П
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Свердловская область, г. Артемовский, ул. Пригородная, 2 А
Тел.: 8(343 63)26773, e-mail: artschool10@mail.ruсайт: https://10art.uralschool.ru/
Приложение
к
адаптированной
основной
общеобразовательной
программе
основного
общего
образования
обучающихся
с
задержкой
психического развития,
утверждённой приказом директора
МБОУ «СОШ №10»
от 29.08.2025 №129/2-од
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
адаптированной основной общеобразовательной
программыосновного общего образования для обучающихся
с задержкой психического развития (вариант7)
(АООП ООО ЗПР (вариант7))
на 2025-2026 учебный год
Артемовский, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный
план
образовательной
организации,
реализующей
адаптированную основную общеобразовательную программу основного
общего образования (далее – АООП ООО) обучающихся с задержкой
психического развития (далее – ЗПР), определяет общие рамки отбора
учебного материала, формирования перечня результатов образования и
организации образовательной деятельности.
Учебный план образовательной организации, реализующей АООП
ООО обучающихся с ЗПР:
фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с ЗПР;
определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и
время, отводимое на их освоение и организацию;
распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.
Учебный план разработан на основе ФАОП ООО для обучающихся с
задержкой психического развития (вариант 7) и в целом соответствует
обязательным требованиям ФГОС ООО и ФОП ООО, в том числе
требованиям о включении во внеурочную деятельность коррекционных
курсов по Программе коррекционной работы.
В учебном плане представлены 10 предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание учебных предметов,
входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное
восприятие мира с учетом особых образовательных потребностей и
возможностей обучающихся с ЗПР.
Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного
плана с целью коррекции недостатков психофизического развития и
социальной адаптации обучающихся. Коррекционно-развивающая область
представлена коррекционными курсами, необходимыми для преодоления или
ослабления нарушения с учетом индивидуальных особенностей
обучающегося с ЗПР. В образовательной организации предусмотрены
индивидуальные или групповые формы проведения занятий, их чередование
и количественное соотношение определяются образовательной организацией.
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия направлены на
преодоление индивидуальных дефицитов развития и обучения. Решение о
предоставлении индивидуальных занятий ребенку принимает ППк
образовательной организации.
Учебный год в Муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении "Средняя общеобразовательная школа № 10" начинается
01.09.2025 и заканчивается 25.05.2026.
Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные
недели.
Учебные занятия для учащихся 5-9 классов проводятся по 5-ти дневной
учебной неделе.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 5 классе – 29 часов, в 6 классе – 30 часов, в 7 классе – 32 часа, в
8-9 классах – 33 часа. .
Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть
использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные
интересы обучающихся.
В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
"Средняя общеобразовательная школа № 10" языком обучения является
русский язык.
В связи с поэтапным переходом на новую программу по учебному
предмету «История» в 2025/2026 учебному году 5-7 классы изучают данный
предмет в объёме 3 часа в неделю, 8-9 классы в объёме 2 часа в неделю.
В части предмета обществознание в 2025/2026 учебному году 5-7 классы
не изучают данный предмет, 8-9 классы изучают в объёме 1 час в неделю.
В связи с тем, что родители обучающихся в заявлениях не выразили
желания изучать учебные предметы предметной области «Родной язык и
родная литература», предметная область и учебные предметы «Родной язык»
и «Родная литература» отсутствуют в учебном плане.
В предметной области «Иностранные языки» предусматривается
изучение одного иностранного языка по причине особенностей
психофизического
развития
обучающихся
с
ЗПР,
дефицитов
фонематического восприятия и недостаточности всех компонентов речевого
развития. На изучение предмета «Иностранный язык» отводится по 3 часа в
неделю.
В учебном плане количество часов на изучение учебного предмета
«Адаптивная физическая культура» составляет 2 часа в неделю, третий час
реализуется за счёт часов учебного курса. Для обучающихся с ЗПР,
физическое развитие которых приближается или соответствует возрастной
норме, образовательная организация по согласованию с родителями (их
законными представителями) обучающегося вправе делать выбор между
учебным предметом «Физическая культура» и «Адаптивная физическая
культура».
При изучении предмета труд (технология) осуществляется деление
учащихся на подгруппы.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки
качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание)
или всего объёма учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная аттестация за четверть и годовая аттестация
обучающихся осуществляется в соответствии с календарным учебным
графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по
четвертям. Предметы из части, формируемой участниками образовательных
отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачёт» или «незачёт»
по итогам четверти.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе
четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации
определяются «Положением о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя
общеобразовательная школа № 10".
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная
деятельность. Внеурочная деятельность направлена на достижение
планируемых
результатов
освоения
АООП
ООО
(личностных,
метапредметных и предметных), осуществляемая в формах, отличных от
урочной.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной
организации. Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий
обучающихся и их родителей (законных представителей).
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий),
реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами
количества часов, отведённых на освоение обучающимися учебного плана,
но не более 10 часов, из которых не менее 5 часов выделяются на
обязательные коррекционные курсы и, при необходимости, на
дополнительные коррекционно-развивающие занятия в соответствии с
программой коррекционной работы.
Коррекционно-развивающая область учебного плана включается во
внеурочную деятельность. Она представлена коррекционными курсами
логопедической и психокоррекционной направленности с целью коррекции и
ослабления нарушений в психическом и психофизическом развитии
обучающихся
с
ЗПР,
формирования
жизненных
компетенций,
обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное
развитие обучающихся, а также адаптацию в социуме.
Содержание коррекционно-развивающих курсов, их количественное
соотношение определяется образовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании
рекомендаций ПМПК. Кроме того, содержание данной области может быть
дополнено для отдельных учащихся на основании решения ППк в
соответствии с индивидуальными потребностями и особенностями.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной и
групповой форме.
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе
принимают участие все педагогические работники образовательной
организации: учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог,
педагоги дополнительного образования.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но
учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на
реализацию АООП ООО обучающихся с ЗПР. Распределение часов,
предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим
образом: недельная нагрузка – 10 часов, из них 5 часов отводится на
коррекционно-развивающие курсы, 5 часов – на другие направления
внеурочной деятельности.
Недельный учебный план
адаптированной основной общеобразовательной программы основного общегообразования обучающихся с
задержкой психической развития (вариант 7) (АООП ООО ЗПР (вариант 7), 5 лет обучения
Предметная область
Русский язык и литература
Иностранные языки
Математика и информатика
Общественно-научные предметы
Естественно-научные предметы
Искусство
Технология
Физическая культура
Основы безопасности и защиты Родины
Итого
Наименование учебного курса
ОФП
Функциональная грамотность
Проектная мастерская
Основы финансовой грамотности
Итого
ИТОГО недельная нагрузка
Учебный предмет/курс
Обязательная часть
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Изобразительное искусство
Музыка
Труд (технология)
Адаптивная физическая культура
Основы безопасности и защиты Родины
5
Количество часов в неделю
6
7
8
9
5
3
3
5
0
0
0
0
3
0
1
0
0
1
1
1
2
2
0
27
6
3
3
5
0
0
0
0
3
0
1
0
0
1
1
1
2
2
0
28
4
2
3
0
3
2
1
1
2
0
2
2
0
1
1
1
2
2
0
30
3
2
3
0
3
2
1
1
2
1
2
2
2
2
0
1
1
2
1
31
3
3
3
0
3
2
1
1
2.5
1
2
3
2
2
0
0
1
2
1
32.5
1
1
0
0
2
29
1
0
0
1
2
30
1
0
0
1
2
32
1
0
1
0
2
33
0,5
0
0
0
0.5
33
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область)
Коррекционный курс:
“Коррекционно-развивающие занятия:психокоррекционные
Коррекционный курс: “Логопедические занятия”
Индивидуальные или групповые коррекционные занятия
Другие направления внеурочной деятельности
Количество учебных недель
Всего часов в год
10
10
10
2
10
10
1
1
2
1
2
5
1
1
2
2
2
5
34
986
2
5
34
1020
34
1088
2
2
5
34
1122
2
5
34
1122