способность пользоваться стилистическими ресурсами языка в
соответствии с обстановкой общения. Содержательность речи как наличие в
высказывании чётко выраженных мыслей, чувств, стремлений, желаний, что во
многом зависит от словарного запаса, позволяющего человеку адекватно
выразить самые различные свои мысли и оттенки мыслей. Логичность речи как
логическая соотнесённость высказываний или частей одного высказывания,
связность

мыслей,

ясный

композиционный

замысел

текста.

Ясность

(доступность) как коммуникативное качество речи, которое облегчает восприятие
и понимание высказывании при сложности его содержания. Ясность речи связана
с умением говорящего (пишущего) сделать свою речь удобной для восприятия,
максимально учитывая при этом знания и речевые навыки собеседника. Богатство
как коммуникативное качество речи, которое определяется способностью
выразить одну и ту же мысль, одно и то же грамматическое значение разными
способами,

используя

грамматические,

разнообразные

интонационные,

языковые

средства

стилистические

и

(лексические,

др.).

Лексико-

фразеологическое и грамматическое богатство русского языка. Словообразование
как источник богатства речи. Выразительность как качество речи, состоящее в
выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от
высказывания, вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата,
воздействовать на его разум и чувства. Достижение выразительности речи путём
использования

разнообразных

изобразительных

средств

языка

(тропов,

риторических фигур и др.), фразеологических оборотов, пословиц, крылатых фраз

и др. Выразительные возможности фонетики, интонации, лексики, фразеологии,
грамматики.

Невербальные

средства

выразительности

(жесты,

мимика,

пантомимика). Неуместное, стилистически неоправданное употребление тропов,
излишнее украшательство речи, использование слов, не сочетающихся в рамках
одного стиля, как недостаток речи.
Этический компонент культуры речи (6 ч) Этический компонент культуры речи
как применение правил поведения, связанных с речевым выражением
нравственного кодекса народа; строгий запрет на сквернословие, разговор на
«повышенных тонах» в процессе общения. Речевой этикет как правила речевого
поведения (обобщение изученного). Чистота речи как отсутствие в ней лишних
слов,

слов-сорняков,

нелитературных

слов

(жаргонных,

диалектных,

нецензурных). Вежливость речи как соответствие её коммуникативным нормам
поведения. Это качество речи предполагает знание речевого этикета и умение
применять его в разных ситуациях общения; внутреннюю потребность человека
общаться доброжелательно, учтиво, благопристойно в любых обстоятельствах;
способность уважительно относиться к собеседнику даже в непростой ситуации
общения. Соблюдение правил речевого поведения во время обсуждения спорных
вопросов (спор, диспут, дискуссия). Этикетные формулы выражения несогласия
с собеседником, вежливого отказа в выполнении просьбы. Основные ошибки
аудирования, которые мешают эффективности общения во время спора, диспута,
дискуссии.
9.Повторение в конце учебного года.

Тематическое планирование 10 класс
№п/п

№
урока

тема раздела, урока

количество
часов

в
теме

1
2

1
2

3
4-6

3
4-7

8-10

8-10

11
12

11
12

13

1

14

2

15

3

Повторение и обобщение изученного в
5—9 классах (12 часов)
Фонетика. Орфоэпия. Орфография.
Морфемика. Словообразование.
Орфография.
Лексика. Орфография.
Морфология. Самостоятельные части речи.
Орфография.
Морфология. Служебные части речи.
Орфография.
Синтаксис простого предложения.
Синтаксис сложного предложения.
Язык как средство общения (18 ч)
Русский язык как хранитель духовных
ценностей нации. Русский язык как один из
важнейших современных языков мира,
национальный язык русского народа,
государственный язык Российской
Федерации и язык межнационального
общения. Русский язык как один из
европейских языков.
Русский язык как хранитель духовных
ценностей нации. Русский язык в кругу
других славянских языков. Значение
старославянского языка в истории русского
литературного языка.
Русский язык как хранитель духовных
ценностей нации. Основные формы
существования национального языка
(литературный язык, территориальные
диалекты - народные говоры, городское
просторечие, профессиональные и
социально-групповые жаргоны), единство
этих форм.

1
1
1
4
3
1
1
1

1

1

16

4

17

5

18

6

19

7

20

8

21

9

22

10

23

11

Русский язык как хранитель духовных
ценностей нации. Основные признаки
литературного языка.
Речевое общение как социальное явление.
Социальная роль языка в обществе.
Изучение разных аспектов речевого
общения в лингвистике, философии,
социологии, культурологии, психологии.
Общение как обмен информацией, как
передача и восприятие смысла
высказывания.
Речевое общение как социальное явление.
Активное использование невербальных
средств общения (жесты, мимика, поза).
Учёт национальной специфики жестов как
необходимое условие речевого общения.
Виды жестов.
Речевое общение как социальное явление.
Монолог, диалог и полилог как основные
разновидности речи. Виды монолога. Виды
монологической речи по цели
высказывания. Виды диалога и полилога в
соответствии с ситуацией общения.
Речевое общение как социальное явление.
Искусственные языки и их роль в речевом
общении. Эсперанто.
Устная и письменная речь как формы
речевого общения. Основные особенности
устной речи. Наличие в устной речи
неполных предложений, незаконченных
фраз, лексических повторов, конструкций с
именительным темы, подхватов,
самоперебивов и др. Основные жанры
устной речи.
Устная и письменная речь как формы
речевого общения. Типичные недостатки
устной речи.
Устная и письменная речь как формы
речевого общения. Письменная форма речи
как речь, созданная с помощью
графических знаков на бумаге, экране
монитора, мобильного телефона и т. п.
Основные особенности письменной речи.

1

1

1

1

1

1

1

1

24

12

25

13

26

14

27

15

28

16

29-30

17-18

31-34
35

1-4
5

36-38

6-8

Устная и письменная речь как формы
речевого общения. Основные жанры.
Требования к письменному тексту. Отличия
устного научного высказывания от
письменного научного текста.
Основные условия эффективного общения.
Необходимые условия успешного,
эффективного общения.
Основные условия эффективного общения.
Прецедентные тексты как тексты, которые
имеют историко-культурную ценность и на
которые часто ссылаются носители.
Понимание прецедентных текстов как одно
из условий эффективности речевого
общения.
Основные условия эффективного общения.
Коммуникативный барьер как
психологическое препятствие, которое
может стать причиной непонимания или
возникновения отрицательных эмоций в
процессе общения. Умение задавать
вопросы как условие эффективности
общения, в том числе и интернет-общения.
Основные условия эффективного общения.
Виды вопросов и цель их использования в
процессе общения. Типичные
коммуникативные неудачи, встречающиеся
в письменных экзаменационных работах
старшеклассников.
Контрольная работа по теме «Язык как
средство общения».
Виды речевой деятельности и
информационная переработка текста
(58)
Виды речевой деятельности.
Чтение как вид речевой деятельности.
Чтение как процесс восприятия,
осмысления и понимания письменного
высказывания. Основные виды чтения.
Чтение как вид речевой деятельности.
Основные этапы работы с текстом.

1

1

1

1

1

2

4
1

3

39-40

9-10

41-42
43

11-12
13

44

14

45

15

46-47

16-17

48-49

18-19

50-51

20-21

52

22

53

23

54

24

Чтение как вид речевой деятельности.
Типичные недостатки чтения.
Полугодовое контрольное тестирование.
Аудирование как вид речевой
деятельности. Аудирование как процесс
восприятия, осмысления и понимания речи
говорящего.
Аудирование как вид речевой
деятельности. Нерефлексивное и
рефлексивное аудирование. Основные
приёмы рефлексивного слушания.
Аудирование как вид речевой
деятельности. Основные виды аудирования
в зависимости от необходимой глубины
восприятия исходного аудиотекста.
Аудирование как вид речевой
деятельности. Правила эффективного
слушания.
Аудирование как вид речевой
деятельности. Типичные недостатки
аудирования.
Основные способы информационной
переработки прочитанного или
прослушанного текста. Информационная
переработка прочитанного или
прослушанного текста как процесс
извлечения необходимой информации из
текста-источника и передача её разными
способами.
Основные способы информационной
переработки прочитанного или
прослушанного текста. Основные способы
сжатия исходного текста. Составление
плана. Виды плана.
Основные способы информационной
переработки прочитанного или
прослушанного текста. Основные способы
сжатия исходного текста. Тезисы.
Основные способы информационной
переработки прочитанного или
прослушанного текста. Основные способы
сжатия исходного текста. Аннотация.

2
2
1

1

1

2

2

2

1

1

1

55-56

25-26

57-60

27-30

61

31

62-63

32-33

64-65

34-35

66-67

36-37

68-70

38-40

71-75

41-45

76

46

77

47

Основные способы информационной
переработки прочитанного или
прослушанного текста. Основные способы
информационной переработки текста и
преобразования его на основе сокращения.
Конспект.
Основные способы информационной
переработки прочитанного или
прослушанного текста. Основные способы
информационной переработки текста и
преобразования его на основе сокращения.
Реферат.
Основные способы информационной
переработки прочитанного или
прослушанного текста. Основные способы
информационной переработки текста и
преобразования его на основе сокращения.
Мультимедийная презентация.
Основные способы информационной
переработки прочитанного или
прослушанного текста. Основные способы
информационной переработки текста и
преобразования его на основе сокращения.
Рецензия.
Контрольная работа по теме «Виды речевой
деятельности».
Говорение как вид речевой деятельности.
Основные качества образцовой речи.
Говорение как вид речевой деятельности.
Критерии оценивания устного
высказывания учащегося (сообщения,
выступления, доклада).
Говорение как вид речевой деятельности.
Публичное выступление. Основные виды
публичной речи.
Письмо как вид речевой деятельности.
Письмо как вид речевой деятельности,
связанный с созданием письменного
высказывания. Из истории эпистолярного
жанра.
Письмо как вид речевой деятельности.
Связь письма с другими видами речевой

2

4

1

2

2
2
3

5

1

1

78

48

79

49

80-85

50-55

86-87

56-57

88

58

89

59

90
92-94

60
61-64

95

65

96

66

97

67

98

68

99

69

100101

70-71

деятельности человека (говорением,
чтением, аудированием).
Письмо как вид речевой деятельности.
Письмо как вид речевой деятельности,
востребованный в сфере образования.
Основные требования к письменной речи.
Письмо как вид речевой деятельности.
Критерии оценивания письменного
высказывания учащегося.
Письмо как вид речевой деятельности.
Виды письменных речевых высказываний
школьника.
Письмо как вид речевой деятельности.
Орфографическое и пунктуационное
правило как разновидность языковой
нормы, обеспечивающей правильность
письменной речи. Роль орфографии и
пунктуации в письменном общении.
Письмо как вид речевой деятельности.
Культура письменного общения с помощью
современных технических средств
коммуникации (мобильные телефоны,
электронная почта, социальные сети и т. п.).
Сочинение в формате ЕГЭ.
Повторение и обобщение изученного
(13 ч)
Повторение. Язык как средство общения.
Повторение. Виды речевой деятельности и
информационная переработка текста.
Повторение. Лексика. Лексические
языковые нормы.
Повторение. Морфология.
Морфологические нормы русского языка.
Повторение. Синтаксис. Синтаксические
нормы русского языка.
Повторение. Средства языковой
выразительности: тропы и фигуры.
Повторение. Средства языковой
выразительности: тропы и фигуры.
Итоговое контрольное тестирование.

1

1

6

2

1

1

3

2

102105

1-3

Резервные уроки

4

Тематическое планирование 11 класс

№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14

15
16

17

№ урока тема раздела, урока
в теме
Повторение изученного в 5-9 классах.
1
Фонетика и орфоэпия. Орфография.
Лексика. Морфемика и словообразование.
2
Орфография.
Морфология. Самостоятельные части речи.
3
Орфография.
Морфология. Самостоятельные части речи.
4
Орфография.
Морфология. Служебные части речи.
5
Орфография.
Синтаксис и пунктуация. Синтаксис
6
простого предложения.
Синтаксис и пунктуация. Синтаксис
7
простого предложения.
Синтаксис и пунктуация. Синтаксис
8
простого предложения.
Синтаксис и пунктуация. Синтаксис
9
сложного предложения.
Синтаксис и пунктуация. Синтаксис
10
сложного предложения.
11
Входное тестирование.
12
Входное тестирование.
Язык и культура. Русский язык как
1
составная часть национальной культуры
(5 ч)
Язык и культура. Основные функции языка.
Язык как составная часть национальной
2
культуры,
условие формирования и существования
нации, средство формирования личности.
Отражение в языке материальной и
3
духовной культуры народа.
4
Безэквивалентная лексика как группа слов,
труднопереводимых на другие языки.
Основные группы безэквивалентной
лексики. Поиск примеров.
безэквивалентной лексики в словарях и
текстах.
1
Функциональная стилистика (41 ч)

количество
часов
1
1
1
1
1
3

2

2
1

1

1
1

1

18

2

19

3

20

4

21
22

5
6

23

1

24
25
26
27

2
3
4
5

28

6

29

1

30

2

31

3

32

4

33

5

Функциональные разновидности русского
языка (6 ч)
Современное учение о функциональных
разновидностях языка.
Учёт основных факторов при разграничении
функциональных разновидностей языка.
Речевой жанр как относительно устойчивый
тематический, композиционный и
стилистический
тип высказываний, имеющих общие
признаки.
Характеристика лексики с точки зрения её
стилистической маркированности.
Стилистические синонимы как основные
ресурсы функциональной
стилистики.
К.р. Контрольная работа (диктант)
Работа над ошибками, допущенными в
к/диктанте.
Разговорная речь (6 ч)
Сфера применения, основная функция,
основные разновидности, основные
признаки разговорной
речи.
Языковые средства разговорной речи.
Языковые средства разговорной речи.
Языковые средства разговорной речи.
Основные жанры разговорной речи.
Новые жанры разговорной речи,
реализующиеся с помощью интернеттехнологий. Особенности организации
диалога (полилога) в чате.
Скайп как форма организации устного
общения в
интернет-пространстве.
Официально-деловой стиль (6 ч)
Сфера применения, основная функция,
основные разновидности, основные
признаки разговорной
речи.
Языковые средства официально-делового
стиля.
Языковые средства официально-делового
стиля.
Основные жанры официально-делового
стиля.
Основные жанры официально-делового
стиля.

1
1

1

1
1
1

3
1

1
1

5

34

6

35

1

36
37
38

2
3
4

39

5

40
41
42
43

6
7
8
1

44

2

45

3

46

4

47

5

48

1

49

2

50

3

51

4

52

5

53

6

54

7

55

8

56

9

Основные жанры официально-делового
стиля.
Научный стиль речи (8 ч)
Сфера применения, основная функция,
основные разновидности, основные признаки
научного стиля.
Языковые средства научного стиля.
Языковые средства научного стиля.
Основные жанры официально-делового
стиля.
Основные жанры официально-делового
стиля.
Полугодовое контрольное тестирование.
Полугодовое контрольное тестирование.
Анализ контрольного тестирования.
Публицистический стиль речи (5 ч)
Сфера применения, основная функция,
основные разновидности, основные
признаки
публицистического стиля.
Языковые средства публицистического
стиля.
Языковые средства публицистического
стиля.
Основные жанры официально-делового
стиля.
Основные жанры официально-делового
стиля.
Язык художественной литературы
(9 ч)
Сфера применения языка
художественной
литературы,основная
функция, основные
разновидности, основные особенности .
Языковые средства языка художественной
литературы.
Языковые средства языка художественной
литературы.
Языковые средства языка художественной
литературы.
Языковые средства языка художественной
литературы.
Языковые средства языка художественной
литературы.
Языковые средства языка художественной
литературы.
К.Р. Контрольный диктант с
грамматическим
заданием.
Анализ контрольного диктанта. Работа над

1

2
2

2
1
1

2

2

1

6

1
1

57

1

58

2

59

3

60

4

61

5

62

6

63

1

64

2

ошибками, допущенными в к/диктанте.
Культура
речи (28ч)
Культура речи как раздел
лингвистики (6 ч)
Нормы русского литературного языка
(орфоэпические, лексические,
грамматические,правописные), нормы
построения речевого
высказывания в рамках определённой
функциональной разновидности языка.
Нормы русского литературного языка.
(орфоэпические, лексические,
грамматические,правописные), нормы
построения речевого высказывания в
рамках определённой
функциональной разновидности языка.
Культура речи как владение нормами
литературного языка в его устной и
письменнойформах; умение выбрать и
организовать
языковые средства.
Основные компоненты культуры речи:
языковой,коммуникативный (изучение
особенностей
выбора и употребления языковых средств в
соответствии с коммуникативными задачами
речевого общения) и этический (описание
речевого этикета, эффективных приёмов
общения).
Основные компоненты культуры речи:
языковой,
коммуникативный и этический.
Качества образцовой речи как свойства
речи, которые обеспечивают
эффективность коммуникации и
характеризуют уровень речевой
культуры говорящего.
Языковой компонент культуры речи (9 ч)
Языковые нормы (нормы литературного
языка,
литературные нормы) как правила
использованияязыковых средств в речи.
Языковые нормы (нормы литературного
языка, литературные нормы) как правила
использования
языковых средств в речи.

2

1

1

1
1

2

65

3

66

4

67

5

68

6

69

7

70

8

71

9

72

1

73
74
75
76
77
78
79-80
81

2
3
4
5
6
7
8-9
1

82

2

83

3

84

4

85

5

Норма как образец единообразного,
общепризнанного употребления элементов
языка.
Языковые нормы как явление
историческое. Изменение литературных
норм, обусловленное
развитием языка.
Основные виды норм современного русского
литературного языка.
Основные виды норм современного русского
литературного языка.
Основные нормативные словари русского
языка.
Правильность как качество речи, которое
состоит
в её соответствии принятым нормам
литературного языка.
К.Р. Контрольная работа «Основные нормы
русского литературного языка».
Коммуникативный компонент культуры
речи (9 ч)
Коммуникативный компонент культуры
речи кактребование выбора и
употребления языковых средств в
соответствии с коммуникативными
задачами общения.
Функциональные разновидности языка.
Основные качества речи.
Основные качества речи.
Основные качества речи.
К. р. Итоговое контрольное тестирование.
К. р. Итоговое контрольное тестирование.
Анализ контрольного тестирования.
Этический компонент культуры речи
(5ч)
Этический компонент культуры речи
как применение правил поведения,
связанных с речевым выражением
нравственного кодекса
народа.
Речевой этикет как правила речевого
поведения.
Речевой этикет как правила речевого
поведения.
Соблюдение правил речевого поведения во
время
обсуждения спорных вопросов.
Соблюдение правил речевого поведения во
время

1
1

2

1
1

1
1

1
3
2
2
1

2

2

86

1

87
88
89

2
3
4

90

5

91
92

6
7

93
94
95

8
9
10

96
97

11
12

98

13

99
100
101102

14
15
16

обсуждения спорных вопросов.
Повторение. (16 ч)
Орфоэпия.
Лексические нормы.
Корневые написания слов.
Приставки. Разделительные Ъ и Ь. Буквы Ы
иИ
после приставок.
Правописание суффиксов имен
существительных
и прилагательных.
Правописание суффиксов глаголов.
Безударные личные окончания глаголов.
Суффиксы причастий.
Не с разными частями речи.
Частица НЕ и НИ.
Правописание производных предлогов и
союзов.
Н-НН в причастиях и прилагательных.
Однородные члены предложения. Запятая
перед
И.
Вводные слова и вводные предложения.
Обращения.
Обособление определения и обстоятельств.
Синтаксический анализ предложений.
Резервные уроки.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.

Языковые средства научного стиля.
Языковые средства научного стиля.
Основные жанры официально-делового стиля.
Основные жанры официально-делового стиля.
К.р. Контрольная работа за 1 полугодие.
К.р. Контрольная работа за 1 полугодие.
Анализ контрольной работы.

2

44

1

45
46

Публицистический стиль речи (5 ч)
Сфера применения, основная функция, основные
разновидности, основные признаки
публицистического стиля.
Языковые средства публицистического стиля.
Языковые средства публицистического стиля.

47

Основные жанры публицистического стиля.

2

48
49

Основные жанры публицистического стиля.
Язык художественной литературы (9 ч)
Сфера применения языка художественной
литературы, основная функция, основные
разновидности, основные особенности .
Языковые средства языка художественной
литературы.
Языковые средства языка художественной
литературы.
Языковые средства языка художественной
литературы.
Языковые средства языка художественной
литературы.
Языковые средства языка художественной
литературы.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим
заданием.
Анализ контрольного диктанта. Работа над
ошибками, допущенными в к/диктанте.
Культура речи
(28 ч)
Культура речи как раздел лингвистики (6 ч)
Нормы русского литературного языка
(орфоэпические, лексические, грамматические,
правописные), нормы построения речевого
высказывания в рамках определённой

50
51
52
53
54
55
56
57

2
2
1

2

1

6

1
1
2

функциональной разновидности языка.

58

К.Р. Контрольная работа «Основные нормы
русского литературного языка».

59

60

61
62

63.

64.

65.
66.

67.
68
69
70

71.

72.

(орфоэпические, лексические, грамматические,
правописные), нормы построения речевого
высказывания в рамках определённой
функциональной разновидности языка.
Культура речи как владение нормами
литературного языка в его устной и письменной
формах; умение выбрать и организовать
языковые средства.
Основные компоненты культуры речи: языковой,
коммуникативный (изучение особенностей
выбора и употребления языковых средств в
соответствии с коммуникативными задачами
речевого общения) и этический (описание
речевого этикета, эффективных приёмов
общения).
Основные компоненты культуры речи: языковой,
коммуникативный и этический.
Качества образцовой речи как свойства речи,
которые обеспечивают эффективность
коммуникации и характеризуют уровень речевой
культуры говорящего.

1

9.1,9.2,9.3, 9.4

1

1
1

9.1,9.2,9.3, 9.4,10.1,
10.2,10.3, 10.4,10.5,
10.6

Языковой компонент культуры речи (9 ч)
Языковые нормы (нормы литературного языка,
литературные нормы) как правила использования
языковых средств в речи.
Языковые нормы (нормы литературного языка,
литературные нормы) как правила использования
языковых средств в речи.
Норма как образец единообразного,
общепризнанного употребления элементов языка.
Языковые нормы как явление историческое.
Изменение литературных норм, обусловленное
развитием языка.
Основные виды норм современного русского
литературного языка.
Основные виды норм современного русского
литературного языка.
Основные нормативные словари русского языка.
Правильность как качество речи, которое состоит
в её соответствии принятым нормам
литературного языка
К.Р. Контрольная работа «Основные нормы
русского литературного языка»

2

9.1,9.2,9.3, 9.4

1

9.1,9.2,9.3, 9.4

Коммуникативный компонент культуры речи
(9 ч)
Коммуникативный компонент культуры речи как
требование выбора и употребления языковых
средств в соответствии с коммуникативными

1

1

2

1
1

1

8.1,8.3,8.6,9.1, 9.2,
9.3,9.4

задачами общения.

73
74.

Функциональные разновидности языка.
Основные качества речи.

1
3

8.1,8.3,8.6
8.1,8.2,8.3,8.4,9.1,9.2,

75.
76.
77.

Основные качества речи.
Основные качества речи.
Основные качества речи.

78

К.Р. Предэкзаменационная контрольная работа
по русскому языку
К.Р. Предэкзаменационная контрольная работа
по русскому языку
Анализ контрольной работы.

79.
80

81

82
83
84
85

ч)
Этический компонент культуры речи
(5ч)Этический компонент культуры речи
как применение правил поведения,
связанных с речевым выражением
нравственного кодекса
народа.
Речевой этикет как правила речевого поведения.
Речевой этикет как правила речевого поведения.
Соблюдение правил речевого поведения во время
обсуждения спорных вопросов.
Соблюдение правил речевого поведения во время
обсуждения спорных вопросов.

1

2

1

9.3,9.4,10.1,10.2,10.3,
10.4,10.5
10.3,10.5

2.1,2.2,2.3,4.1,4.2, 5.2,
5.7,5.8,5,10, 5.11,5.12,
5.13,5.14, 6.3,6.4,6.5,
6.6,6.7, 6.8,6.9,6.10,
6.11, 6.12,6.13,6.14,
6.16, 7.3,7.4,7.5,7.6,
7.8, 7.13,7.14,7.16,
7.18,7.19

1

8.1,8.5,8.6

2

8.1,8.5,8.6

1

8.1,8.5,8.6

1

8.1,8.5,8.6

1

9.1

1
1
1

9.2
6.5,6.15
6.4, 6.6

1

6.7

1
1

6.7
6.10

1
1
1
1
1

6.11
6.13
6.14
6.8
7.2,7.11

1

7.8

Подготовка к ЕГЭ (17 часов)
86
87
88
89
90
91
92.
93
94
95
96
97.
98.

Повторение. (17 ч)
Орфоэпия.
Лексические нормы.
Корневые написания слов.
Приставки. Разделительные Ъ и Ь. Буквы Ы и И
после приставок.
Правописание суффиксов имен существительных
и прилагательных.
Правописание суффиксов глаголов.
Безударные личные окончания глаголов.
Суффиксы причастий.
Не с разными частями речи.
Частица НЕ и НИ.
Правописание производных предлогов и союзов.
Н-НН в причастиях и прилагательных.
Однородные члены предложения. Запятая перед
И.
Вводные слова и вводные предложения.
Обращения.

99
100

Обособление определения и обстоятельств.
Обособление определения и обстоятельств.

1
1

7.3,7.4,7.5,7.6,7.7
7.12

101.

Синтаксический анализ предложений.

1

7.19

102

Итоговое занятие.

1

-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».