Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Свердловская область, г. Артемовский, ул. Пригородная, 2а, тел. 2-67-73, e-mail: artschool10@mail.ru
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
Протокол № 8
От 15.04.2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директором МБОУ «СОШ № 10»
(приказ №52/1-од от 15.04.2025 г.)
Дата введения в действие
28.04.2025 г.
Положение об итоговой аттестации обучающихся с интеллектуальными
нарушениями
Артемовский, 2025
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об итоговой аттестации обучающихся с интеллектуальными
нарушениями (далее — положение) разработано в соответствии с Федеральным законом
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным
государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Минобрнауки
России от 19 декабря 2014 г. № 1599 (ФГОС), Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной
программой
для
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Минпросвещения России от
24 ноября 2022 г. № 1026 (ФАООП), Методическими рекомендациями ФГБНУ «Институт
коррекционной
педагогики» и уставом Муниципального
бюджетного
общеобразовательного учреждения «Средняя общешкольная школа № 10» (далее —
школа).
1.2. Положение определяет требования к формам, процедуре и документальному
оформлению процедуры итоговой аттестации по результатам завершения обучения по
адаптированной
основной
общеобразовательной
программе
для
обучающихся
с
интеллектуальными нарушениями.
1.3. Все заявления, уведомления и иные документы в целях проведения итоговой
аттестации обучающихся могут быть направлены посредством электронной или иной
связи,
обеспечивающей
аутентичность
передаваемых
и принимаемых
сообщений
и их документальное подтверждение. Факт ознакомления с документами фиксируется
в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами школы по вопросам
организации электронного документооборота.
2. Цели и задачи итоговой аттестации
2.1. Итоговая аттестация как форма оценки качества образования является завершающим
этапом проверки и сравнения планируемых результатов, заложенных в АООП, с уровнем
и объемом знаний, которыми овладел выпускник к завершению ее реализации и
проводится с целью оценки эффективности реализации образовательных программ и
прогнозирования дальнейших образовательных маршрутов для реализации социальных,
профессиональных и других возможностей обучающихся в жизни, их дальнейшей
социализации.
2.2. В ходе итоговой аттестации по завершению реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями
оцениваются
не
только академические
знания
подростка
(умения
правильно
ориентироваться в условиях задания, понимать смысл прочитанного текста, производить
необходимые в практической жизни расчеты, решать задачи социального характера), но и
умения выполнять практические задания по трудовому профилю, а также возможностей и
достижений в личностной сфере.
2.3.
В
ходе
аттестационных
мероприятий
определяются сильные качества
и
возможности личности обучающихся, а именно: сформированности социально-бытовых
умений, навыков коммуникации, способности к межличностному взаимодействию,
умения
управлять
собственным
поведением,
положительных
черт
характера,
индивидуальных качеств, проявляющихся во внеурочной деятельности.
3. Формы проведения итоговой аттестации
3.1. Формы проведения итоговой аттестации по завершению реализации адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
обучающихся
с
интеллектуальными
нарушениями определяются положениями ФГОС и ФАООП.
Для обучающихся, обучение которых проводилось по адаптированной основной
общеобразовательной
программе
для
обучающихся
с
интеллектуальными
нарушениями варианта 1, итоговая аттестация осуществляется в форме двух испытаний:
первое
-
предполагает
комплексную
оценку предметных результатов
усвоения
обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ
социальной жизни;
второе - направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
Для обучающихся, обучение которых проводилось по адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
варианта 2 предметом итоговой оценки является достижение результатов освоения СИПР
последнего года обучения и развитие жизненной компетенции обучающихся.
Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимся
СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов:
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
4. Порядок проведения итоговой аттестации
4.1. Итоговая аттестация проводится согласно графику, утверждаемому руководителем в
конце учебного года.
4.2. Организация итоговой аттестации обучающихся по АООП варианта 1 осуществляется
в течение трех дней:
- в первый день проводится ИА по учебным предметам «Русский язык», «Чтение
(Литературное чтение)»; на процедуру отводится 1,5 часа (90 минут);
- во второй день — по учебным предметам «Математика», «Основы социальной жизни»;
на процедуру отводится 1,5 часа (90 минут);
- в третий день — по учебному предмету «Труд (технология)»; на выполнение теста
отводится 40 минут, на выполнение практического задания — 2 часа (120 минут); между
выполнением теста и практическим заданием допускается перерыв не менее 15-20 минут.
Вариант выполнения практической работы по выбранному профилю труда определяет
учитель с учетом возможностей каждого обучающегося.
Перерыв между проведением отдельных аттестационных испытаний должен быть не
менее 2 календарных дней.
4.3. Аттестационные мероприятия проводятся коллегиально. Для проведения итоговой
аттестации по результатам реализации АООП варианта 1 в школе создаются комиссии:
аттестационная – для проведения аттестационных мероприятий и оценки их результатов;
апелляционная – для рассмотрения обращений выпускников и их родителей (законных
представителей) по факту несогласия с результатами итоговой аттестации.
4.4. Комиссии формируются ежегодно приказом руководителя. В состав комиссии входит
от пяти человек, в числе которых:
педагоги, которые осуществляют непосредственное преподавание учебных предметов, по
которым проводится аттестация;
педагог-дефектолог, учитель-логопед или иной специалист в соответствии со спецификой
обучающихся.
Количество членов комиссии должно быть нечетным. При невозможности явки одного из
членов комиссии на аттестационные мероприятия ему назначается замена.
4.5. Для проведения итоговой аттестации по результатам реализации АООП варианта 2 в
школе создается экспертная группа на междисциплинарной основе.
4.6. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений
ребенка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения
ребенка, динамика развития его личности. Результаты анализа должны быть представлены
в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный
уровень жизненной компетенции.
4.7. Состав экспертной группы утверждается приказом руководителя. В экспертную
группу могут входить представители всех заинтересованных участников образовательного
процесса, тесно контактирующих с ребенком, включая членов его семьи. Количество
членов экспертной группы не ограничено.
4.8. В целях проведения итоговой аттестации в школе создаются условия в соответствии с
состоянием физического здоровья и психо-эмоционального состояния обучающихся.
5. Оформление результатов итоговой аттестации
5.1. В ходе проведения итоговой аттестации по результатам реализации АООП варианта 1
членами комиссии составляется протокол.
5.2. По завершению итоговой аттестации комиссия подписывает протокол и составляет
психолого-педагогическую характеристику обучающегося с целью определения его
возможного дальнейшего образовательного маршрута.
5.3. Психолого-педагогическая характеристика подписывается всеми членами комиссии и
выдается выпускнику вместе со свидетельством об обучении.
5.5. В ходе проведения итоговой аттестации по результатам реализации АООП варианта 2
протокол не составляется. Результаты итоговой аттестации оформляются только
психолого-педагогической характеристикой.
6. Порядок выдачи документа об окончании
6.1 Лицам с ограниченными возможностями здоровья и с различными формами
умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) выдается свидетельство об
обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
6.2 Решение о выдаче документа оформляется протоколом педсовета, на основании
которого издается приказ по школе.
6.3 В соответствии с приказом Министерства просвещения России от22 октября 2024г. №
731 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с
ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта), не имеющим
основного общего и среднего общего образования и обучающимся по адаптированным
основным общеобразовательным программам» утвержден образец свидетельства об
обучении и порядок его выдачи лицам с ОВЗ (с различными формами умственной
отсталости), согласно которому свидетельство выдается выпускникам в связи с
завершением ими обучения.
6.4 В свидетельство выставляются итоговые отметки по каждому учебному предмету
обязательной части базисного учебного плана и части учебного плана образовательного
учреждения,
формируемой
участниками
образовательного
процесса,
изучавшим
выпускником (в случае, если на его изучение отводилось по учебному плану
образовательного учреждения не менее 64 часов за два учебных года). В разделе
«Дополнительные сведения» перечисляются наименования учебных курсов, предметов,
дисциплин, изученных выпускником в объеме менее 64 часов за два учебных года, в том
числе в рамках платных дополнительных образовательных услуг, оказываемых
образовательным учреждением.
6.5Свидетельство об обучении выдается всем обучающимся (с нарушением интеллекта)
не позднее десяти дней после издания распорядительного акта об отчислении
выпускников.
6.6 Заполненное и выданное свидетельство об обучении вносится в ФИС ФРДО.