РП_Психокоррекционные занятия_5-9 класс_УО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Свердловская область, г. Артемовский, ул. Пригородная, 2 А Тел.: 8(343 63)26773,
e-mail: artschool10@mail.ru сайт: https://10art.uralschool.ru/

Приложение 23 к адаптированной основной
общеобразовательной программе образования
обучающихся с нарушением интеллекта (вариант 1)
(утверждено приказом от 29.08.2025)

Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий
«Развитие коммуникативной
и эмоционально-волевой сферы
у обучающихся
с интеллектуальными нарушениями»

Артемовский, 2025

1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Развитие коммуникативной и эмоциональноволевой сферы у подростков с интеллектуальными нарушениями» для
обучающихся коррекционного класса составлена на основе следующих
нормативных документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об
образовании в Российской Федерации";
 Концепция
Федерального
государственного
образовательного
стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
 Рекомендации по осуществлению государственного контроля качества
образования детей с ограниченными возможностями здоровья (проект,
разработанный в рамках государственного контракта от 07.08.2013 №
07.027.11.0015);
 Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 г. №. № ВК-2270/07 «О
сохранении системы специализированного коррекционного образования»;
 Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 N ВК-268/07 «О
совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями
Министерства образования и науки РФ органам государственной власти
субъектов
Российской
Федерации
в
сфере
образования
по
совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи»).
Цель программы: коррекция эмоционально-волевой сферы
подростков
с
интеллектуальными
нарушениями,
повышение
самостоятельности и расширение возможности их общения в современном
обществе, через преодоление барьеров в общении, развитие лучшего
понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание
возможностей для самовыражения.
Задачи программы:
 сплочение группы, освоение навыков работы в коллективе;
 создание благоприятного психологического климата;
 развитие коммуникативных навыков и обучение способам выражения
эмоций;
 формирование образа «Я», навыков самопознания;
 формирование и развитие способности к успешной адаптации и
2

социализации;
 развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим
людям.
Методы и формы реализации программы:
Для реализации поставленных целей выбрана групповая форма работы.
В ходе занятий использовались следующие методы:
 арттерапия выступает инструментом коммуникации, позволяя
ребенку восполнить дефицит общения и построить более гармоничные
взаимоотношения с миром. Во многих случаях работа с изобразительными
материалами позволяет получить седативный эффект и снимает
эмоциональное напряжение;
 игротерапия позволяет моделировать систему социальных отношений
в наглядно–действенной форме в особых игровых условиях, возрастает мера
социальной компетентности, развивается способность к разрешению
проблемных
ситуаций;
формируются
равноправные
партнерские
взаимоотношения ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность
позитивного личностного развития;
 психогимнастика используется для снятия психического напряжения,
двигательная экспрессия позволяет лучше узнать себя, выразить свое
психоэмоциональное состояние.
2 .Общая характеристика программы коррекционно-развивающих
занятий «Развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы у
подростков с интеллектуальными нарушениями»
Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями - это дети,
имеющее задержанное или неполное развитие психики, которое в первую
очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в
период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности,
т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без
создания специальных условий. Несмотря на трудности формирования
представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных
видов деятельности, дети с незначительными интеллектуальными
нарушениями имеют возможности для развития. У них сохранно конкретное
мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, у
большинства эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем
познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.
Данная программа предназначена для групповой с подростками.
Обучающимся предлагаются темы, которые важны для них в силу
возрастных особенностей развития: отношения в семье, контроль
собственной раздражительности, застенчивость и неуверенность в себе, пути
решения конфликтов. Особое внимание уделяется профессиональной
ориентации обучающихся, развитию социальной адаптивности, умению
преодолевать жизненные трудности, освоению вербальных и невербальных
3

каналов передачи информации, развитию интереса к познанию собственных
возможностей, формированию коммуникативных навыков, умению
распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.
3. Описание места программы «Развитие коммуникативной и
эмоционально-волевой сферы у подростков с интеллектуальными
нарушениями» в учебном плане
Программа предназначена для учащихся коррекционного класса.
Занятия по программе проводятся в групповой и индивидуальной форме на
базе МБОУ СОШ №21 г.Шахты Ростовской области.
Продолжительность программы - 34 ч. с периодичностью 1-2 раз в
неделю. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся.
Время и количество занятий может меняться, в зависимости от
рекомендаций ПМПК. Кроме того, в соответствии с потенциальными
возможностями и особыми образовательными потребностями, при
возникновении трудностей освоения материала обучающимися можно
оперативно
дополнить
структуру
коррекционной
программы
соответствующим направлением работы.
4. Описание ценностных ориентиров программы коррекционноразвивающих занятий «Развитие коммуникативной и эмоциональноволевой сферы у подростков с интеллектуальными нарушениями»
Комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения
состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности
конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у
обучающихся навыки взаимодействия с окружающими людьми, помочь им
успешно социализироваться и адаптироваться.
На всех занятиях
используются
принципы
наглядности,
доступности,
практической
направленности, а также принципы коррекционной педагогики:
 принцип развивающего обучения (в зоне ближайшего развития);
 принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
 принцип коррекции и компенсации позволяет определить адресные
технологии в зависимости от структуры и выраженности дефекта;
 деятельностный принцип, определяющий ведущий вид деятельности,
стимулирующей психическое и личностное развитие ребёнка;
 принцип развития и коррекции психических процессов.
5. Личностные и предметные результаты освоения программы
«Развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы у
подростков с интеллектуальными нарушениями»
Данная программа должна обеспечить достижение обучающимися
двух видов результатов: личностных и предметных.

4

Личностные результаты программы включают овладение
обучающимися с умственной отсталостью социальными (жизненными)
компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими становление социальных отношений подростков
в различных средах. Обучающиеся получат следующие навыки:
1) умение сотрудничать с окружающими людьми (поддерживать
коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия,
уважительное отношение к иному мнению, осуществление взаимного
контроля в совместной деятельности, осуществление самоконтроля в
процессе деятельности и т.п.);
2) саморегуляции и самопознания;
3) наличие адекватных представлений о собственных возможностях;
4) наличие осознания способов достижения поставленных жизненных
целей, своего места в мире.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися
знания и умения, специфичные для каждой образовательной области,
готовность к их применению.
Создание комфортных коррекционно-развивающих условий для
обучающихся, способствующих коррекции и развитию познавательных
процессов и личностных особенностей, должны научить подростков:
 распознавать и выражать свои эмоции;
 управлять своим поведением в зависимости от эмоционального состояния;
 элементам логического рассуждения;
 выделять существенные признаки и закономерности предметов;
 сравнивать предметы, понятия;
 уметь копировать образец, различать цвета, анализировать и удерживать
зрительный образ;
 самостоятельно выполнить задания;
 осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои
ошибки;
 работать в группе (при групповых формах работы).
6. Содержание программы «Развитие коммуникативной и
эмоционально-волевой сферы у подростков с интеллектуальными
нарушениями»
Раздел 1. Вводное занятие
Знакомство с детьми, установление благожелательного климата в группе,
ознакомление с целями и задачами программы.
Раздел 2 . Познай себя
Занятие, направленные
на развитие навыков самооценки, навыков
управления поведением, на формирование положительных личностных
качеств, на выявление, осознание и преодоление отрицательных.
Раздел 3. Как мы познаём мир

5

Занятия, направленные на развитие психических процессов, состояний,
креативности. Обучение навыкам определения своих эмоции, а также эмоций
собеседника.
Раздел 4. Я среди людей
Упражнения на выявление межличностных отношений, их психологии,
проблем и достоинств, на развитие навыков позитивных межличностных
отношений.
Раздел 5. Итоговое занятие
Упражнения на закрепление, навыков конструктивного общения,
саморегулирования, самопознания, самоопределения.
7. Календарно-тематическое планирование программы «Развитие
коммуникативной и эмоционально-волевой сферы у подростков с
интеллектуальными нарушениями»
№
занят
ия
1

2-7

8-13

14-18

19-21

Примерное
Колсодержание
занятий
во
часо
в
Раздел 1. Вводное занятие
Знакомство с целями
Вводное
1
программы,
занятие
установление контакта с
детьми
Раздел 2 . Познай себя
Беседа,
Упражнения
Развитие навыков
6
«Солнышко»,
«Если бы я
самоанализа,
был…»,
проективные
определения
методики,
арт-терапия,
положительных и
игротерапия.
отрицательных
качеств
Раздел 3. Как мы познаём мир
Знакомство
с
миром
Дифференциация
6
эмоций.
Упражнения
эмоций,
чувств,
«Маска»,
«Актеры».
настроений.
Различение форм, фактур
Ощущение
и
предметов.
Развитие
восприятие.
перцептивных
способностей.
Каналы
восприятия
информации.
Развитие
творческих
Творчество.
5
способностей.
Воображение
Организация
и
проведение КТД.
Обучение приемам и
Саморегуляция
3
методам саморегуляции
Примерные
темы
занятий

Дата
прове
д
ения

6

22-27

28-30

31-33

34

эмоционального сотояния
Раздел 4. Я среди людей
Обучение эффективным
Виды
общения.
6
способам
Виды
взаимодействия.
конфликтов.
Знакомство с понятием
Стратегия
«социальной
роли».
поведения
в
Ролевые
игры.
Отработка
навыков
конфликте.
поведения
в
конфликтной ситуации.
Знакомство с миром
Профориентация.
3
профессий,
системой
Мир
после
профессионального
школы.
образования. Беседа о
дальнейшем жизненном
пути.
Формирование
Ценности
в
3
положительного
жизни.
Наше
отношения к семье.
окружение
Сказки и притчи о
дружбе, взаимовыручке.
Раздел 5. Итоговое занятие
Подведение
итогов
Итоговая
1
реализации
программы.
диагностика.
Получение
обратной
связи.
Диагностика
эмоционально-волевой
сферы.

8. Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы необходимы:
 классная доска с набором приспособлений для крепления
таблиц, картинок;
 мультимедийное оборудование, колонки для воспроизведения
презентаций, тематических фильмов;
 компьютер;
 бумага разного формата, карандаши, краски;
 стулья, парты;
 мебель для релаксации;
 коврики;
 игрушки разной фактуры.
Особые
образовательные
потребности
обучающихся
с
интеллектуальными
нарушениями
обусловливают
необходимость
специального подбора демонстрационного материала, наборы конструкторов,
дидактического материала, преимущественное использование натуральной и
иллюстративной
наглядности,
использование
печатных
пособий,
дидактического раздаточного материала (карточки с заданиями); наборов

7

ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборов муляжей (фрукты,
овощи, ягоды и т.д.), предметов различной формы, величины, цвета, счетного
материала; таблиц на печатной основе; калькулятора; измерительных
инструментов и приспособлений (размеченные и неразмеченные линейки,
циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки).
9. Список используемой литературы
1. 1. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах/ авт.-сост. С.А.
Коробкина. – Волгоград: Учитель, 2010;
2. Алябьева Е.А. Психогимнастика. – М.: ТЦ Сфера, 205;
3. Вачков И.В. Сказка о самой душевной науке. – М.: Генезис, 2013;
4. Володина Ю.А. Дорога в жизнь, или Путешествие в будущее…- М.:
Генезис, 2012;
5. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Издательство «Лань»,
2003;
6. Ганичева
И.В.
Телесно-ориентированные
подходы
к
психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М.: Книголюб, 2004.
7. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор – М., 2010;
8. Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков в
контексте психологической службы. – М.: Академия, 1997;
9. Микляева А.В. Я – подросток. Мир эмоций программа уроков
психологии (7 класс). – СПб.: Издательство «Речь», 2003;
10.
Модели взаимодействия с детьми группы риска/ авт.-сост. А.Н.
Свиридов. – Волгоград: Учитель, 2011;
11.
Рефлексивные техники эмоционального состояния детей/ авт.сост. Л.А. Свешникова. – Волгоград: Учитель, 2010;
12.
Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). – М., 2014;
13.
Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с
учащимися. – М.: Генезис, 2010.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».