ММуниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Свердловская область, г. Артемовский, ул. Пригородная, 2 А Тел.: 8(343 63)26773,
e-mail: artschool10@mail.ru сайт: https://10art.uralschool.ru/
Приложение 19 к адаптированной
основной общеобразовательной
программе образования
обучающихся с нарушением
интеллекта (вариант 1)
(утверждено приказом от 2.08.2025)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«История Отечества»
(7-9 класс)
1 вариант
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026.
Рабочая программа адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Предмет "История Отечества" играет важную роль в процессе развития и
воспитания
личности
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции
обучающихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее
историческому прошлому.
Основные цели изучения данного предмета "История Отечества":
- формирование нравственного сознания развивающейся личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления
исторического опыта своей страны;
- развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной
деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших
психических функций.
Достижение этих целей будет способствовать социализации обучающихся с
интеллектуальным недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
- овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях
отечественной истории;
- формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей
в разные исторические эпохи;
- формирование представлений о развитии российской культуры, ее
выдающихся достижениях, памятниках;
- формирование представлений о постоянном развитии общества, связи
прошлого и настоящего;
- усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо
для понимания хода развития истории;
- формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры,
средству познания мира и самопознания;
- формирование у обучающихся умений применять исторические знания для
осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими
людьми
в
современном
поликультурном,
полиэтническом
и
многоконфессиональном обществе;
- воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству;
- воспитание гражданственности и толерантности;
- коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Общая характеристика учебного предмета
История Отечества изучается как учебный предмет, в который заложено
изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями,
коррекционное воздействие изучаемого материала наличность ученика,
формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с ОВЗ к
жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более
глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При
этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с
учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных
особенностей учеников. Для лучшего усвоения материала необходимо применять
систему межпредметных связей. Это необходимо в силу особенностей развития и
познавательных возможностей умственно-отсталых детей, которые не в
состоянии овладеть систематическим курсом истории, предусмотренным
программой массовой школы, но данная программа рекомендует в доступной для
учащихся форме изучать предлагаемый материал. Структура и содержание
программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития
системы российского образования.
Отличительными особенностями данной программы являются:
- минимальный объём дидактических единиц с целью защиты обучающихся
в специально-коррекционных классах от перегрузок и сохранения их
психического и физического здоровья;
- соответствие основным направлениям модернизации образования,
поскольку делается акцент на роль человеческого фактора, цивилизационную
составляющую исторического процесса.
Объектом изучения истории являются крупные исторические события
отечественной истории, жизнь и быт людей с древности до наших дней. Даётся
отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля,
олицетворяющего данный период истории: «История нашей страны древнейшего
периода», «Киевская Русь», «Распад Киевской Руси», «Борьба Руси с иноземными
завоевателями», «Начало объединения русских земель», «Единая Россия (конец
XV века —XVII век)», «Великие преобразования России в XVIII веке», «История
нашей страны в XІX веке», «Россия в начале XX века», «Россия в 1917-1920
годах», «Советская Россия – СССР в 20-30-е годы», «СССР во Второй мировой и
Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «Советский Союз в 1945-1991
годах», «Новая Россия в 1991-2013 годах».
Весь исторический материал представлен отечественной историей, с
древности до настоящего времени.
Изучение истории в 7 классе начинается с «Введения», назначение которого
состоит в том, чтобы познакомить обучающихся с новым предметом,
источниками, по которым ученые – историки узнают о жизни людей в прошлом, а
также научить работать с учебником истории, исторической картой, «лентой
времени».
Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает
период с древних времен до конца XVII века и представлен 5 темами:
История нашей страны древнейшего периода.
- Киевская Русь.
- Распад Киевской Руси.
- Борьба Руси с иноземными завоевателями.
- Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества.
- Единая Россия (конец XV – конец XVII вв.).
Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает
ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом,
культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою
независимость, обладает большим воспитательным потенциалом.
В 8 классе обучающиеся знакомятся с событиями истории с конца XVII в.
до начала XX в. Этот материал представлен следующими 3 темами:
- Великие преобразования России в XVIII в.
- История страны в период XIX в.
- Россия в начале XX в.
Изучаемый материал дает возможность увидеть процесс развития единого
Российского государства, его укрепления и изменения в связи с проводившейся
внутренней и внешней политикой, победным завершением для России Северной
войны, русско–турецких войн и Отечественной войны 1812 года, знакомит со
множеством имен выдающихся исторических деятелей.
В 9 классе обучающиеся изучают события, происходившие в истории
страны в XX – XXI вв. Материал представлен 5 темами:
- Россия в 1917 – 1920 гг.
- Советская Россия – СССР в 20 – 30-е годы.
- Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.
- Советский Союз в 1945 – 1991 гг.
- Новая Россия в 1991 – 2015 гг.
Материал в основном посвящен сложным процессам внутриполитического
и экономического развития дореволюционной России, Советского Союза,
современной России. Изучаются крупные войны XX века, особенно подробно –
Великая Отечественная война СССР. Изучение послевоенного периода с 1945 г.
по настоящее время в условиях специальной (коррекционной) школы носит
обзорный характер, но позволяет на доступном для учеников уровне ввести их в
круг проблем современного общества.
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «История Отечества» входит в предметную область
«Человек и общество» и относится к обязательной части учебного плана
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Программа реализуется с 7 по 9 класс.
В соответствии с Учебным планом МБОУ «СОШ №10» образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
вариант 1 для 7-9 классов, курс истории Отечества рассчитан на: в 7 классе – 68
часов (34 учебные недели); в 8 классе – 68 часов (34 учебные недели); в 9 классе –
68 часов (34 учебные недели).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
К личностным результатам освоения ФАООП УО (вариант 1) относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости
за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временнопространственной
организации;
формирование
целостного,
социально
ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и
социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и
умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.
Минимальный уровень:
- знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории;
- знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений,
процессов;
- знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей
(князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
- понимание значения основных терминов-понятий;
- установление по датам последовательности и длительности исторических
событий, пользование "Лентой времени";
- описание предметов, событий, исторических героев с опорой на
наглядность, составление рассказов о них по вопросам педагогического работника;
- нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов
и событий;
- объяснение значения основных исторических понятий с помощью
педагогического работника.
Достаточный уровень:
- знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших
событий отечественной истории;
- знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений,
процессов; их причины, участников, результаты и значение; составление
рассказов об исторических событиях, формулировка выводов об их значении;
- знание мест совершения основных исторических событий;
- знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков,
полководцев, ученых, деятелей культуры) и составление элементарной
характеристики исторических героев;
- формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и
последовательности важнейших исторических событий;
- понимание "легенды" исторической карты и "чтение" исторической карты
с опорой на ее "легенду";
- знание основных терминов понятий и их определений;
- соотнесение года с веком, установление последовательности и
длительности исторических событий;
- сравнение, анализ, обобщение исторических фактов;
- поиск информации в одном или нескольких источниках;
- установление и раскрытие причинно-следственных связей между
историческими событиями и явлениями.
Содержание учебного предмета
Введение в историю.
Что такое история. Что изучает история Отечества. Вещественные, устные и
письменные памятники истории. Наша Родина - Россия. Наша страна на карте.
Государственные символы России. Глава нашей страны. История края - часть
истории России. Как изучается родословная людей. Моя родословная. Счет лет в
истории. "Лента времени".
История нашей страны древнейшего периода.
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины.
Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов. Родоплеменные
отношения восточных славян. Славянская семья и славянский поселок. Основные
занятия, быт, обычаи и верования восточных славян. Взаимоотношения с
соседними народами и государствами. Объединение восточных славян под
властью Рюрика.
Русь в IX - I половине XII века.
Образование государства восточных славян - Древней Руси. Формирование
княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика.
Крещение Руси при князе Владимире: причины и значение.
Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные
отношения. Жизнь и быт людей. Древнерусские города, развитие ремесел и
торговли. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.
Древнерусская культура.
Распад Руси. Борьба с иноземными завоевателями (XII - XIII века).
Причины распада единого государства Древняя Русь. Образование земель самостоятельных государств, особенности их социально-политического и
культурного развития. Киевское княжество. Владимиро-Суздальское княжество.
Господин Великий Новгород. Культура Руси в XII - XIII веках.
Русь между Востоком и Западом. Монгольские кочевые племена. Сражение
на Калке. Нашествие монголов на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя.
Героическая оборона русских городов. Значение противостояния Руси
монгольскому завоеванию. Русь и Золотая Орда. Борьба населения русских
земель против ордынского владычества.
Отношения Новгорода с западными соседями. Борьба с рыцарямикрестоносцами. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Начало объединения русских земель (XIV - XV века).
Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский
князь Иван Калита и его политика. Расширение территории Московского
княжества. Превращение Москвы в духовный центр русской земли. Князь
Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва, ее значение.
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Князь Иван
III. Освобождение от иноземного господства. Образование единого Русского
государства и его значение. Становление самодержавия. Система
государственного управления. Культура и быт Руси в XIV - XV вв.
Россия в XVI - XVII веках.
Расширение государства Российского при Василии III. Русская
православная церковь в Российском государстве. Первый русский царь Иван IV
Грозный. Система государственного управления при Иване Грозном. Опричнина:
причины, сущность, последствия. Внешняя политика Московского государства в
XVI веке. Присоединение Поволжья, покорение Сибири. Строительство
сибирских городов. Быт простых и знатных людей.
Москва - столица Российского государства. Московский Кремль при Иване
Грозном. Развитие просвещения, книгопечатания, зодчества, живописи. Быт,
нравы, обычаи.
Россия на рубеже XVI - XVII веков. Царствование Бориса Годунова.
Смутное время. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова.
Освободительная борьба против интервентов. Ополчение К. Минина и Д.
Пожарского. Подвиг И. Сусанина. Освобождение Москвы. Начало царствования
династии Романовых.
Правление первых Романовых. Конец Смутного времени. Открытие новых
земель. Русские первопроходцы. Крепостные крестьяне. Крестьянское восстание
под предводительством С. Разина. Власть и церковь. Церковный раскол. Внешняя
политика России в XVII веке. Культура и быт России в XVII веке.
Россия в XVIII веке.
Начало царствования Петра I. Азовские походы. "Великое посольство"
Петра I. Создание российского флота и борьба за выход к Балтийскому и Черному
морям. Начало Северной войны. Строительство Петербурга. Создание регулярной
армии. Полтавская битва: разгром шведов. Победы русского флота. Окончание
Северной войны. Петр I - первый российский император. Личность Петра I
Великого. Реформы государственного управления, губернская реформа.
Оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея. Экономические
преобразования в стране. Нововведения в культуре. Развитие науки и техники.
Итоги и цена петровских преобразований.
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра
I. Российская Академия наук и деятельность М.В. Ломоносова. И.И. Шувалов покровитель просвещения, наук и искусства. Основание первого Российского
университета и Академии художеств.
Правление Екатерины II - просвещенный абсолютизм. Укрепление
императорской власти. Развитие промышленности, торговли, рост городов.
"Золотой век дворянства". Положение крепостных крестьян, усиление
крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение.
Русско-турецкие войны второй половины XVIII века, их итоги. Присоединение
Крыма и освоение Новороссии. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура и быт
России во второй половине XVIII века. Русские изобретатели и умельцы, развитие
исторической науки, литературы, искусства.
Правление Павла I.
Россия в первой половине XIX века.
Россия в начале XIX века. Приход к власти Александра I. Внутренняя и
внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. Основные этапы и
сражения войны. Бородинская битва. Герои войны (М.И. Кутузов, М.Б. Барклайде-Толли, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский, Д.В. Давыдов). Причины победы
России в Отечественной войне. Народная память о войне 1812 г.
Правление Александра I. Движение декабристов: создание тайных обществ
в России, их участники. Вступление на престол Николая I. Восстание декабристов
на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Суд над декабристами. Значение
движения декабристов.
Правление Николая I. Преобразование и укрепление государственного
аппарата. Введение военных порядков во все сферы жизни общества. Внешняя
политика России. Крымская война 1853 - 1856 гг. Итоги и последствия войны.
"Золотой век" русской культуры первой половины XIX века. Развитие
науки, техники, живописи, архитектуры, литературы, музыки. Выдающиеся
деятели культуры (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, М.И. Глинка, В.А.
Тропинин, К.И. Росси).
Россия во второй половине XIX - начале XX века.
Правление Александра II. Отмена крепостного права, его значение. Жизнь
крестьян после отмены крепостного права. Социально-экономическое развитие
России. Реформы, связанные с преобразованием жизни в стране (городская,
судебная, военная реформы, открытие начальных народных училищ). Убийство
Александра II.
Приход к власти Александра III. Развитие российской промышленности,
формирование русской буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление
революционных кружков. Жизнь и быт русских купцов, городского и сельского
населения. Наука и культура во второй половине XIX века. Великие имена: И.С.
Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.И. Суриков, П.И. Чайковский, А.С.
Попов, А.Ф. Можайский.
Начало правления Николая II. Промышленное развитие страны. Положение
основных групп населения. Стачки и забастовки рабочих. Русско-японская война
1904 - 1905 гг.: основные сражения. Причины поражения России в войне.
Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны.
Первая русская революция 1905 - 1907 гг. Кровавое воскресенье 9 января
1905 г. - начало революции, основные ее события. "Манифест 17 октября 1905
года". Поражение революции, ее значение. Реформы П.А. Столыпина и их итоги.
"Серебряный век" русской культуры. Выдающиеся деятели культуры: А.М.
Горький, В.А. Серов, Ф.И. Шаляпин, Анна Павлова. Появление первых
кинофильмов в России.
Россия в Первой мировой войне. Героизм и самоотверженность русских
солдат. Победы и поражения русской армии в ходе военных действий.
Брусиловский прорыв. Подвиг летчика П.Н. Нестерова. Экономическое
положение в стране. Отношение к войне в обществе.
Россия в 1917 - 1921 годах.
Революционные события 1917 года. Февральская революция и отречение
царя от престола. Временное правительство. А.Ф. Керенский. Создание
Петроградского Совета рабочих депутатов. Двоевластие. Обстановка в стране в
период двоевластия. Октябрь 1917 года в Петрограде. II Всероссийский съезд
Советов. Образование Совета Народных Комиссаров (СНК) во главе с В.И.
Лениным. Принятие первых декретов "О мире" и "О земле". Установление
советской власти в стране и образование нового государства - Российской
Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР). Принятие
первой Советской Конституции - Основного Закона РСФСР. Судьба семьи
Николая II.
Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы
вооруженной борьбы. Борьба между "красными" и "белыми". Положение
населения в годы войны. Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны.
Экономическая политика советской власти во время Гражданской войны:
"военный коммунизм". Экономический и политический кризис в конце 1920 начале 1921 г. Массовые выступления против политики власти (крестьянские
восстания, восстание в Кронштадте). Переход к новой экономической политике,
положительные и отрицательные результаты нэпа.
СССР в 20-е - 30-е годы XX века.
Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1924
года. Система государственного управления СССР. Смерть первого главы
Советского государства - В. И. Ленина. Сосредоточение всей полноты партийной
и государственной власти в руках И.В. Сталина. Культ личности Сталина.
Массовые репрессии. ГУЛАГ. Последствия репрессий.
Индустриализация страны, первые пятилетние планы. Стройки первых
пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск-на-Амуре). Роль
рабочего класса в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество.
Коллективизация сельского хозяйства: ее насильственное осуществление,
экономические и социальные последствия. Создание колхозов. Раскулачивание.
Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.
Новая Конституция СССР 1936 года. Ее значение. Изменения в системе
государственного управления СССР. Образование новых республик и включение
их в состав СССР. Политическая жизнь страны в 30-е годы. Основные
направления внешней политики Советского государства в 1920 - 1930-е годы.
Укрепление позиций страны на международной арене.
Культура и духовная жизнь в стране в 1920-е - 1930-е гг. "Культурная
революция": задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы
народного образования. Развитие советской науки, выдающиеся научные
открытия (И.П. Павлов, К.А. Тимирязев, К.Э. Циолковский) Идеологический
контроль над духовной жизнью общества. Русская эмиграция. Политика власти в
отношении религии и церкви. Жизнь и быт советских людей в 20-е - 30-е годы.
СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.
СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреплению
обороноспособности страны. Первое военное столкновение между японскими и
советскими войсками в 1938 г. Советско-германский договор о ненападении.
Советско-финляндская война 1939 - 1940 годов, ее итоги. Начало Второй мировой
войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад, подготовка к
нападению на СССР.
Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной
войны. Героическая оборона Брестской крепости. Первые неудачи Красной армии,
героическая защита городов на пути отступления советских войск. Битва за
Москву, ее историческое значение. Маршал Г.К. Жуков. Герои-панфиловцы.
Героизм тружеников тыла. "Все для фронта! Все для победы!". Создание
новых вооружений советскими военными конструкторами. Блокада Ленинграда и
мужество ленинградцев. Города-герои.
Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе Великой
Отечественной войны. Зверства фашистов на оккупированной территории, и в
концентрационных лагерях. Подвиг генерала Д.М. Карбышева. Борьба советских
людей на оккупированной территории. Партизанское движение. Героиподпольщики и партизаны. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских
солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам. Наука и культура в годы
войны.
Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в
конце войны. Изгнание захватчиков с советской земли, освобождение народов
Европы. Битва за Берлин. Капитуляция Германии. Решающий вклад СССР в
разгром гитлеровской Г ермании. Завершение Великой Отечественной войны.
День Победы - 9 мая 1945 года.
Вступление СССР в войну с Японией. Военные действия США против
Японии в 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция
Японии. Окончание Второй мировой войны. Нюрнбергский процесс. Героические
и трагические уроки войны. Причины победы советского народа. Советские
полководцы (Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, А.М. Василевский, И.С. Конев),
герои войны. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. в памяти народа,
произведениях искусства.
Советский Союз в 1945 - 1991 годах.
Возрождение Советской страны после войны. Трудности послевоенной
жизни. Восстановление разрушенных городов. Возрождение и развитие
промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Жизнь и быт людей в
послевоенное время, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна
репрессий. Голод 1946 - 1947 гг. Внешняя политика СССР в послевоенные годы.
Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Формирование двух
военно-политических блоков. Начало "холодной войны". Политика укрепления
социалистического лагеря.
Смерть И.В. Сталина. Борьба за власть. Приход к власти Н.С. Хрущева.
Осуждение культа личности, начало реабилитации репрессированных. Реформы
Н.С. Хрущева. Освоение целины. Жилищное строительство. Жизнь советских
людей в годы правления Н.С. Хрущева. Выработка новых подходов к внешней
политике. Достижения в науке и технике в 50 - 60-е годы. Исследование атомной
энергии. Выдающиеся ученые И.В. Курчатов, М.В. Келдыш, А.Д. Сахаров.
Освоение космоса и полет первого человека. Ю.А. Гагарин. Первая женщина
космонавт
В.В.
Терешкова.
Хрущевская
"оттепель".
Противоречия
внутриполитического курса Н.С. Хрущева, его отставка.
Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева. Экономический спад.
Конституция СССР 1977 г. Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы.
Война в Афганистане. XXII-летние Олимпийские игры в Москве. Ухудшение
материального положения населения и морального климата в стране. Советская
культура, жизнь и быт советских людей в 70-е - начале 80-х годов XX века.
Смерть Л.И. Брежнева. Приход к власти М.С. Горбачева. Реформы
Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из
Афганистана. Избрание первого президента СССР - М.С. Горбачева. Нарастание
экономического кризиса и обострение межнациональных отношений в стране.
Образование новых политических партий и движений. Августовские события
1991 г. Распад СССР. Принятие Декларации о государственном суверенитете
РСФСР. Первый президент России Б.Н. Ельцин. Образование Содружества
Независимых Государств (далее - СНГ). Причины и последствия кризиса
советской системы и распада СССР.
Россия (Российская Федерация) в 1991 - 2015 годах.
Вступление России в новый этап истории. Формирование суверенной
российской государственности. Политический кризис осени 1993 г. Принятие
Конституции России (1993 г.). Символы государственной власти Российской
Федерации. Экономические реформы 1990-х гг., их результаты. Жизнь и быт
людей в новых экономических и политических условиях Основные направления
национальной политики: успехи и просчеты. Нарастание противоречий между
центром и регионами. Военно-политический кризис в Чеченской Республике.
Внешняя политика России в 1990-е гг. Отношения со странами СНГ и Балтии.
Восточное направление внешней политики. Русское зарубежье.
Отставка Б.Н. Ельцина, президентские выборы в 2000 году. Второй
президент России - В.В. Путин. Его деятельность: курс на продолжение реформ,
стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление
государственности, обеспечение согласия и единства общества. Новые
государственные символы России. Развитие экономики и социальной сферы.
Политические лидеры и общественные деятели современной России. Культура и
духовная жизнь общества в начале XXI века. Русская православная церковь в
новой России.
Президентские выборы 2008 г. Президент России - Д.А. Медведев.
Общественно-политическое и экономическое развитие страны, культурная жизнь
на современном этапе. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале
XXI века. Укрепление международного престижа России.
Президентские выборы 2012 г. Президент России - В.В. Путин.
Сегодняшний день России. Проведение зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г.
Воссоединение Крыма с Россией. Празднование 70-летия Победы в Великой
Отечественной войне.
№п/п
Тематическое планирование
Тема
Содержание образования
1
Введение в историю
Что такое история. Что изучает история
Отечества. Вещественные, устные и письменные
памятники истории.
Наша Родина - Россия. Наша страна на карте.
Государственные символы России. Глава нашей
страны. История края - часть истории России. Как
изучается родословная людей. Моя родословная.
Счет лет в истории. "Лента времени".
2
История
нашей
Древнейшие поселения на территории Восточностраны древнейшего Европейской равнины. Восточные славяне ―
периода
предки
русских,
украинцев
и
белорусов.
Родоплеменные отношения восточных славян.
Славянская семья и славянский поселок.
Основные занятия, быт, обычаи и верования
восточных славян.
Взаимоотношения с соседними народами и
государствами. Объединение восточных славян под
властью Рюрика.
7 класс
Основные виды деятельности
Количест
во часов
Слушание рассказа в устном 4
изложении учителя с опорой на
презентацию.
Просмотр презентации.
Слушание
сообщений
обучающихся, участие в беседе.
Самостоятельная
работа
с
учебником.
Беседа, работа с историческими
документами, анализ.
Слушание рассказа в устном 7
изложении учителя с опорой
на презентацию.
Работа с учебником, исторической
картой.
Просмотр презентации.
Работа с исторической картой.
Слушание
сообщений
обучающихся, участие в беседе.
Самостоятельная
работа
с
учебником.
Выполнение работ практикума,
работа с исторической картой.
Беседа, работа с историческими
документами, анализ.
Работа с текстом учебника,
упражнение «По цепочке»,
заполнение таблиц.
Составление
исторического
портрета,
работа
с
текстом
учебника.
Работа с «Лентой времени».
3
Русь в IX – I
половине XII века
Образование государства восточных славян ―
Древней Руси. Формирование княжеской власти.
Первые русские князья, их внутренняя и внешняя
политика. Крещение Руси при князе Владимире:
причины и значение.
Социально-экономический и политический строй
Древней Руси. Земельные отношения. Жизнь и быт
людей. Древнерусские города, развитие ремесел и
торговли.
Политика Ярослава Мудрого и Владимира
Мономаха. Древнерусская культура.
4
Распад Руси. Борьба
с иноземными
завоевателями (XII –
XIII века)
Причины распада единого государства Древняя
Русь. Образование земель ― самостоятельных
государств,
особенности
их
социальнополитического и культурного развития. Киевское
княжество. Владимиро-Суздальское княжество.
Господин Великий Новгород. Культура Руси в XIIXIII веках.
Русь между Востоком и Западом. Монгольские
кочевые племена. Сражение на Калке. Нашествие
монголов на Русь. Походы войск Чингисхана и хана
Батыя. Героическая оборона русских городов.
Значение противостояния Руси монгольскому
завоеванию. Русь и Золотая Орда. Борьба населения
русских земель против ордынского владычества.
Отношения Новгорода с западными соседями.
Борьба
с
рыцарями-крестоносцами.
Князь
Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое
побоище.
Слушание объяснение учителя, 12
работа с учебником, «Лентой
времени», работа с исторической
картой.
Слушание
учителя,
просмотр
видеоматериалов.
Работа с учебником, анализ и
обсуждение материала.
Работа с текстом учебника,
упражнение «По цепочке»,
заполнение таблиц.
Составление
исторического
портрета,
работа
с
текстом
учебника.
Работа с текстом учебника, участие
в беседе, выполнение заданий
учителя.
Самостоятельная
работа,
тестирование.
Слушание объяснение учителя, 13
работа с учебником, «Лентой
времени», работа с исторической
картой.
Слушание
учителя,
просмотр
видеоматериалов.
Работа с учебником, анализ и
обсуждение материала.
Выполнение работ практикума.
Слушание
сообщений
обучающихся, участие в беседе.
Работа с текстом учебника,
упражнение «По цепочке»,
заполнение таблиц.
Составление
исторического
портрета,
работа
с
текстом
учебника.
Работа с текстом учебника, участие
5
Начало объединения
русских земель (XIV
– XV века)
Возвышение Москвы при князе Данииле
Александровиче. Московский князь Иван Калита и
его политика. Расширение территории Московского
княжества. Превращение Москвы в духовный центр
русской земли. Князь Дмитрий Донской и Сергий
Радонежский. Куликовская битва, ее значение.
Объединение земель Северо-Восточной Руси
вокруг Москвы. Князь Иван III. Освобождение от
иноземного господства. Образование единого
Русского государства и его значение. Становление
самодержавия.
Система
государственного
управления. Культура и быт Руси в XIV – XV вв.
6
Россия в XVI – XVII
веках
Расширение государства Российского при
Василии III. Русская православная церковь в
Российском государстве. Первый русский царь Иван
IV Грозный. Система государственного управления
при Иване Грозном. Опричнина: причины,
сущность,
последствия.
Внешняя
политика
Московского
государства
в
XVI
веке.
Присоединение Поволжья, покорение Сибири.
Строительство сибирских городов. Быт простых и
знатных людей.
Москва ― столица Российского государства.
в беседе, выполнение заданий
учителя.
Самостоятельная
работа,
тестирование.
Слушание объяснение учителя, 7
работа с учебником, «Лентой
времени», работа с исторической
картой.
Слушание
учителя,
просмотр
видеоматериалов.
Работа с учебником, анализ и
обсуждение материала.
Выполнение работ практикума.
Слушание
сообщений
обучающихся, участие в беседе.
Работа с текстом учебника,
упражнение «По цепочке»,
заполнение таблиц.
Составление
исторического
портрета,
работа
с
текстом
учебника.
Работа с текстом учебника, участие
в беседе, выполнение заданий
учителя.
Самостоятельная
работа,
тестирование.
Слушание объяснений учителя.
20
Слушание рассказа в устном
изложении учителя с опорой
на презентацию.
Работа с рабочей тетрадью и
учебником, «Лентой
времени».
Работа с текстом учебника,
заполнение таблиц,
Просмотр видеофильма, анализ
фильма.
7
1
8 класс
Резерв. Итоговая
контрольная работа
Россия в XVIII веке
Московский Кремль при Иване Грозном. Развитие
Работа по таблице, зарисовки,
просвещения, книгопечатания, зодчества, живописи. записи.
Быт, нравы, обычаи.
Беседа
(ответы
на
вопросы
Россия на рубеже XVI-XVII веков. Царствование учителя).
Бориса Годунова. Смутное время. Самозванцы.
Работа с исторической картой.
Восстание под предводительством И. Болотникова.
Просмотр презентации.
Освободительная борьба против интервентов.
Самостоятельная
работа
с
Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Подвиг учебником.
И. Сусанина. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.
Правление первых Романовых. Конец Смутного
времени. Открытие новых земель. Русские
первопроходцы.
Крепостные
крестьяне.
Крестьянское восстание под предводительством С.
Разина. Власть и церковь. Церковный раскол.
Внешняя политика России в XVII веке. Культура и
быт России в XVII веке.
Начало царствования Петра I. Азовские походы.
«Великое
посольство»
Петра
I.
Создание
российского флота и борьба за выход к Балтийскому
и Черному морям. Начало Северной войны.
Строительство Петербурга. Создание регулярной
армии. Полтавская битва: разгром шведов. Победы
русского флота. Окончание Северной войны. Петр I
— первый российский император. Личность Петра I
Великого. Реформы государственного управления,
губернская реформа. Оппозиция реформам Петра I,
дело
царевича
Алексея.
Экономические
преобразования в стране. Нововведения в культуре.
Развитие науки и техники. Итоги и цена петровских
преобразований.
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя
политика преемников Петра I. Российская Академия
наук
и
деятельность
М. В. Ломоносова.
5
Беседа, работа с историческими 27
документами, анализ.
Работа с текстом учебника,
историческими документами и
исторической картой.
Просмотр видеоматериалов.
Работа с учебником, анализ и
обсуждение, работа с
исторической картой, «Лентой
времени».
Работа с текстом учебника,
историческими документами и
исторической картой.
Просмотр видеоматериалов.
Беседа, работа с историческими
документами, анализ.
Слушание объяснение учителя,
2
Россия в первой
половине XIX века
И. И. Шувалов ― покровитель просвещения, наук и
искусства.
Основание
первого
Российского
университета и Академии художеств.
Правление Екатерины II ― просвещенный
абсолютизм. Укрепление императорской власти.
Развитие промышленности, торговли, рост городов.
«Золотой век дворянства». Положение крепостных
крестьян, усиление крепостничества. Восстание под
предводительством Е. Пугачева и его значение. Русско-турецкие войны второй половины XVIII века,
их итоги. Присоединение Крыма и освоение
Новороссии. А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура
и быт России во второй половине XVIII века.
Русские изобретатели и умельцы, развитие
исторической науки, литературы, искусства.
Правление Павла I.
Россия в начале XIX века. Приход к власти
Александра I. Внутренняя и внешняя политика
России. Отечественная война 1812 г. Основные
этапы и сражения войны. Бородинская битва. Герои
войны (М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли,
П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и
др.). Причины победы России в Отечественной
войне. Народная память о войне 1812 г.
Правление Александра I. Движение декабристов:
создание тайных обществ в России, их участники.
Вступление на престол Николая I. Восстание
декабристов на Сенатской площади в СанктПетербурге. Суд над декабристами. Значение
движения декабристов.
Правление Николая I. Преобразование и
укрепление государственного аппарата. Введение
военных порядков во все сферы жизни общества.
Внешняя политика России. Крымская война 18531856 гг. Итоги и последствия войны.
«Золотой век» русской культуры первой
половины XIX века. Развитие науки, техники,
работа с рабочей тетрадью
и учебником, «Лентой времени»,
работа с исторической
картой.
Выполнение работ практикума.
Слушание объяснений учителя.
13
Слушание рассказа в устном
изложении учителя с опорой
на презентацию.
Работа с рабочей тетрадью и
учебником, «Лентой
времени».
Работа с текстом учебника,
заполнение таблиц,
Просмотр видеофильма, анализ
фильма.
Работа по таблице, зарисовки,
записи.
Беседа
(ответы
на
вопросы
учителя).
Работа с исторической картой.
Просмотр презентации.
Самостоятельная
работа
с
учебником.
3
Россия во второй
половине XIX –
начале XX века
живописи, архитектуры, литературы, музыки.
Выдающиеся деятели культуры (А. С. Пушкин,
М. Ю. Лермонтов,
Н. В. Гоголь,
М. И. Глинка,
В. А. Тропинин, К. И. Росси и др.).
Правление Александра II. Отмена крепостного
права, его значение. Жизнь крестьян после отмены
крепостного
права.
Социально-экономическое
развитие
России.
Реформы,
связанные
с
преобразованием жизни в стране (городская,
судебная, военная реформы, открытие начальных
народных училищ). Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III. Развитие
российской
промышленности,
формирование
русской буржуазии. Положение и жизнь рабочих.
Появление революционных кружков. Жизнь и быт
русских купцов, городского и сельского населения.
Наука и культура во второй половине XIX века.
Великие имена: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский,
Л. Н. Толстой, В. И. Суриков, П. И. Чайковский,
А. С. Попов, А. Ф. Можайский и др.
Начало правления Николая II. Промышленное
развитие страны. Положение основных групп
населения. Стачки и забастовки рабочих. Русскояпонская война 1904-1905 гг.: основные сражения.
Причины поражения России в войне. Воздействие
войны на общественную и политическую жизнь
страны.
Первая русская революция 1905-1907 гг.
Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. ― начало
революции, основные ее события. «Манифест 17
октября 1905 года». Поражение революции, ее
значение. Реформы П. А. Столыпина и их итоги.
«Серебряный
век»
русской
культуры.
Выдающиеся деятели культуры: А. М. Горький,
В. А. Серов, Ф. И. Шаляпин, Анна Павлова и др.
Появление первых кинофильмов в России.
Россия в Первой мировой войне. Героизм и само-
Наблюдение за демонстрациями 23
учителя.
Слушание рассказа в устном
изложении учителя с опорой
на презентацию, работа с текстом
учебника, заполнение
таблиц, просмотр видеофильма,
анализ фильма.
Беседа, работа с историческими
документами, анализ.
Работа с текстом учебника,
историческими документами и
исторической картой.
Просмотр видеоматериалов.
Работа с учебником, анализ и
обсуждение, работа с
исторической картой, «Лентой
времени».
Работа с текстом учебника,
историческими документами и
исторической картой.
Просмотр видеоматериалов.
Выполнение работ практикума.
Слушание
сообщений
обучающихся, участие в беседе.
4
9 класс
1
Резерв. Итоговая
контрольная работа
Россия в 1917-1921
годах
отверженность русских солдат. Победы и поражения
русской армии в ходе военных действий.
Брусиловский прорыв. Подвиг летчика П. Н. Нестерова. Экономическое положение в стране. Отношение к войне в обществе.
Революционные события 1917 года. Февральская
революция и отречение царя от престола. Временное
правительство. А. Ф. Керенский. Создание
Петроградского
Совета
рабочих
депутатов.
Двоевластие. Обстановка в стране в период
двоевластия. Октябрь 1917 года в Петрограде. II
Всероссийский съезд Советов. Образование Совета
Народных Комиссаров (СНК) во главе с В. И. Лениным. Принятие первых декретов «О мире» и «О
земле». Установление советской власти в стране и
образование нового государства ― Российской
Советской
Федеративной
Социалистической
Республики (РСФСР). Принятие первой Советской
Конституции ― Основного Закона РСФСР. Судьба
семьи Николая II.
Гражданская война в России: предпосылки,
участники, основные этапы вооруженной борьбы.
Борьба между «красными» и «белыми». Положение
населения в годы войны. Интервенция. Окончание и
итоги Гражданской войны. Экономическая политика
советской власти во время Гражданской войны:
«военный
коммунизм».
Экономический
и
политический кризис в конце 1920 – начале 1921 г.
Массовые выступления против политики власти
(крестьянские восстания, восстание в Кронштадте).
Переход к новой экономической политике,
положительные и отрицательные результаты нэпа.
5
Беседа, работа с историческими 7
документами, анализ.
Работа с текстом учебника,
историческими
документами
и
исторической картой.
Просмотр видеоматериалов.
Работа с учебником, анализ и
обсуждение, работа с исторической
картой, «Лентой времени».
Работа с текстом учебника,
историческими
документами
и
исторической картой.
Просмотр видеоматериалов.
Беседа, работа с историческими
документами, анализ.
Слушание объяснение учителя,
работа с рабочей тетрадью и
учебником,
«Лентой
времени»,
работа с исторической картой.
Выполнение работ практикума.
Слушание
сообщений
обучающихся, участие в беседе.
2
СССР в 20-е – 30-е
годы XX века
Образование
СССР.
Первая
Конституция
(Основной Закон) СССР 1924 года. Система
государственного управления СССР. Смерть
первого
главы
Советского
государства
―
В. И. Ленина. Сосредоточение всей полноты
партийной и государственной власти в руках
И. В. Сталина. Культ личности Сталина. Массовые
репрессии. ГУЛаг. Последствия репрессий.
Индустриализация страны, первые пятилетние
планы. Стройки первых пятилеток (Днепрогэс,
Магнитка, Турксиб, Комсомольск-на-Амуре и др.).
Роль рабочего класса в индустриализации.
Стахановское движение. Ударничество.
Коллективизация
сельского
хозяйства:
ее
насильственное осуществление, экономические и
социальные последствия. Создание колхозов. Раскулачивание. Гибель крепких крестьянских хозяйств.
Голод на селе.
Новая Конституция СССР 1936 года. Ее
значение. Изменения в системе государственного
управления СССР. Образование новых республик и
включение их в состав СССР. Политическая жизнь
страны в 30-е годы. Основные направления внешней
политики Советского государства в 1920-1930-е
годы.
Укрепление
позиций
страны
на
международной арене.
Культура и духовная жизнь в стране в 1920-е –
1930-е гг. «Культурная революция»: задачи и
направления. Ликвидация неграмотности, создание
системы народного образования. Развитие советской
науки,
выдающиеся
научные
открытия
(И. П. Павлов, К. А. Тимирязев, К. Э. Циолковский и
др.) Идеологический контроль над духовной жизнью
общества. Русская эмиграция. Политика власти в
отношении религии и церкви. Жизнь и быт
советских людей в 20-е – 30-е годы.
Слушание объяснений учителя.
10
Слушание рассказа в устном
изложении учителя с опорой на
презентацию.
Работа с рабочей тетрадью и
учебником, «Лентой времени».
Работа с текстом учебника,
заполнение таблиц,
Просмотр видеофильма, анализ
фильма.
Работа по таблице, зарисовки,
записи.
Беседа
(ответы на вопросы
учителя).
Работа с исторической картой.
Просмотр презентации.
Самостоятельная
работа
с
учебником.
3
СССР во Второй
мировой и Великой
Отечественной
войне 1941-1945
годов
СССР накануне Второй мировой войны.
Мероприятия по укреплению обороноспособности
страны. Первое военное столкновение между
японскими и советскими войсками в 1938 г.
Советско-германский договор о ненападении.
Советско-финляндская война 1939-1940 годов, ее
итоги. Начало Второй мировой войны, нападение
Германии на Польшу и наступление на Запад,
подготовка к нападению на СССР.
Нападение Германии на Советский Союз. Начало
Великой Отечественной войны. Героическая
оборона Брестской крепости. Первые неудачи
Красной армии, героическая защита городов на пути
отступления советских войск. Битва за Москву, ее
историческое значение. Маршал Г. К. Жуков. Героипанфиловцы.
Героизм тружеников тыла. «Все для фронта! Все
для победы!». Создание новых вооружений
советскими военными конструкторами. Блокада
Ленинграда и мужество ленинградцев. Городагерои.
Сталинградская
битва. Начало
коренного
перелома в ходе Великой Отечественной войны.
Зверства фашистов на оккупированной территории,
и в концентрационных лагерях. Подвиг генерала
Д. М. Карбышева. Борьба советских людей на
оккупированной
территории.
Партизанское
движение. Герои-подпольщики и партизаны. Битва
на Курской дуге. Мужество и героизм советских
солдат. Отступление немецких войск по всем
фронтам. Наука и культура в годы войны.
Создание антигитлеровской коалиции. Открытие
второго фронта в Европе в конце войны. Изгнание
захватчиков с советской земли, освобождение
народов Европы. Битва за Берлин. Капитуляция
Германии. Решающий вклад СССР в разгром
гитлеровской Германии. Завершение Великой
Беседа, работа с историческими 16
документами, анализ.
Работа с текстом учебника,
историческими
документами
и
исторической картой.
Просмотр видеоматериалов.
Работа с учебником, анализ и
обсуждение, работа с исторической
картой, «Лентой времени».
Работа с текстом учебника,
историческими
документами
и
исторической картой. Просмотр
видеоматериалов. Беседа,
работа
с
историческими
документами, анализ.
Слушание объяснение учителя,
работа с рабочей тетрадью
и учебником, «Лентой времени»,
работа с исторической картой.
Выполнение работ практикума.
сообщения обучающихся, участие
в беседе.
4
Советский Союз в
1945 – 1991 годах
Отечественной войны. День Победы ― 9 мая 1945
года.
Вступление СССР в войну с Японией. Военные
действия США против Японии в 1945 г. Атомная
бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция
Японии. Окончание Второй мировой войны.
Нюрнбергский процесс. Героические и трагические
уроки войны. Причины победы советского народа.
Советские
полководцы
(Г. К. Жуков,
К. К. Рокоссовский, А. М. Василевский, И. С. Конев
и др.), герои войны. Великая Отечественная война
1941-1945 гг. в памяти народа, произведениях
искусства.
Возрождение Советской страны после войны.
Трудности послевоенной жизни. Восстановление
разрушенных городов. Возрождение и развитие
промышленности. Положение в сельском хозяйстве.
Жизнь и быт людей в послевоенное время, судьбы
солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна
репрессий. Голод 1946-1947 гг. Внешняя политика
СССР в послевоенные годы. Укрепление статуса
СССР как великой мировой державы. Формирование
двух
военно-политических
блоков.
Начало
«холодной
войны».
Политика
укрепления
социалистического лагеря.
Смерть И. В. Сталина. Борьба за власть. Приход к
власти Н. С. Хрущева. Осуждение культа личности,
начало реабилитации репрессированных. Реформы
Н. С. Хрущева. Освоение целины. Жилищное
строительство. Жизнь советских людей в годы
правления Н. С. Хрущева. Выработка новых
подходов к внешней политике. Достижения в науке
и технике в 50-60-е годы. Исследование атомной
энергии. Выдающиеся ученые И. В. Курчатов,
М. В. Келдыш, А. Д. Сахаров и др. Освоение
космоса и полет первого человека. Ю. А. Гагарин.
Первая женщина космонавт В. В. Терешкова.
Слушание объяснений учителя.
17
Слушание рассказа в устном
изложении учителя с опорой
на презентацию.
Работа с рабочей тетрадью и
учебником, «Лентой
времени».
Работа с текстом учебника,
заполнение таблиц,
Просмотр видеофильма, анализ
фильма.
Работа по таблице, зарисовки,
записи.
Беседа
(ответы
на
вопросы
учителя).
Работа с исторической картой.
Просмотр презентации.
Самостоятельная
работа
с
учебником.
5
Россия (Российская
Федерация) в 1991 –
2015 годах
Хрущевская
«оттепель».
Противоречия
внутриполитического курса Н. С. Хрущева, его
отставка.
Экономическая и социальная политика Л.И.
Брежнева. Экономический спад. Конституция СССР
1977 г. Внешняя политика Советского Союза в 70-е
годы. Война в Афганистане. XXII летние Олимпийские игры в Москве. Ухудшение материального
положения населения и морального климата в
стране. Советская культура, жизнь и быт советских
людей в 70-е ― начале 80-х годов XX века.
Смерть Л. И. Брежнева. Приход к власти
М. С. Горбачева.
Реформы
Горбачева
в
политической, социальной и экономической сферах.
Вывод войск из Афганистана. Избрание первого президента СССР ― М.С. Горбачева. Нарастание
экономического
кризиса
и
обострение
межнациональных отношений в стране. Образование
новых
политических
партий
и
движений.
Августовские события 1991 г. Распад СССР.
Принятие
Декларации
о
государственном
суверенитете РСФСР. Первый президент России
Б. Н. Ельцин. Образование СНГ. Причины и
последствия кризиса советской системы и распада
СССР.
Вступление России в новый этап истории.
Формирование
суверенной
российской
государственности. Политический кризис осени
1993 г. Принятие Конституции России (1993 г.).
Символы государственной власти Российской
Федерации. Экономические реформы 1990-х гг., их
результаты. Жизнь и быт людей в новых
экономических и политических условиях Основные
направления национальной политики: успехи и
просчеты. Нарастание противоречий между центром
и регионами. Военно-политический кризис в
Чеченской Республике. Внешняя политика России в
Беседа, работа с историческими 13
документами, анализ.
Работа с текстом учебника,
историческими документами и
исторической картой.
Просмотр видеоматериалов.
Работа с учебником, анализ и
обсуждение, работа с
исторической картой, «Лентой
времени».
Работа с текстом учебника,
историческими документами и
6
Повторение.
Итоговая
контрольная работа
1990-е гг. Отношения со странами СНГ и Балтии.
Восточное направление внешней политики. Русское
зарубежье.
Отставка Б. Н. Ельцина; президентские выборы в
2000 году. Второй президент России ― В.В. Путин.
Его деятельность: курс на продолжение реформ,
стабилизацию положения в стране, сохранение
целостности России, укрепление государственности,
обеспечение согласия и единства общества. Новые
государственные
символы
России.
Развитие
экономики и социальной сферы. Политические
лидеры и общественные деятели современной
России. Культура и духовная жизнь общества в
начале XXI века. Русская православная церковь в
новой России.
Президентские выборы 2008 г. Президент России
— Д. А. Медведев. Общественно-политическое и
экономическое развитие страны, культурная жизнь
на
современном
этапе.
Разработка
новой
внешнеполитической стратегии в начале XXI века.
Укрепление международного престижа России.
Президентские выборы 2012 г. Президент России
— В.В. Путин. Сегодняшний день России.
Проведение зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014
г. Воссоединение Крыма с Россией. Празднование
70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
исторической картой.
Просмотр видеоматериалов.
5
№п/п
Тема урока
Поурочное планирование
7 класс
1.
Что изучает история Отечества
2.
Вещественные, устные и письменные памятники истории.
3.
Наша страна на карте. Государственные символы
4.
Счет лет в истории. "Лента времени".
5.
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины.
6.
Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов.
7.
Родоплеменные отношения восточных славян.
8.
Славянская семья и славянский поселок
9.
Основные занятия, быт, обычаи и верования восточных славян
10.
Взаимоотношения с соседними народами и государствами.
11.
Объединение восточных славян под властью Рюрика.
12.
Образование государства восточных славян - Древней Руси.
13.
Формирование княжеской власти.
14.
Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Князь Олег Вещий
15.
Князь Игорь из рода Рюриковичей. Княгиня Ольга.
16.
Походы князя Святослава
17.
Крещение Руси при князе Владимире: причины и значение.
18.
19.
Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные
отношения.
Жизнь и быт людей.
20.
Древнерусские города, развитие ремесел и торговли.
21.
Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром
22.
Русь после смерти Ярослава Мудрого. Князь Владимир Мономах
23.
Древнерусская культура.
24.
Причины распада единого государства Древняя Русь.
25.
26.
Образование земель ― самостоятельных государств, особенности их социальнополитического и культурного развития.
Киевское княжество.
27.
Владимиро-Суздальское княжество.
28.
Господин Великий Новгород.
29.
Культура Руси в XII-XIII веках.
30.
31.
Русь между Востоком и Западом. Монгольские кочевые племена. Сражение на
Калке.
Нашествие монголов на Русь.
32.
Походы войск Чингисхана и хана Батыя. Героическая оборона русских городов.
33.
Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию.
34.
36.
Русь и Золотая Орда. Борьба населения русских земель против ордынского
владычества.
Отношения Новгорода с западными соседями. Борьба с рыцарями-крестоносцами.
Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
37.
Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче.
38.
Московский князь Иван Калита и его политика.
39.
Расширение территории Московского княжества. Превращение Москвы в
духовный центр русской земли.
Князь Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва, ее значение.
35.
40.
41.
42.
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Князь Иван III.
Освобождение от иноземного господства.
Система государственного управления.
43.
Культура и быт Руси в XIV - XV вв.
44.
45.
Расширение государства Российского при Василии III. Русская православная
церковь в Российском государстве.
Первый русский царь Иван IV Грозный.
46.
Система государственного управления при Иване Грозном.
47.
Опричнина: причины, сущность, последствия.
48.
Внешняя политика Московского государства в XVI веке. Присоединение
Поволжья, покорение Сибири
Строительство сибирских городов. Быт простых и знатных людей.
49.
50.
51.
Москва - столица Российского государства. Московский Кремль при Иване
Грозном.
Развитие просвещения, книгопечатания, зодчества, живописи.
52.
Быт, нравы, обычаи.
53.
Россия на рубеже XVI - XVII веков. Царствование Бориса Годунова
54.
Смутное время. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова
55.
Освободительная борьба против интервентов.
56.
57.
Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Подвиг И. Сусанина. Освобождение
Москвы.
Начало царствования династии Романовых.
58.
Правление первых Романовых. Конец Смутного времени.
59.
Открытие новых земель. Русские первопроходцы. Крепостные крестьяне.
60.
Крестьянское восстание под предводительством С. Разина.
61.
Власть и церковь. Церковный раскол.
62.
Внешняя политика России в XVII веке.
63.
Культура и быт России в XVII веке.
64.
Итоговая контрольная работа по курсу «История Отечества»
65.
Повторение по теме «Русь в IX – I половине XII века»
66.
67.
Повторение по теме «Распад Руси. Борьба с иноземными завоевателями (XII –
XIII века)»
Повторение по теме «Начало объединения русских земель (XIV – XV века)»
68.
Повторение по теме «Россия в XVI – XVII веках»
Итого:
68 часов
№п/п
Тема урока
8 класс
1.
Начало царствования Петра I.
2.
Азовские походы. «Великое посольство» Петра I.
3.
4.
Создание российского флота и борьба за выход к Балтийскому и Черному морям.
Начало Северной войны. Строительство Петербурга.
Создание регулярной армии. Полтавская битва: разгром шведов.
5.
Победы русского флота.
6.
Окончание Северной войны. Петр I ― первый российский император.
7.
Личность Петра I Великого.
8.
Реформы государственного управления, губернская реформа.
9.
Оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея.
10.
Экономические преобразования в стране.
11.
Нововведения в культуре.
12.
Развитие науки и техники.
13.
Итоги и цена петровских преобразований.
14.
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I.
15.
Российская Академия наук и деятельность М. В. Ломоносова.
16.
17.
И. И. Шувалов ― покровитель просвещения, наук и искусства. Основание
первого Российского университета и Академии художеств.
Правление Екатерины II ― просвещенный абсолютизм.
18.
Укрепление императорской власти.
19.
Развитие промышленности, торговли, рост городов.
20.
«Золотой век дворянства».
21.
Положение крепостных крестьян, усиление крепостничества.
22.
Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение.
23.
Русско-турецкие войны второй половины XVIII века, их итоги..
24.
Присоединение Крыма и освоение Новороссии. А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков
25.
Культура и быт России во второй половине XVIII века.
26.
Русские изобретатели и умельцы, развитие исторической науки, литературы,
искусства.
Правление Павла I.
27.
28.
29.
30.
Россия в начале XIX века. Приход к власти Александра I. Внутренняя и внешняя
политика России.
Отечественная война 1812 г. Основные этапы и сражения войны.
32.
Бородинская битва. Герои войны (М.И. Кутузов, М.Б. Барклай-де-Толли, П.И.
Багратион, Н.Н. Раевский, Д.В. Давыдов).
Причины победы России в Отечественной войне. Народная память о войне 1812
г.
Правление Александра I
33.
Движение декабристов: создание тайных обществ в России, их участники.
34.
35.
Вступление на престол Николая I. Восстание декабристов на Сенатской площади
в Санкт-Петербурге.
Суд над декабристами. Значение движения декабристов.
36.
Правление Николая I. Преобразование и укрепление государственного аппарата.
37.
Внешняя политика России.
38.
Крымская война 1853 - 1856 гг.
39.
"Золотой век" русской культуры первой половины XIX века.
40.
Развитие науки, техники, живописи, архитектуры, литературы, музыки.
41.
Правление Александра II.
42.
Отмена крепостного права, его значение.
43.
Жизнь крестьян после отмены крепостного права.
44.
Социально-экономическое развитие России.
45.
46.
Реформы, связанные с преобразованием жизни в стране (городская, судебная,
военная реформы, открытие начальных народных училищ). Убийство
Александра II.
Приход к власти Александра III.
47.
Развитие российской промышленности, формирование русской буржуазии.
48.
Положение и жизнь рабочих.
49.
Появление революционных кружков.
31.
50.
Жизнь и быт русских купцов, городского и сельского населения.
51.
Наука и культура во второй половине XIX века.
52.
Начало правления Николая II.
53.
55.
Промышленное развитие страны. Положение основных групп населения. Стачки
и забастовки рабочих.
Русско-японская война 1904 - 1905 гг.: основные сражения. Причины поражения
России в войне.
Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны.
56.
Первая русская революция 1905 - 1907 гг.
57.
Реформы П.А. Столыпина и их итоги.
58.
"Серебряный век" русской культуры.
59.
Россия в Первой мировой войне. Героизм и самоотверженность русских солдат.
60.
Победы и поражения русской армии в ходе военных действий
61.
Брусиловский прорыв.
62.
Экономическое положение в стране
63.
Отношение к войне в обществе.
64.
Итоговая контрольная работа «История Отечества»
65.
Повторение по теме «Россия в XVIII веке»
66.
Повторение по теме «Россия в первой половине XIX века»
67.
Повторение по теме «Россия во второй половине XIX века»
68.
Повторение по теме «Россия в начале XX века»
54.
Итого:
68 часов
№п/п
Тема урока
1.
9 класс
2.
Февральская революция и отречение царя от престола. Установление
двоевластия
Обстановка в стране в период двоевластия.
3.
Октябрь 1917 года в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов.
4.
Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы
вооруженной борьбы. Борьба между "красными" и "белыми".
Положение населения в годы войны. Интервенция. Окончание и итоги
Гражданской войны.
Экономическая политика советской власти во время Гражданской войны:
"военный коммунизм". Экономический и политический кризис в конце 1920 начале 1921 г.
Переход к новой экономической политике, положительные и отрицательные
результаты нэпа.
Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1924 года.
5.
6.
7.
8.
9.
Система государственного управления СССР.
10.
Культ личности Сталина. Массовые репрессии и их последствия
11.
Индустриализация страны, первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток
(Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск-на-Амуре).
Роль рабочего класса в индустриализации. Стахановское движение.
Ударничество.
Коллективизация сельского хозяйства: ее насильственное осуществление,
экономические и социальные последствия.
Новая Конституция СССР 1936 года. Ее значение. Изменения в системе
государственного управления СССР.
Политическая жизнь страны в 30-е годы.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Основные направления внешней политики Советского государства в 1920 - 1930е годы. Укрепление позиций страны на международной арене.
Культура и духовная жизнь в стране в 1920-е - 1930-е гг. Жизнь и быт советских
людей в 20-е - 30-е годы.
СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреплению
обороноспособности страны.
Начало Второй мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление
на Запад, подготовка к нападению на СССР.
Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны.
22.
Первые неудачи Красной армии, героическая защита городов на пути
отступления советских войск. Битва за Москву, ее историческое значение.
Героизм тружеников тыла. "Все для фронта! Все для победы!"
23.
Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Города-герои.
24.
Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе Великой
Отечественной войны.
Борьба советских людей на оккупированной территории. Партизанское
движение. Герои-подпольщики и партизаны
Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление
немецких войск по всем фронтам.
Наука и культура в годы войны.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в
конце войны. Изгнание захватчиков с советской земли, освобождение народов
Европы.
Битва за Берлин. Капитуляция Германии. Решающий вклад СССР в разгром
гитлеровской Германии. Завершение Великой Отечественной войны. День
Победы - 9 мая 1945 года.
Вступление СССР в войну с Японией. Военные действия США против Японии в
1945 г.
Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии.
Окончание Второй мировой войны. Нюрнбергский процесс.
Героические и трагические уроки войны. Причины победы советского народа.
Советские полководцы (Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, А.М. Василевский, И.С.
Конев), герои войны.
Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. в памяти народа, произведениях
искусства.
Возрождение Советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Укрепление статуса СССР как
великой мировой державы.
Формирование двух военно-политических блоков. Начало "холодной войны".
Политика укрепления социалистического лагеря.
Смерть И.В. Сталина. Борьба за власть. Приход к власти Н.С. Хрущева.
Осуждение культа личности, начало реабилитации репрессированных. Реформы
Н.С. Хрущева.
Выработка новых подходов к внешней политике.
Достижения в науке и технике в 50 - 60-е годы. Исследование атомной энергии.
Освоение космоса
Хрущевская "оттепель". Противоречия внутриполитического курса Н.С.
Хрущева, его отставка.
Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева. Экономический спад.
Конституция СССР 1977 г.
Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Война в Афганистане
XXII-летние Олимпийские игры в Москве. Ухудшение материального положения
населения и морального климата в стране.
Советская культура, жизнь и быт советских людей в 70-е - начале 80-х годов XX
века.
Смерть Л.И. Брежнева. Приход к власти М.С. Горбачева.
Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод
войск из Афганистана.
Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональных отношений
в стране.
Августовские события 1991 г. Распад СССР. Принятие Декларации о
государственном суверенитете РСФСР.
Первый президент России Б.Н. Ельцин. Образование Содружества Независимых
Государств (далее - СНГ). Причины и последствия кризиса советской системы и
распада СССР.
Вступление России в новый этап истории. Формирование суверенной российской
государственности.
Принятие Конституции России (1993 г.). Символы государственной власти
Российской Федерации.
Экономические реформы 1990-х гг., их результаты. Жизнь и быт людей в новых
экономических и политических условиях
Нарастание противоречий между центром и регионами. Военно-политический
кризис в Чеченской Республике.
Внешняя политика России в 1990-е гг. Отношения со странами СНГ и Балтии.
Восточное направление внешней политики. Русское зарубежье.
Отставка Б.Н. Ельцина, президентские выборы в 2000 году. Второй президент
России - В.В. Путин.
Развитие экономики и социальной сферы. Политические лидеры и общественные
деятели современной России.
Культура и духовная жизнь общества в начале XXI века. Русская православная
церковь в новой России.
Президентские выборы 2008 г. Президент России - Д.А. Медведев. Общественнополитическое и экономическое развитие страны, культурная жизнь на
современном этапе.
60.
61.
62.
Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века. Укрепление
международного престижа России.
Президентские выборы 2012 г. Президент России - В.В. Путин.
63.
Проведение зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Воссоединение Крыма с
Россией.
Празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
64.
Итоговая контрольная работа по курсу «История Отечества»
65.
Повторение по теме «Россия в 1917-1921 годах»
66.
Повторение по теме «СССР в 20-е – 30-е годы XX века»
67.
Повторение по теме «СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне
1941-1945 годов»
Повторение по теме «Советский Союз в 1945 – 1991 годах»
68.
Итого:
68 часов
Учет рабочей программы воспитания
С учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ№10» (модуль «Школьный урок»)
воспитательный потенциал урока реализуется через:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
Выбор тех или иных форм и способов воспитательной работы на уроке учитель
определяет самостоятельно в соответствии с целями и задачами урока.
7. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Учебно-методическое
и
материально-техническое
обеспечение
образовательного процесса, реализуемого на основе рабочей программы по
истории для 7-9 классов по достижению планируемых результатов освоения
АООП МБОУ «СОШ №10» образования обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представлено следующими
объектами и средствами:
Учебно-методическое обеспечение:
1. Бгажнокова И. М., Смирнова Л. В. История Отечества, 7 класс (для
обучающихся с интеллектуальными нарушениями), АО «Издательство
«Просвещение», 2019 год;
2. Бгажнокова И. М., Смирнова Л. В. История Отечества, 8 класс (для
обучающихся с интеллектуальными нарушениями), АО «Издательство
«Просвещение», 2019 год;
3. Бгажнокова И. М., Смирнова Л. В., Карелина И. В. История Отечества 9
класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями), АО «Издательство
«Просвещение», 2019 год.
4. Бгажнокова И.М. История Отечества. Методические рекомендации. 7-9
класс: учебн. пособие для общеобразов. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы / И.М. Бгажнокова, И.В. Карелина. – М.:
Просвещение, 2020.
Технические средства обучения:
- компьютер.
- интерактивная доска.
- оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет.