Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Свердловская область, г. Артемовский, ул. Пригородная, 2 А Тел.: 8(343 63)26773,
e-mail: artschool10@mail.ru сайт: https://10art.uralschool.ru/
Приложение 16 к адаптированной
основной общеобразовательной
программе образования обучающихся с
нарушением интеллекта (вариант 1)
(утверждено приказом от 29.08.2025)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«География»
6-9 класс
(вариант 1)
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026.
Рабочая программа адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Курс «География» ставит своей целью - сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и
умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социальноэкономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в
окружающей среде.
Основными задачами курса «География» являются:
— формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и
социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
— формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и
отдельных стран.
— формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
— формирование умений и навыков использования географических знаний в
повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных
катастроф
— овладение основами картографической грамотности и использование элементарных
практических умений и приемов использования географической карты для получения
географической информации;
— формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.
2. Общая характеристика учебного предмета
География — учебный предмет, синтезирующий многие компоненты общественнонаучного и естественно-научного знания. Вследствие этого содержание разных разделов курса
географии, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими
аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь
естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется
образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «География» входит в предметную область «Человек и общество» и
относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа по географии реализуется с 6 по 9 класс.
В соответствии с Учебным планом МБОУ «СОШ №10» образование обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), курс по географии в 6 классе
рассчитан на 68 часов в год, по 2 часа в неделю (34 учебных недели); курс по географии в 7
классе рассчитан на 68 часов в год, по 2 часа в неделю; курс по географии в 8 классе рассчитан
на 68 часов в год, по 2 часа в неделю и курс по географии в 9 классе также рассчитан на 68
часов в год, по 2 часа в неделю.
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
АООП МБОУ «СОШ №10» учебного предмета «География» предполагает достижение ими
двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и
обеспечивающими становление социальных отношений, обучающихся в различных средах,
сформированность мотивации к обучению и познанию.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой
предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности
их применения в практической деятельности.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты
освоения АООП МБОУ «СОШ №10» образования включают индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки.
К личностным результатам освоения относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными
компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "География".
Минимальный уровень:
представление об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование
условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте
при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте;
выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и
явлений;
сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям;
использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и
процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в
случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
применение элементарных практических умений и приемов работы с географической
картой для получения географической информации;
ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды,
оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
нахождение в различных источниках и анализ географической информации;
применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы;
называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников
своего родного края.
5. Содержание учебного предмета «География».
Содержание учебного предмета "География" позволяет формировать широкий спектр
видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы,
объяснять, доказывать, давать определения понятиям.
В соответствии с требованиями Стандарта предметом оценки освоения обучающимися
АООП должно быть достижение обучающимися предметных и личностных результатов,
которые применительно к изучению географии должны быть представлены в тематическом
планировании в виде конкретных учебных действий.
Начальный курс физической географии.
Понятие о географии как науке. Явления природы: ветер, дождь, гроза. Географические
сведения о своей местности и труде населения.
Ориентирование на местности. Горизонт, линии, стороны горизонта. Компас и правила
пользования им.
Формы поверхности земли. Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы,
горы. Понятие о землетрясениях и вулканах. Овраги и их образование.
Вода на земле. Река и ее части. Горные и равнинные реки. Озера, водохранилища, пруды.
Болота и их осушение. Родник и его образование. Колодец. Водопровод. Океаны и моря.
Ураганы и штормы. Острова и полуострова. Водоемы нашей местности. Охрана воды от
загрязнения.
План и карта. Масштаб. Условные знаки плана местности. План и географическая карта.
Масштаб карты. Условные цвета и знаки физической карты. Физическая карта России.
Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне. Планеты. Земля - планета.
Освоение космоса. Глобус - модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Физическая
карта полушарий. Океаны и материки на глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные
путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле. Понятие о климате, его отличие от погоды.
Основные типы климата. Пояса освещенности, их изображение на глобусе и карте полушарий.
Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Границы России.
Океаны и моря, омывающие берега России. Острова и полуострова России.
Формы поверхности России. Горы России. Реки и озера России.
География России.
Общая характеристика природы и хозяйства России. Географическое положение России
на карте мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и азиатская части России.
Разнообразие рельефа. Острова и полуострова. Административное деление России.
Полезные ископаемые, их месторождения, пути рационального использования. Типы
климата в разных частях России. Водные ресурсы России, их использование. Экологические
проблемы. Численность населения России, его размещение. Народы России.
Отрасли промышленности. Уровни развития европейской и азиатской частей России.
Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи.
Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах.
География материков и океанов.
Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий. Атлантический океан.
Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан. Хозяйственное значение.
Судоходство.
Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия:
географическое положение и очертания берегов, острова и полуострова, рельеф, климат, реки и
озера, природа материка, население и государства.
Государства Евразии.
Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Западная Европа, Южная Европа,
Северная Европа, Восточная Европа. Центральная Азия. Юго-Западная Азия. Южная Азия.
Восточная Азия. Юго-Восточная Азия. Россия.
Свой край. История возникновения. Положение на карте, границы. Рельеф. Полезные
ископаемые и почвы нашей местности. Климат. Реки, пруды, озера, каналы нашей местности.
Охрана водоемов. Растительный и животный мир нашей местности. Население нашего края.
Национальные обычаи, традиции, национальная кухня. Промышленность нашей местности.
Специализация сельского хозяйства. Транспорт нашего края. Архитектурно-исторические и
культурные памятники нашего края.
6. Тематическое планирование
География. 6 класс (68 час)
Разделы/Темы
№
п./п.
1
Введение
Содержание
Понятие о географии как науке. Явления природы: ветер, дождь,
гроза. Географические сведения о своей местности и труде
населения
Ориентирование на местности. Горизонт, линии, стороны
горизонта. Компас и правила пользования им
Основные виды деятельности
Кол-во
часов
Ознакомление с новым курсом - 5
географией и новым понятием о
географии - как науки о Земле
Ознакомление с понятием горизонт, 5
стороны горизонта, со способами
ориентирования
по
местным
признакам природы
Формирование понятий: равнина, 4
низменность, холм. Ознакомление с
видами гор и их частями, вулканами
и причинами их образования
Формирование представлений о
11
водоемах, о частях речной системы,
горных и равнинных реках и их
отличии
2
Ориентирование на
местности
3
Формы поверхности
Земли
Формы поверхности земли. Рельеф местности, его основные
формы. Равнины, холмы, горы. Понятие о землетрясениях и
вулканах. Овраги и их образование
4
Вода на Земле
5
План и карта
6
Земной шар
Вода на земле. Река и ее части. Горные и равнинные реки. Озера,
водохранилища, пруды. Болота и их осушение. Родник и его
образование. Колодец. Водопровод. Океаны и моря. Ураганы и
штормы. Острова и полуострова. Водоемы нашей местности.
Охрана воды от загрязнения
План и карта. Масштаб. Условные знаки плана местности. План и Формирование представлений о 10
географическая карта. Масштаб карты. Условные цвета и знаки рисунке и плане предмета.
физической карты. Физическая карта России
Ознакомление с условными знаками.
Формирование представлений о
географической
карте.
Ознакомление с условными цветами
физической карты
15
Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне. Планеты. Ознакомление с глобусом, как
Земля ― планета. Освоение космоса. Глобус – модель земного моделью земного шара. Организация
шара. Земная ось, экватор, полюса. Физическая карта полушарий. самостоятельной работы с картой и
Океаны и материки на глобусе и карте полушарий. Первые атласом.
кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле.
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы Ознакомление с физической картой
климата. Пояса освещенности, их изображение на глобусе и карте полушарий
полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и
7
Карта России
8
9
Обобщение
Повторение
Итого
полярных поясов
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической Формирование представлений о
карте. Границы России. Океаны и моря, омывающие берега географическом положении России
на карте мира и о географическом
России. Острова и полуострова России
положении нашего края
13
1
4
68
География.7 класс (68 часов)
№
Раздел/темы
п./п.
1
Особенности
природы и хозяйства
России
2
3
Природные зоны
России
Зона арктических
пустынь
4
Зона тундры
5
Лесная зона
Содержание
Основные виды деятельности
Общая характеристика природы и хозяйства России. Составление таблицы. Работа с
Географическое положение России на карте мира. Морские и информационными
источниками
сухопутные границы. Европейская и азиатская части России. (учебник, атлас, рабочая тетрадь)
Разнообразие рельефа. Острова и полуострова. Административное
деление России.
Полезные ископаемые, их месторождения, пути рационального
использования. Типы климата в разных частях России. Водные
ресурсы России, их использование. Экологические проблемы.
Численность населения России, его размещение. Народы России.
Отрасли промышленности. Уровни развития европейской и
азиатской частей России
Положение на карте
Положение на карте. Климат. Растительный и животный мир.
Население и его основные занятия. Северный морской путь
Заполнение
контурных
карт.
Заполнение
таблиц.
Самостоятельная работа с атласом и
учебником
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Самостоятельное
заполнение
Водоёмы тундры. Растительный и животный мир. Хозяйство. контурных карт. Самостоятельное
Население и его основные занятия. Города тундры. Экологические заполнение таблиц.
проблемы Севера
Подготовка мини-докладов
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Самостоятельное
заполнение
Реки и озёра, каналы.
контурных карт.
Кол-во
часов
11
2
5
7
17
Растительный и животный миры. Промышленность и сельское
хозяйство. Крупнейшие города. Охрана леса. Города Центральной
России
Положение на карте. Рельеф, полезные ископаемые. Реки.
Растительный и животный мир. Хозяйство, население и его
основные занятия. Города лесостепной и степной зоны. Охрана
природы зоны степей
Работа с атласом и учебником.
Показ объектов на географической
карте
Самостоятельное
заполнение
контурных карт.
Работа с атласом и учебником.
Показ объектов на географической
карте
Самостоятельное
заполнение
контурных карт
Работа с атласом и учебником.
Показ объектов на географической
карте
Самостоятельное
заполнение
контурных карт.
Работа с атласом и учебником.
Показ объектов на географической
карте
Самостоятельное
заполнение
контурных карт.
Работа с атласом и учебником.
Показ объектов на географической
карте
6
Зона степей
8
7
Зона полупустынь и
пустынь
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат,
реки. Растительный и животный миры. Хозяйство, население и его
основные занятия. Города зоны полупустынь и пустынь
8
Зона субтропиков
Положение на карте. Курортное хозяйство. Население и его
основные занятия. Города - курорты
9
Высотная поясность
в горах
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.
Особенности природы и хозяйства. Экологические проблемы.
Алтай, Северный Кавказ, Восточная Сибирь
10
Обобщение
11
Повторение
4
Итого
68
6
2
5
1
География.8 класс (68 часов)
1
Что изучают в курсе
географии
материков и океанов
Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и
части света на глобусе и карте
1
2
Мировой океан
Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан.
Индийский океан. Современное изучение Мирового океана
3
Африка
4
Австралия
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и
озера. Природные зоны. Растительный мир тропических лесов.
Животный мир тропических лесов. Растительный мир саванн.
Животный мир саванн. Растительный и животный мир пустынь.
Население и государства. (Государства по выбору учителя:
Египет, Эфиопия, Танзания, Демократическая республика Конго
(ДР Конго), Нигерия, Южно-Африканская республика (ЮАР) или
другие.)
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и
озера. Растительный мир. Животный мир. Население.
Австралийский Союз. Океания. Остров Новая Гвинея
5
Антарктида
Географическое положение. Антарктика. Открытие Антарктиды
русскими мореплавателями.
Разнообразие рельефа, климат. Растительный и животный мир
Антарктиды. Охрана природы. Современные исследования
Антарктиды
6
Северная Америка
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и
озера Растительный и животный мир.
Обозначение океанов на контурной
карте полушарий.
Составление схемы хозяйственного
использования океанов.
Зарисовки рыб, морских животных,
айсберга.
Подбор иллюстраций по теме
«Мировой океан»
Обозначение на контурной карте в
«Рабочей
тетради»
изучаемых
географических объектов.
Запись названий и зарисовки в
тетрадях
наиболее
типичных
растений
и
животных
(или
прикрепление их иллюстраций к
магнитной карте)
Обозначение на контурной карте в
«Рабочей
тетради»
изучаемых
географических объектов.
Запись названий и зарисовки в
тетрадях
наиболее
типичных
растений
и
животных
(или
прикрепление их иллюстраций к
магнитной карте)
Обозначение на контурной карте
Южного
полюса
и
океанов,
омывающих Антарктиду.
Составление альбома иллюстраций
по теме: «Антарктида».
Зарисовки
птиц
и
животных
Антарктиды.
Изготовление простейшего макета
изучаемого материка
Обозначение на контурной карте в
«Рабочей
тетради»
изучаемых
5
15
8
5
10
Население и государства. Соединенные Штаты Америки. Канада.
Мексика. Куба (по выбору учителя)
географических объектов.
Проведение на контурной карте
условной границы между Европой и
Азией. Запись в тетради названий
типичных
представителей
растительного и животного мира
Обозначение на контурной карте
изучаемых
географических
объектов.
Запись названий и зарисовки в
тетрадях
наиболее
типичных
растений
и
животных
(или
прикрепление их иллюстраций к
магнитной карте)
Обозначение на контурной карте в
«Рабочей
тетради»
изучаемых
географических объектов.
Проведение на контурной карте
условной границы между Европой и
Азией. Запись в тетради названий
типичных
представителей
растительного и животного мира
7
Южная Америка
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и
озера. Растительный мир тропических лесов. Животный мир
тропических лесов. Растительный мир саванн, степей, пустынь и
горных районов. Животный мир саванн, степей, полупустынь, гор.
Население и государства: Бразилия, Аргентина, Перу или другие
по выбору учителя
11
8
Евразия
9
Обобщение
Географическое положение Очертания берегов Евразии. Моря
Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и
полуострова. Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского
океанов. Острова и полуострова. Разнообразие рельефа. Полезные
ископаемые Европы.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. Климат
Евразии. Реки и озера Европы. Реки и озера Азии. Растительный и
животный мир Европы. Растительный и животный мир Азии.
Население Евразии
10
Повторение
4
Итого
68
8
1
География. 9 класс (68 часов)
1
Введение.
Политическая карта
Евразии
Государства Евразии. Политическая карта Евразии. Государства
Евразии (обзор)
Уметь показывать на политической
карте материк Евразия
1
2
Европа. Западная
Европа
Политическая карта Евразии. Государства Евразии (обзор).
Западная Европа. Великобритания (Соединенное Королевство
Великобритании и Северной Ирландии). Франция (Французская
Республика). Германия (Федеративная Республика Германия).
Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская
Конфедерация)
3
Южная Европа
Южная Европа.
Испания. Португалия (Португальская
Республика). Италия (Итальянская Республика). Греция
(Греческая Республика)
4
Северная Европа
Северная Европа. Норвегия (Королевство Норвегия). Швеция
(Королевство Швеция). Финляндия (Финляндская Республика)
5
Восточная Европа
Восточная Европа. Польша (Республика Польша). Чехия
(Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика).
Венгрия (Венгерская Республика). Румыния (Республика
Румыния). Болгария (Республика Болгария). Эстония (Эстонская
Республика). Латвия (Латвийская Республика). Литва (Литовская
Республика). Белоруссия (Республика Беларусь). Украина.
Молдавия (Республика Молдова)
Уметь находить на политической
карте Евразии Великобританию, ее
столицу. Уметь называть обычаи
англичан. Уметь находить на
политической
карте
Евразии
Францию, ее столицу. Уметь
называть обычаи французов. Уметь
находить на политической карте
Евразии Германию, ее столицу.
Уметь
по
иллюстрациям
характерных
достопримечательностей
узнавать
отдельные
города
Евразии.
Обозначение на к/к государств
Западной Европы, их столиц
Уметь находить на политической
карте
Евразии
Испанию
и
Португалию, их столицы. Уметь
находить на политической карте
Евразии Италию, ее столицу. Уметь
по
иллюстрациям
характерных
достопримечательностей
узнавать
отдельные города Италии. Уметь
находить на политической карте
Евразии Грецию, ее столицу
Уметь находить на политической
карте Евразии Норвегию, Швецию,
Финляндию и их столицы
Обозначение на к/к государств
Восточной Европы, их столиц.
Работа с политической и физической
картой
8
6
4
13
6
6
12
Центральная Центральная Азия. Казахстан (Республика Казахстан). Узбекистан Обозначение на к/к
государств
(Республика Узбекистан). Туркмения (Туркменистан). Киргизия Центральной Азии, их столиц.
(Кыргызстан). Таджикистан (Республика Таджикистан)
Работа с политической и физической
картой
Юго-Западная Азия
Юго-Западная Азия. Грузия (Республика Грузия). Азербайджан Обозначение на к/к государств
(Азербайджанская Республика). Армения (Республика Армения). Юго-Западной Азии, их столиц.
Турция (Республика Турция). Ирак (Республика Ирак). Иран Работа с политической и физической
(Исламская Республика Иран). Афганистан (Исламское картой
Государство Афганистан)
Южная Азия
Южная Азия. Индия (Республика Индия)
Обозначение на к/к
государств
Южной Азии, их с столиц. Работа с
политической и физической картой
Восточная Азия
Восточная Азия. Китай (Китайская Народная Республика). Обозначение на к/к государств
Монголия (Монгольская Народная Республика). Корея (Корейская Восточной Азии, их столиц. Работа с
Народно-Демократическая Республика и Республика Корея). политической и физической картой
Япония
Юго-Восточная
Юго-Восточная Азия. Вьетнам (Социалистическая Республика Обозначение на к/к государств
Азия
Вьетнам). Лаос (Лаосская Народно-Демократическая Республика). Юго-Восточной Азии, их столиц.
Таиланд (Королевство Таиланд) или другие страны по выбору Работа с политической и физической
учителя
картой
Россия
Россия. Россия (Российская Федерация) — крупнейшее Обозначить на к/к границы России.
государство Евразии. Сухопутные и морские границы России Работа с физической картой России
(повторение). Административное деление России (повторение).
Столица, крупные города России
Обобщение
13
Повторение
4
Итого
68
7
8
9
10
11
Азия.
Азия
9
3
6
4
3
1
7. Поурочное планирование.
Поурочное планирование. География 6 класс
№
1
2
Тема урока
Что изучает география
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
Явления природы
Географические сведения о вашей местности и труде населения
Обобщение
Горизонт. Линия горизонта
Стороны горизонта
Компас и правила пользования им
Ориентирование по местным признакам природы
Обобщение
Равнины. Холмы
Овраги, их образование
Горы. Землетрясения. Извержения вулканов
Обобщение
Вода в природе
Родник, его образование
Колодец, водопровод
Части реки. Равнинные и горные реки
Как люди используют реки
Озера. Водохранилища. Пруды
Болота, их осушение
Океаны и моря
Острова и полуострова
Водоемы в вашей местности. Охрана вод от загрязнения
Обобщение
Рисунок и план предмета
План и масштаб
План класса
План школьного участка
Условные знаки плана местности
План и географическая карта
Условные цвета физической карты
Условные знаки физической карты
Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей
Обобщение
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне
Планеты
Земля-планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса
Глобус-модель земного шара
Физическая карта полушарий
Распределение воды и суши на Земле
Океаны на глобусе и карте полушарий
Материки на глобусе и карте полушарий
Первые кругосветные путешествия
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем
земной поверхности
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата
Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные
Природа тропического пояса
Природа умеренных и полярных поясов
Обобщение
Географическое положение России на карте
Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге
Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного
Ледовитого океана
Моря Тихого и Атлантического океанов
Острова и полуострова России
Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья
Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых
Реки: Волга с Окой и Камой
Реки: Дон, Днепр, Урал
Реки Сибири: Обь, Енисей
Реки: Лена, Амур. Озера России
Ваш край на карте России
Обобщение. Контрольная работа за год
Повторение по теме «Вода на Земле»
Повторение по теме «План и карта»
Повторение по теме «Земной шар»
Повторение по теме «Карта России»
Итого:68 часов
Поурочное планирование. География.7 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Тема урока
Географическое положение России на карте мира
Европейская и азиатская части России
Административное деление России
Разнообразие рельефа
Полезные ископаемые, их основные месторождения
Климат России
Водные ресурсы России, их использование
Население России. Народы России
Промышленность-основа хозяйства, ее отрасли
Сельское хозяйство, его отрасли
Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России. Обобщение
Размещение природных зон на территории России
Карта природных зон России
Зона арктических пустынь Положение на карте
Климат
Растительный и животный мир
Население и его основные занятия
Северный морской путь
Зона тундры. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
Климат. Водоемы тундры
Растительный мир. Животный мир
Хозяйство. Население и его основные занятия
Города тундры: Мурманск, Нарьян-Мар
Города тундры: Салехард, Норильск, Анадырь
Экологические проблемы севера. Охрана природы тундры
Лесная зона. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые
Климат
Реки, озера, каналы
Растительный мир. Хвойные леса (тайга)
Смешанные и лиственные леса
Животный мир
Пушные звери
Значение леса
Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны
Промышленность и сельское хозяйство Центральной России
Города Центральной России
Особенности развития хозяйства Северо-западной России
Города: Архангельск, Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград
Западная Сибирь
Восточная Сибирь
Дальний Восток
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса
Зона степей. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки
Растительный мир
Животный мир
Хозяйство. Население и его основные занятия
Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск
Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград
Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар
Охрана природы зоны степей
Зона полупустынь и пустынь. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые
Климат. Реки
Растительный мир
Животный мир
Хозяйство. Население и его основные занятия
Города зоны пустынь и полупустынь
Зона субтропиков. Положение на карте. Климат и природа субтропиков
Население и его основные занятия. Города
Высотная поясность в горах. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа
Города и экологические проблемы Урала
Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города
Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города
64
65
66
67
68
Обобщение. Контрольная работа за год
Повторение по теме «Особенности природы и хозяйства России»
Повторение по теме «Лесная зона»
Повторение по теме «Зона степей»
Повторение по теме «Высотная поясность»
Итого: 68 часов
Поурочное планирование. География 8 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
Тема урока
Материки и части света на глобусе и карте
Атлантический океан
Северный Ледовитый океан
Тихий океан
Индийский океан
Современное изучение Мирового океана
Африка. Географическое положение
Разнообразие рельефа. Климат. Реки. Озера
Природные зоны
Растительность тропических лесов
Животные тропических лесов
Растительность саванн
Животные саванн
Растительность и животные пустынь
Население и государства
Египет
Эфиопия
Танзания
Демократическая республика Конго
Нигерия
Южно-Африканская республика
Австралия. Географическое положение
Разнообразие рельефа. Климат. Реки и озера
Растительный мир
Животный мир
Население
Австралийский Союз
Океания
Остров Новая Гвинея
Антарктида. Географическое положение. Антарктика
Открытие Антарктиды русскими мореплавателями
Разнообразие рельефа. Климат
Растительный и животный мир. Охрана природы
Современные исследования Антарктиды
Северная Америка. Открытие Америки
Географическое положение
Разнообразие рельефа. Климат
Реки и озера
Растительный и животный мир
Население и государства
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Соединенные Штаты Америки
Канада
Мексика
Куба
Южная Америка. Географическое положение
Разнообразие рельефа. Климат
Реки и озера
Растительность тропических лесов
Животные тропического леса
Растительность саванн, степей, пустынь и горных районов
Животные саванн, степей, полупустынь, гор
Население и государства
Бразилия
Аргентина
Перу
Евразия. Географическое положение
Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии
Климат Евразии
Реки и озера Европы. Реки и озера Азии
Растительный и животный мир Европы. Растительный и животный мир Азии
Население Евразии. Культура и быт народов Евразии
Обобщение. Контрольная работа за год
Повторение по теме «Африка»
Повторение по теме «Северная Америка»
Повторение по теме «Южная Америка»
Повторение по теме «Евразия»
Итого:68 часов
Поурочное планирование. География 9 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема урока
Введение. Политическая карта Евразии
Западная Европа. Великобритания: географическое положение, природа, экономика
Великобритания: население, культура, обычаи и традиции
Франция: географическое положение, природа, экономика
Франция: население, культура, обычаи и традиции
Германия
Австрия
Швейцария
Обобщение
Южная Европа. Испания
Португалия
Италия: географическое положение, природа, экономика
Италия: население. Культура. Обычаи и традиции
Греция
Обобщение
Северная Европа. Норвегия
Швеция
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
Финляндия
Обобщение
Восточная Европа. Польша
Чехия
Словакия
Венгрия
Румыния
Болгария
Сербия
Эстония
Латвия
Литва
Республика Беларусь
Украина
Молдавия
Обобщение
Азия. Центральная Азия. Казахстан
Узбекистан
Туркменистан
Киргизия
Таджикистан
Обобщение
Юго-Западная Азия
Грузия
Азербайджан
Армения
Турция
Ирак
Иран
Афганистан
Обобщение
Южная Азия. Индия: географическое положение, природа, экономика
Индия: население, культура, обычаи и традиции
Обобщение
Восточная Азия. Китай: географическое положение, природа, экономика
Китай: население, культура, обычаи и традиции
Монголия
Корейская Народно Демократическая Республика. Республика Корея
Япония: географическое положение, природа, экономика
Япония: население, культура, обычаи и традиции
Юго-Восточная Азия. Таиланд
Вьетнам
Индонезия
Обобщение
Россия. Границы России
Россия-крупнейшее государство Евразии. Административное деление России. Столица и
крупные города России
Обобщение. Контрольная работа за год
Повторение по теме «Западная Европа»
Повторение по теме «Восточная Европа»
67
68
Повторение по теме «Юго-Западная Азия»
Повторение по теме «Россия»
Итого:68 часов
Учет рабочей программы воспитания
С учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ №10» (модуль «Школьный
урок») воспитательный потенциал урока реализуется через:
•
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
•
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
•
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
•
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
•
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
•
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
•
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Выбор тех или иных форм и способов воспитательной работы на уроке учитель
определяет самостоятельно в соответствии с целями и задачами урока.
7. Материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса, реализуемого на основе рабочей программы по географии для 6-9 классов по
достижению планируемых результатов освоения АООП МБОУ «СОШ №10» образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
представлено следующими объектами и средствами:
Учебно-методическое обеспечение:
Учебники:
1. Лифанова Т. М., Соломина Е. Н. География.6 класс (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями), АО, "Издательство «Просвещение", 2020;
2. Лифанова Т. М., Соломина Е. Н. География.7 класс (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями), АО «Издательство «Просвещение», 2020;
3. Лифанова Т. М., Соломина Е. Н. География.8 класс(для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями),АО "Издательство «Просвещение", 2020;
4. Лифанова Т. М., Соломина Е. Н. География.9 класс (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями),АО « Издательство "Просвещение", 2020.
Дидактические материалы:
1. Лифанова Т.М, Соломина Е.Н.География.8 класс. Рабочая тетрадь (для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы). Москва, "Просвещение", 2020 (в электронном виде);
2. Коллекции горных пород и минералов
3. Гербарий
4. Настенная физическая карта России, настенная физическая карта полушарий,
настенная физическая карта мира, настенная политическая карта мира
Технические средства обучения:
1. Компьютер.
2. Оборудование «Мультимедиа».
3. Акустические колонки в составе рабочего места преподавателя.
4. Оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет.