РП_природоведение_5-6 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Свердловская область, г. Артемовский, ул. Пригородная, 2 А Тел.: 8(343 63)26773,
e-mail: artschool10@mail.ru сайт: https://10art.uralschool.ru/

Приложение 14 к адаптированной
основной общеобразовательной
программе образования обучающихся с
нарушением интеллекта (вариант 1)
(утверждено приказом от 29.08.2025)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Природоведение»
5-6 класс
(вариант 1)

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026.
Рабочая программа адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Курс "Природоведение" ставит своей целью расширить кругозор и подготовить
обучающихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами реализации курса "Природоведение" являются:
формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;
воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается
наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение
анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и
зависимости.
Первые природоведческие знания умственно отсталые обучающиеся получают в
дошкольном возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников
специальной коррекционной образовательной организации формируются первоначальные знания
о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их
признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и
животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека.
Курс "Природоведение" не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от
первоначальных представлений, полученных на I этапе, к систематическим знаниям по географии
и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
2. Общая характеристика учебного предмета
Формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и взаимосвязях,
существующих между ними. Применение полученных знаний в повседневной жизни. Развитие
активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой
и неживой природы.
3. Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Природоведение» входит в предметную область «Естествознание» и
относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа по природоведению реализуется с 5 по 6 класс.
В соответствии с Учебным планом МБОУ «СОШ №10» образование обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для I-IX классов, курс по
природоведению в 5 классе рассчитан на 68 часов в год, по 2 часа в неделю (34 учебных недели) и
курс по природоведению в 6 классе также рассчитан на 68 часов в год, по 2 часа в неделю.
Количество часов в неделю, отводимых на изучение природоведения в 5-6 классах, определено
недельным учебным планом МБОУ «СОШ №10» образования обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для I-IX классов, и составляет 2 часа в каждом
классе соответственно.

4. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) АООП МБОУ «СОШ №10» в предметной области «Естествознание» предполагает
достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными компетенциями,
необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление
социальных отношений, обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к
обучению и познанию.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой
предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности
их применения в практической деятельности.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных)
компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру,
овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП МБОУ «СОШ
№10» образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия,
в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями,
использование доступных информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их
применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о
переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при
оценке итоговых достижений.
Природоведение:
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Минимальный уровень:
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
представление о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные
ископаемые);
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их
значение в жизни человека;
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под
контролем взрослого);
выполнение несложных заданий под контролем педагогического работника;
адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание
оценки педагогического работника.
Достаточный уровень:
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях,
знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию
педагогического работника;
представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем
мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований
для классификации (клевер - травянистое дикорастущее растение, растение луга, кормовое
растение, медонос, растение, цветущее летом);
называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на
уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
выделение существенных признаков групп объектов;
знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил
здорового образа жизни;
участие в беседе, обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете
изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение здания без текущего контроля педагогического работника (при наличии
предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы обучающихся,
проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении
изученных объектов и явлений;
выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
5. Содержание учебного предмета «Природоведение». 5-6 класс
Программа по природоведению состоит из шести разделов:
"Вселенная", "Наш дом - Земля", "Есть на Земле страна Россия", "Растительный мир",
"Животный мир", "Человек".
При изучении раздела "Вселенная" обучающиеся знакомятся с Солнечной системой:
звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой
области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в
природе. Педагогический работник может познакомить обучающихся с названиями планет, но не
должен требовать от них обязательного полного воспроизведения этих названий.

В разделе "Наш дом - Земля" изучаются оболочки Земли - атмосфера, литосфера и
гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры,
принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также
знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел "Есть на Земле страна Россия" завершает изучение неживой природы в V классе и
готовит обучающихся к усвоению курса географии. Школьники знакомятся с наиболее значимыми
географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например, Черное и
Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей). Изучение этого материала
имеет ознакомительный характер и не требует от обучающихся географической характеристики
этих объектов и их нахождения на географической карте.
При изучении этого раздела уместно опираться на знания обучающихся о своем родном
крае.
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются
знания, полученные на I этапе обучения. Приводятся простейшие классификации растений и
животных. Педагогическому работнику необходимо обратить внимание обучающихся на
характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых
организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и
животного мира. В содержании могут быть указаны представители флоры и фауны разных
климатических поясов, но значительная часть времени должна быть отведена на изучение
растений и животных нашей страны и своего края. При знакомстве с домашними животными,
комнатными и декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт
обучающихся, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы,
умение видеть ее красоту.
Раздел "Человек" включает простейшие сведения об организме, его строении и
функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни,
предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарногигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о живой и неживой
природе, полученные в курсе "Природоведение".
В процессе изучения природоведческого материала обучающиеся должны понять логику
курса: Вселенная - Солнечная система - планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с
этим изучается воздух), литосфера (земная поверхность, полезные ископаемые, почва),
гидросфера (вода, водоемы). От неживой природы зависит состояние биосферы: жизнь растений,
животных и человека. Человек - частица Вселенной.
Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира, показать
единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.
Одной из задач учебного предмета "Природоведение" является формирование мотивации к
изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются
экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт
обучающихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое количество
экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся (наблюдение
изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному
формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного
материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно
непосредственному наблюдению обучающимися).
В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа
предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты
ученики могут проводить самостоятельно под руководством педагогического работника. В
программе выделены основные виды практических работ по всем разделам. Предлагаемые
практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные работы,

необязательные для общего выполнения или выполняемые совместно с учителем, обозначаются
специальным знаком "*".
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней должны быть отражены
межпредметные связи, на которые опираются обучающиеся при изучении природоведческого
материала.
Курс "Природоведение" решает задачу подготовки учеников к усвоению географического
(V класс) и биологического (V и VI классы) материала, поэтому данной программой
предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, специальных терминов
(например, таких как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы, равнина, глобус,
карта):
1) Введение. Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью.
Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.
2) Вселенная. Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос.
Современные исследования.
3). Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца.
Сезонные изменения в природе.
4) Наш дом - Земля.
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера,
биосфера.
5) Воздух.
Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости
воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного,
теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха.
6) Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать
горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода
в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого
газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра.
Ураган, способы защиты.
7) Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль).
Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
8) Поверхность суши. Почва.
Равнины, горы, холмы, овраги.
Почва - верхний слой земли. Ее образование.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной - органическая часть почвы. Глина,
песок и соли - минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых
почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв
по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы - плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном
хозяйстве.
Эрозия почв. Охрана почв.
Полезные ископаемые.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.
9) Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит,
известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость,
хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний

вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и
использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти.
Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила
обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск,
твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов.
Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность,
устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск,
твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Охрана недр.
Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.
10) Вода.
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости:
непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при
замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар). Учет и
использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода.
Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и
морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица
измерения температуры - градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в
природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения).
Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.
Экономия питьевой воды.
Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды.
Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.
11) Охрана воды.
Есть на Земле страна - Россия.
Россия - Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты,
расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские
горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва столица России. Крупные города, их достопримечательностями, население нашей страны.
12) Растительный мир Земли.
Живая природа. Биосфера: растения, животные, человек.
Разнообразие растительного мира на нашей планете.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).
Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы.
Деревья.
Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид,
места произрастания).
Деревья хвойные (сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места
произрастания).
Травы (дикорастущие и культурные) Внешний вид, места произрастания.
Декоративные растения. Внешний вид, места произрастания.
Лекарственные растения. Внешний вид. Места произрастания. Правила сбора
лекарственных растений. Использование.
Комнатные растения. Внешний вид. Уход. Значение.
Растительный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом.).
Растения, произрастающие в разных климатических условиях нашей страны.

Растения своей местности: дикорастущие и культурные.
Красная книга России и своей области (края).
13) Животный мир Земли.
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.
Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы,
млекопитающие.
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы,
обитающие в водоемах России и своего края.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Птицы своего края.
Млекопитающие. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Млекопитающие животные своего края.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Домашние
питомцы. Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы,
попугаи, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
Животный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом).
Животный мир России. Охрана животных. Заповедники. Красная книга России. Красная книга
своей области (края).
14) Человек.
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах,
ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Обращение за медицинской помощью.
Медицинские учреждения своего населенного пункта. Телефоны экстренной помощи.
Специализация врачей.
15) Обобщающие уроки.
Наш город (поселок, село, деревня).
Рельеф и водоемы. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие
предприятия. Культурные и исторические памятники, другие местные достопримечательности.
Обычаи и традиции своего края.

6. Тематическое планирование. Природоведение 5-6 класс.

Природоведение. 5 класс (68 час)
№
п./п.
1

Разделы/Темы

Содержание

Введение

2

Вселенная

Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей
тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая
природа. Предметы и явления неживой природы
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый
полет в космос. Современные исследования. Цикличность
изменений в природе. Зависимость изменений в природе от
Солнца. Сезонные изменения в природе

3

Наш
Воздух

дом-Земля. Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера,
гидросфера, литосфера, биосфера.
Воздух
Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость.
Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха.
Использование этого свойства воздуха в быту. Давление.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается
вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Знакомство
с термометрами. Измерение температуры воздуха. Состав
воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство
поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания
растений, животных и человека. Применение кислорода в
медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать
горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.
Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление

Основные виды деятельности

Кол-во
часов
2

Иметь представления о небесных 6
телах, солнечной системе. Знать
этапы освоения космоса. Знать
первых космонавтов. Уметь находить
созвездия.
Основные
формы
поверхности суши и уметь находить
их на карте
Иметь представление, что наша 8
Земля - планета и входит в
Солнечную систему. Знать состав
воздуха и его значение для жизни на
Земле

4

Полезные
ископаемые

5

Вода

ветра. Ураган, способы защиты. Чистый и загрязненный воздух.
Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание
чистоты воздуха. Значение воздуха в природе
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства.
Значение.
Способы
добычи.
Полезные
ископаемые,
используемые в качестве строительных материалов. Гранит,
известняки, песок, глина. Горючие полезные ископаемые. Торф.
Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость,
горючесть. Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет,
блеск,
горючесть,
твердость,
хрупкость.
Добыча
и
использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и
запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты
переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и
использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные
ископаемые, используемые для получения металлов. Черные
металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных
металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность,
теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных.
Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и
свойства
алюминия:
цвет,
твердость,
пластичность,
теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание
алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость,
пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее
применение. Охрана недр. Местные полезные ископаемые.
Добыча и использование
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.
Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение
при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при
замерзании. Способность растворять некоторые твердые
вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды.
Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная
вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов.

Знать
классификацию
ископаемых

полезных 13

Знать свойства воды.
Знать воды суши и уметь находить
их на карте. Уметь пользоваться
лабораторной посудой. Уметь
определять свойства воды

16

6

7

8
9

Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода.
Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица
измерения температуры — градус. Температура плавления льда и
кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер,
оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения).
Значение воды в природе. Использование воды в быту,
промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой
воды. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши. Ручьи,
реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской
воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение
морей и океанов на карте. Охрана воды
Поверхность суши. Поверхность суши. Почва
Равнины, горы, холмы, овраги. Почва — верхний слой земли. Ее
Почва
образование. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода,
минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части
почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и
соли — минеральная часть почвы. Разнообразие почв. Песчаные
и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых
почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать.
Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам.
Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы.
Значение почвы в народном хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв
Есть
на
Земле Есть на Земле страна — Россия
Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре.
страна-Россия
Важнейшие географические объекты, расположенные на
территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские
и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие
объекты в зависимости от региона. Москва - столица России.
Крупные города, их достопримечательностями, население нашей
страны.
Обобщение
Повторение
Итого

Знать основные формы поверхности 6
суши и уметь находить их на карте.
Изучить свойства почвы. Уметь
различать овраги и холмы. Уметь
находить и показывать основные
горы мира

Знать свою страну, ее главные 12
города. Растительный и животный
мир своей Родины. Уметь наносить
на контурную карту географические
объекты.
Знать историю своего города, края
1
4
68

Природоведение.6 класс (68 часов)
№
п./п.
1
2

3

Раздел/темы

Содержание

Живая
природа: Растительный мир Земли
растения, животные, Живая природа. Биосфера: растения, животные, человек
человек
Растительный мир
Разнообразие растительного мира на нашей планете. Среда
обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга,
водоемов). Дикорастущие и культурные растения. Деревья,
кустарники, травы.
Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные,
сезонные изменения, внешний вид, места произрастания)
Деревья хвойные (сезонные изменения, внешний вид, места
произрастания). Кустарники (дикорастущие и культурные,
сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).
Травы (дикорастущие и культурные) Внешний вид, места
произрастания. Декоративные растения. Внешний вид, места
произрастания. Лекарственные растения. Внешний вид. Места
произрастания. Правила сбора лекарственных растений.
Использование. Комнатные растения. Внешний вид. Уход.
Значение. Растительный мир разных районов Земли (с холодным,
умеренным и жарким климатом.).
Растения, произрастающие в разных климатических условиях
нашей страны. Растения своей местности: дикорастущие и
культурные. Красная книга России и своей области (края)
Животный мир
Животный мир Земли. Разнообразие животного мира. Среда
обитания животных. Животные суши и водоемов. Понятие
животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся,
птицы, млекопитающие. Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы.
Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы.
Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение.
Охрана. Рыбы, обитающие в водоемах России и своего края.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение.
Охрана. Птицы своего края.

Основные виды деятельности

Кол-во
часов
Уметь вести беседу с учителем. 1
читать текст и отвечать на вопросы
Иметь представления о разнообразии 16
растений.
Уметь
работать
с
гербарным материалом. Овладеть
навыками
полива
комнатных
растений. Уметь классифицировать
растения. Знать меры охраны
растений

Иметь представления о разнообразии 34
животного
мира.
Знать
среду
обитания животных.
Овладеть
навыками
ухода
за
домашними
животными.
Знать
заповедники Урала

Млекопитающие. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни.
Значение. Охрана. Млекопитающие животные своего края.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и
деревне. Домашние питомцы. Уход за животными в живом
уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, попугаи,
морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
Животный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и
жарким климатом). Животный мир России. Охрана животных.
Заповедники. Красная книга России. Красная книга своей
области (края)
Человек. Как устроен наш организм. Строение. Части тела и
внутренние органы. Как работает (функционирует) наш
организм. Взаимодействие органов. Здоровье человека (режим,
закаливание, водные процедуры и т. д.). Осанка (гигиена, костномышечная система). Гигиена органов чувств. Охрана зрения.
Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. Здоровое
(рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на
день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи).
Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика
простудных заболеваний. Обращение за медицинской помощью.
Медицинские учреждения своего города (поселка, населенного
пункта). Телефоны экстренной помощи. Специализация врачей.
Обобщающие уроки
Наш город (посёлок, село, деревня)

4

Человек

Изучить
строение
организма 12
человека. Уметь оказывать первую
медицинскую
помощь.
Уметь
составлять меню для питания.
Знать правила гигиены

5

Обобщение

6

Повторение

4

Итого

68

1

Поурочное планирование. Природоведение. 5-6 класс
Поурочное планирование 5 класс
№ Тема урока
1
Что такое природоведение
2
Предметы и явления неживой и живой природы
3
Вселенная. Небесные тела, планеты, звезды
4
Солнечная система. Солнце
5
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Полеты в космос
6
Смена дня и ночи
7
Смена времен года. Сезонные изменения в природе. Обобщение
8
Планета Земля. Оболочки Земли
9
Значение воздуха для жизни на Земле
10 Свойства воздуха
11 Давление и движение воздуха
12 Температура воздуха. Термометр
13 Движение воздуха в природе. Ветер
14 Состав воздуха. Кислород, его значение и применение
15 Углекислый газ и азот
16 Охрана воздуха. Обобщение
17 Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи
18 Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит.
Известняк
19 Песок. Глина
20 Горючие полезные ископаемые. Торф
21 Каменный уголь.
22 Добыча и использование каменного угля
23 Нефть
24 Добыча и использование нефти
25 Природный газ. Добыча, использование, правила обращения с газом в быту
26 Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы. Сталь.
Чугун
27 Цветные металлы
28 Благородные (драгоценные металлы)
29 Охрана полезных ископаемых. Обобщение
30 Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов
31 Свойства воды
32 Растворимые и нерастворимые вещества
33 Питьевая вода
34 Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды
35 Три состояния воды. Температура воды и ее измерение
36 Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании
37 Лабораторная работа. Свойства воды
38 Работа воды в природе
39 Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском
хозяйстве
40 Вода в природе: осадки, воды суши
41 Круговорот воды в природе
42 Воды суши: ручьи, реки
43 Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища
44 Моря и океаны

45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Охрана воды. Обобщение
Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги
Горы
Почва – верхний слой Земли. Состав почвы
Разнообразие почв
Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы
Охрана почвы. Обобщение
Есть на Земле страна Россия
Место России на земном шаре. Знакомство с картой
Моря и океаны, омывающие берега России
Равнины и горы на территории нашей страны
Реки и озера России
Москва – столица России
Санкт - Петербург
Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий
Нижний Новгород, Казань, Волгоград
Новосибирск, Владивосток
Население нашей страны
Экскурсия. Наш город. Важнейшие географические объекты региона
Обобщение. Контрольная работа за год
Повторение по теме «Воздух»
Повторение по теме «Полезные ископаемые»
Повторение по теме «Вода»
Повторение по теме «Есть на земле страна Россия»
Итого 68 ч
Поурочное планирование 6 класс

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Тема урока
Живая природа: растения, животные и человек
Разнообразие растительного мира на нашей планете
Среда обитания растений
Строение растений
Дикорастущие и культурные растения: деревья. Кустарники, травы
Лиственные деревья
Хвойные деревья
Дикорастущие кустарники
Культурные кустарники
Травы
Декоративные растения
Лекарственные растения
Комнатные растения. Уход за комнатными растениями
Растительный мир разных районов Земли
Растения нашей страны
Растения вашей местности: дикорастущие и культурные
Красная книга России и вашей области (края). Обобщение
Разнообразие животного мира
Среда обитания животных. Животные суши и водоемов
Животные: насекомые, рыбы, земноводные. Пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие
Насекомые

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Бабочки, стрекозы, жуки
Кузнечики, муравьи, пчелы
Рыбы
Морские и речные рыбы
Земноводные. Лягушки, жабы
Пресмыкающиеся: змеи, ящерицы, крокодилы
Птицы
Ласточки, скворцы, снегири, орлы
Лебеди, журавли, чайки
Птицы вашего края. Охрана птиц
Млекопитающие
Млекопитающие суши
Млекопитающие морей и океанов
Домашние животные в городе и деревне
Сельскохозяйственные животные: лошади
Сельскохозяйственные животные: коровы
Сельскохозяйственные животные: свиньи, козы, овцы
Домашние птицы: куры, утки, индюки
Уход за животными в живом уголке или дома
Аквариумные рыбки
Попугаи, канарейки
Морские свинки, хомяки, черепахи
Домашние кошки
Собаки
Животные холодных районов Земли
Животные умеренного пояса
Животные жарких районов Земли
Животный мир нашей страны
Охрана животных. Заповедники. Заказники. Красная книга России
Животные вашей местности. Красная книга области. Обобщение
Как устроен наш организм
Как работает наш организм
Здоровый образ жизни человека
Осанка
Органы чувств
Правила гигиены и охрана органов чувств
Здоровое питание
Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены
Оказание первой медицинской помощи
Профилактика простудных заболеваний
Специализация врачей
Медицинские учреждения вашего города. Телефон экстренной помощи
Обобщение. Контрольная работа за год
Повторение по теме «Живая природа»
Повторение по теме «Растительный мир»
Повторение по теме «Животный мир»
Повторение по теме «Человек»
Итого 68 ч

Учет рабочей программы воспитания
С учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ №10» (модуль «Школьный урок»)
воспитательный потенциал урока реализуется через:
•
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
•
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
•
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
•
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные
на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
•
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
•
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
•
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Выбор тех или иных форм и способов воспитательной работы на уроке учитель определяет
самостоятельно в соответствии с целями и задачами урока.
7. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса,
реализуемого на основе рабочей программы по природоведению для 5-6 классов по достижению
планируемых результатов освоения АООП МБОУ «СОШ №10» образования обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представлено следующими
объектами и средствами:
Учебно-методическое обеспечение:
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Учебники:
1. Лифанова Т. М., Соломина Е. Н. Природоведение.5 класс (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями), АО «Издательство "Просвещение"», 2020;
2. Лифанова Т.М, Соломина Е.Н.Природоведение.6 класс (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями), АО «Издательство "Просвещение"», 2020;
Дидактические материалы:
1. Лифанова Т.М, Соломина Е.Н.Природоведение.5 класс. Рабочая тетрадь (для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы). Москва, "Просвещение", 2020;
2. Коллекции горных пород и минералов
3. Гербарий
4. Настенная физическая карта России
Технические средства обучения:
1. Компьютер.
2. Оборудование «Мультимедиа».
3. Акустические колонки в составе рабочего места преподавателя.
4. Оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».