Учебный план общего образования с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) на 2025-2026 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Свердловская область, г.Артемовский,ул.Пригородная, 2А
Тел.:8(34363)26773, e-mail:artschool10@mail.ru сайт:https://10art.uralschool.ru/

Приложение
к
адаптированной
основной
общеобразовательной программе для
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) вариант 1,
утверждённой приказом директора
МБОУ «СОШ №10»
от 29 августа 2025 года №129/3-од

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
(вариант 1)
на 2025-2026 учебный год

Артемовский, 2025

Учебный план общего образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ «СОШ №10» на 2025-2026
учебный год (далее – Учебный план) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный
объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап – 1 - 4 классы (1 дополнительный 1-4 классы), для тех обучающихся с
умственной отсталостью, которые оказываются неготовыми к школьному обучению,
обучение пролонгируется на один год за счёт введения дополнительного первого класса;
2 этап – 5-9 классы;
3 этап – 10-12 классы.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I
дополнительном и в I классе и 34 учебных недель в году со II по XII класс.Учебная
нагрузка рассчитывается исходя из 34 учебных недель в году с V - IX класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических
часов на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс).
Общий объем учебной нагрузки составляет не более 5066 академических часов на 2
этапе обучения (V - IX класс).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных
областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов,
входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционноразвивающую направленность, заключающуюся в учёте особых образовательных
потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и
физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область.
Выбор вариантов сроков обучения осуществляется Школой самостоятельно с
учётом: особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них
готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей;
наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материальнотехнические).
В 2025-2026 учебном году реализуется 1 и 2 этап обучения. Срок обучения по
адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с
лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 9 - 13 лет.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть. Обязательная часть учебного плана определяет состав
учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных
организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться
для обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических групп и определяется
в соответствии с представленными ниже учебными планами.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение
их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведённое на
реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объёмов
финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из
часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого
спектра занятий, направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых
для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю
на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия
коррекционной направленности с учётом возрастных особенностей обучающихся и их
физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления обучающихся и молодёжи", утверждённых постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28
(зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г,
регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу
особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении
отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и
формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ
сопровождается тьюторской поддержкой.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
определяется расписанием занятий.
Формы промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов
освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных
образовательной программой, проведение диагностики состояния образовательного
процесса и основных результатов образовательной деятельности за учебный год.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу,
дисциплине, модулю по итогам учебного года во 2-9 классах. Определены следующие
формы промежуточной аттестации:
Предметные
области

Язык и речевая
практика

Математика

Естествознание

Человек и
общество

Искусство

Учебные предметы

Формы промежуточной аттестации

Русский язык

Диктант

Чтение (Литературное
чтение)

Техника чтения

Речевая практика

Разбор
коммуникативной
(устный ответ)

Математика

Контрольная работа или тест

Информатика

Контрольная работа или тест

Мир природы и человека Тест
Природоведение

Тест

Биология

Творческое задание

География

Творческое задание

Основы социальной
жизни

Творческое задание

Мир истории

Тест

История Отечества

Тест

Музыка

Творческое задание

ситуации

Рисование
(изобразительное
искусство)

Творческое задание

Физическая
культура

Физическая культура
(адаптивная физическая
культура)

Выполнение теоретической части
(вопросы) и практической части
(контрольные нормативы)

Технология

Труд (технология)

Творческое задание

факультативный курс «Занимательный
русский язык»

Зачетная система

факультативный курс «Занимательная
математика»

Зачетная система

факультативный курс «Мир природы и
Зачетная система
человека»
9 класс комплексная проверка по предметам за год
Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений
и педагогического совета образовательного учреждения.
По окончании 9 классов обучающиеся сдают итоговую аттестацию в 2- х испытаниях.
Экзамен по трудовому обучению проводится 29.05.2026 года. Срок повторной итоговой
аттестации - 02.09.2026 года.
Порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации
обучающихся регулирует локальный акт образовательной организации «Положение о
формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся».
Таким образом, учебный план обеспечивает освоение элементарных и основных понятий
по учебным предметам в соответствии с эмоционально-волевыми, психологическими,
физиологическими особенностями детей. Коррекционная направленность обучения
способствует индивидуальной социальной адаптации учащихся.

Учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(1 вариант)
Предметные
Количество часов
Всего
Количество часов
Всего
Всего по
области
ОП
Этап обучения
1 этап
2 этап
Класс
Учебные предметы
Обязательная часть

I

II

III

IV

Язык и речевая
практика

Русский язык

3

3

3

3

Чтение (Литературное чтение)
Речевая практика
Математика
Математика
Информатика
Естествознание Мир природы и человека
Природоведение
Биология
Человек и
География
общество
Основы социальной жизни
Мир истории
История Отечества
Искусство
Музыка
Рисование (изобразительное
искусство)
Физическая
Адаптивная физическая
культура
культура
Технология
Труд (технология)

3
2
3

4
2
4

4
2
4

4
2
4

2

1

1

1

Итого
Часть,
формируемая
образовательных отношений:

участниками

V

VI

VII

VIII

IX

12

4

4

4

4

4

20

32

4

4

4

4

4

4

4

3
1

3
1

3
1

2

2
2
2
2

2
2
2

2
2
2

2

2

2

20
0
17
3
0
4
6
8
10
2
6
1
2

35
8
32
3
5
4
6
8
10
2
6
6

2
1

1
1

1
1

1
1

15
8
15
0
5
0
0
0
0
0
0
5
4

3

3

3

3

12

2

2

2

2

2

10

2

1

1

1

5

6

6

7

7

7

33

38

21

20

20

20

81

27

28

28

28

28

149

230

0

3

3

3

9

2

2

1

1

1

5

13

2

2
2
2

1
2

6
22

Адаптивная физическая культура

1

1

Информатика

1

1

Занимательный русский язык

Всего часов в неделю
Учебные недели
Всего часов в год
Внеурочная деятельность:
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):
Логопедические занятия (включая коррекцию и
развитие познавательной деятельности)
Коррекционные занятия

1

1

5

5

2
2

30
34
1020

30
34
1020

170
5066

2
5
3
3
243
305
8105

6

6

6

30

54

2

2

2

2

10

22

1
1
2

1
1
2

1
1
2

1
1
2

5
5
10

5
9
18

21
33
693

1
1
1
23
34
782

1
1
1
23
34
782

1
1
1
23
34
782

135
3039

29
34
986

6

6

6

6

24

6

6

3

3

3

3

12

2

Занимательная математика
Мир природы и человека

3
3
3
90

1

30
30
34
34
1020 1020

149

Ритмика
Психокоррекционные занятия

1
2

1
2

1
2

1
2

4
8

1
1
2

Учебные недели
Всего часов коррекционно-развивающей
области за год
Курсы внеурочной деятельности:
«Разговор о важном»
«Россия-мои горизонты»
«Орлята России»
«Функциональная грамотность»
Мир визуально-пространственных искусств
Культура безопасности жизнедеятельности»
«Бисероплетение»
Функциональная грамотность: учимся для жизни
Читательская грамотность
Учебные недели

33

34

34

34

135

34

34

34

34

34

170

305

198

204

204

204

810

204

204

204

204

204

1020

1830

4
1

4
1

4
1

4
1

16
4

4
1

2
1

2
1

2
1

2
1

8
4

4
1
1

4
1
1

4
1
1

4
1
1

20
5
4

36
9
4
8
4
1
5
2
1
2
305

33

34

34

34

135

1
1
1
34

1
1
34

1
1
34

1
1
34

1
1
34

1
5
2
1
2
170

Всего
часов
внеурочной
деятельности,
включая
коррекционно-развививающую
область в неделю
10
10
10
10
Всего часов по внеурочной деятельности
(включая
коррекционно-развивающую
область) за год:
330 340 340 340
31
31
31
31
Всего к финансированию в неделю
Всего к финансированию в год
1023 1054 1054 1054

40
1350
124
4185

10

10

10

340 340 340
39
40
40
1326 1360 1360

10

10

50

340
40
1360

340
40
1360

1700
199
6766

90

3050
320
11155


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».