ММуниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Свердловская область, г. Артемовский, ул. Пригородная, 2 А Тел.: 8(343 63)26773,
e-mail: artschool10@mail.ru сайт: https://10art.uralschool.ru/
Приложение 23 к адаптированной
основной общеобразовательной
программе образования обучающихся с
нарушением интеллекта (вариант 1)
(утверждено приказом от 29.08.2025)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«Логопедические занятия (включая
коррекцию и развитие познавательной
деятельности)»
1-4 класс
1 вариант
1. Пояснительная записка
Содержание курса «Логопедические занятия» (включая коррекцию и развитие
познавательной деятельности)» определяется исходя из требований ФГОС УО и ФАООП УО,
направлено на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка. Курс является
обязательной частью АООП УО и реализуется на протяжении всего периода обучения в школе.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно
высоком уровне развития речи, который предполагает определённую степень
сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас,
грамматический строй речи), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться
этими средствами в целях общения.
Развитие речи обучающихся с умственной отсталостью характеризуется целым рядом
отклонений. У детей с умственной отсталостью как слуховое различение, так и произношение
слов и фраз возникает значительно позже нормы. Речь их скудна и неправильна. Основными
причинами являются слабость замыкательной функции коры головного мозга, медленная
выработка новых условных связей во всех анализаторах, а иногда преимущественно в какомлибо одном.
У учащихся с умственной отсталостью нарушения произношения встречаются
значительно чаще, чем у детей с ЗПР и нормальным интеллектом. Многие звуки в речи
умственно отсталых школьников отсутствуют или неправильно произносятся. Фонетически
неправильная речь создает препятствия для общения ребенка с окружающими его взрослыми и
сверстниками, следствием чего становится речевая замкнутость, излишняя застенчивость,
неуверенность в своих знаниях. Эти личностные черты усугубляют нарушения
интеллектуального и эмоционального развития, снижают и без того слабую любознательность.
Нечетко воспринимая слова, имеющие сходное звучание, умственно отсталый ребенок не
замечает различий между этими словами и не усваивает значения каждого из них. Также трудно
воспринимаются безударные и, следовательно, недостаточно отчетливо звучащие окончания.
Это существенно замедляет овладение словарным составом и грамматическим строем языка,
затормаживает продвижение в вербальном развитии. Следует заметить, что поставленный звук
умственно отсталые дети в течение долгого времени в спонтанной речи не используют,
продолжая говорить неправильно.
Недостатки фонематического слуха у детей с умственной отсталостью усугубляются
замедленным темпом развития артикуляции, т.е. комплекса движений, необходимых для
произнесения слова.
В устной речи большинства младших школьников с нарушениями интеллекта основные
выразительные средства – логическое ударение и интонирование фразы – представлены слабо.
У одних речь монотонна, растянута, изобилует ненужными паузами. У других, наоборот, она
чрезмерно ускорена. Их высказывания представляют собой поток неясных, неоконченных слов,
произносимых громко и невнятно.
Нарушения темпа речи затрудняют ее восприятие и, таким образом, снижаются
возможности общения. Неумение многих детей правильно пользоваться логическим ударением
и интонацией обедняет их и без того несовершенную устную речь, лишая эмоциональной
окрашенности, выражения личностного отношения к сказанному.
Словарный запас, которым располагают учащиеся, особенно в младших классах, весьма
ограничен. Это говорит о недостатках познавательной деятельности, слабом умении
осмысливать, обобщать и отражать в речи окружающую действительность, а также
свидетельствует о своеобразии общего психического развития. Бедность словаря обусловлена
многими причинами, среди которых основной, несомненно, является низкий уровень
умственного развития. Существенную роль играют также ограниченность их социальных и
вербальных контактов, недостаточная сформированность интересов и низкий уровень словеснологической памяти. Ограниченность словарного запаса младших школьников с умственной
отсталостью отчетливо обнаруживается при назывании детьми предметов и явлений
окружающего мира, их внешних и функциональных свойств, выполняемых действий. Дети
далеко не всегда знают названия многих, постоянно встречающихся объектов. В словаре
учащихся мало слов, имеющих обобщающие значения. Употребляя такие слова, дети далеко не
всегда понимают их значения. В этом проявляется неумение обобщать объекты по основному
признаку. Наряду с этим возникает неправомерно частое использование одной и той же группы
слов, что делает речь однообразной, шаблонной. Значения слов, употребляемых учащимися,
неточны, нечетко отграничены друг от друга, расплывчаты. Вследствие этого дети произвольно
переносят название одного объекта надругие.
Грамматический строй речи крайне несовершенен. Их фразы односложны. Структура
используемых ребенком предложений служит одним из показателей состояния его речи и
мышления. По мере общего развития ребенка синтаксическое строение его речи усложняется,
предложения становятся развернутыми, связи между членами предложений разнообразными.
Речь умственно отсталых школьников, как правило, состоит из коротких, часто неполных
предложений, в которых встречаются нарушения синтаксической структуры и предложнопадежных конструкций. Переход к употреблению сложных предложений осуществляется
медленно.
Овладение связной устной речью детьми с умственной отсталостью осуществляется в
значительно более поздние сроки, чем в норме, и имеет определенное своеобразие. Устная речь
детей данной категории лишена эмоциональной окрашенности, монотонна, растянута,
изобилует ненужными паузами или, напротив, чрезмерно ускорена. При построении связных
высказываний младшие школьники часто опускают необходимые лексические единицы, не
умеют использовать средства межфразовой связи, допускают неадекватные замены слов.
Цель программы: создание системы комплексной помощи детям с речевыми
нарушениями, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей
социализации обучающихся с умственной отсталостью.
Задачи:
- своевременное выявление детей с трудностями в обучении и адаптации, обусловленными
речевым недоразвитием;
- определение особых образовательных потребностей детей с недостатками устной и
письменной речи;
- определение особенностей организации коррекционно-образовательного процесса для
рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями
каждого ребенка, структурой речевого дефекта и степенью его выраженности;
- осуществление индивидуально ориентированной помощи детям с речевым недоразвитием с
учетом особенностей психического и физического развития, индивидуальных
возможностей детей, коррекция недостатков устной и письменной речи обучающихся;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям)
детей с речевой патологией.
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех
сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной
речи; формировании навыков вербальной коммуникации.
Основными направлениями логопедической работы являются:
- диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и
дифференциация звуков речи);
- диагностика и коррекция лексической стороны речи;
- диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры
речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
- коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие
коммуникативной функции речи;
- коррекция нарушений чтения и письма;
- расширение представлений об окружающей действительности;
- развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
2. Общая характеристика коррекционного курса
Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений
развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Логопедическое воздействие направлено
на речевую систему в целом. В первые годы обучения необходимо устранить недостатки
звуковой стороны речи, так как от её состояния зависит успешность овладения грамотой,
навыками письма и чтения, основными инструментами всего обучения. Содержание
логопедических занятий согласовано с программой по чтению, русскому языку и речевой
практики.
Коррекция нарушений речи увязывается с общим моторным развитием и
преимущественно тонкой ручной моторики умственно отсталого ребёнка. Поэтому в занятия
включаются упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий.
Логопедическая работа основывается на принцип поэтапного формирования умственных
действий, чтобы учащийся смог от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления
перейти к организации действия во внутреннем плане. Весь процесс работы направлен на
формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования,
обобщения с максимальным включением анализаторов, использованием разнообразной
наглядности.
Нарушения речи детей носят стойкий характер, поэтому этапы закрепления правильных
речевых навыков тщательно отрабатываются, часто повторяются логопедические упражнения с
включением элементов новизны по содержанию и по форме. Учитывая психофизическое
состояние, особенности ВНД, работоспособность, уровень несформированности речи,
необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключать ребенка с одной формы
работы на другую. Цели занятия излагаются умственно отсталому ребёнку чрезвычайно
конкретно, в доступной форме.
Для реализации программы логопедических занятий занятиях следующие технологии
обучения. На занятиях применяются следующие образовательные технологии:
- технология логопедического обследования;
- технология коррекции звукопроизношения;
- технологии
формирования
речевого
дыхания
при
различных
нарушениях
произносительной стороны речи;
- технологии коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны
речи;
- технологии развития интонационной стороны речи;
- технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи;
- технологии формирования навыков речевой саморегуляции, введение их в речевую
коммуникацию;
- здоровьесберегающие;
- информационно-коммуникативные;
- игровые;
- личностно-ориентированные;
- проблемно-поисковые.
Логопедическая коррекция осуществляется различными методами:
- практическими – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
- наглядными – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;
- словесными – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности
детей, формировании навыков четкого произношения, при восприятии речевых образцов,
особеннов контексте интересных для ребенка видов деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных видов
рассказа, пересказа и творческих заданиях.
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Логопедические занятия (включая коррекцию и развитие
познавательной деятельности)» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана.
Индивидуально-групповые занятия по коррекционному курсу с обучающимся, имеющими
умственную отсталость, согласно учебного плана проводятся с 1 по 4 класс 3 раза в неделю (1
класс – 33 недели, 99 ч в год; со 2 по 4 класс – 34 недели, 102 ч в год).
4. Личностные и предметные результаты освоения программы коррекционного курса
В ходе коррекционно-развивающей работы обеспечиваются условия для достижения
обучающимися личностных и предметных результатов.
В связи с тем, что способности к познавательной деятельности обучающихся с
умственной отсталостью сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по
формированию личностных и предметных результатов освоения коррекционного курса, могут
быть применимы не ко всем учащимся, но являются ориентиром, к которому следует
стремиться.
-
-
1 класс Личностные результаты освоения коррекционного курса.
Учащиеся должны:
осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
ориентироваться в пространстве класса, школы (передвигаться по школе, находить свой
класс, другие необходимые помещения), пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (входить и выходить изучебного
помещения со звонком, поднимать руку, вставать, выходить из-за парты ит. д.);
слушать и понимать речь других, инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности;
вступать в контакт и работать в коллективе, используя принятые ритуалы социального
взаимодействия (учитель - ученик, ученик – ученик, ученики);
обращаться за помощью и принимать помощь;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в
спорной ситуации;
произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в
общем темпе;
наблюдать, делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
осознать себя как гражданина России; формировать чувства гордости за своюРодину;
формировать эстетические потребности, ценности и чувства;
формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Предметные результаты освоения коррекционного курса
Учащиеся должны знать:
названия органов артикуляции;
артикуляторные и акустические признаки гласных и согласных звуков;
буквы русского алфавита;
обобщающие слова по изученным лексическим темам;Учащиеся должны уметь:
сосредотачивать внимание на движениях губ, языка, челюсти;
придавать органам артикуляции требующуюся артикуляционную позу;
удерживать её, переключать, воспроизводить серию артикуляционных упражнений;
отличать нормированное произношение звука от ненормированного;
воспроизводить правильную артикуляцию поставленных звуков;
соотносить слово с предметной картинкой, словосочетание с предметной картинкой;
-
-
подбирать слова на заданный звук;
воспроизводить слова из одного, двух, трех слогов;
обозначать звук буквой, составлять из букв слоги, односложные слова;
осуществлять слоговой анализ 1, 2, 3-сложных слов;
дифференцировать гласные и согласные, звонкие и глухие согласные;
практически использовать в речи словосочетания (существительное и глагол,
существительное с предлогом и глагол, существительное и прилагательное);
слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не
торопясь, не перебивая друг друга;
составлять простые нераспространенные предложения на основе демонстрируемого
действия и действия, изображенного на картинке; добавлять к ним одно
пояснительное слово по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом);
использовать предлоги в, на и некоторые наиболее употребительные наречия (хорошоплохо, близко-далеко и др.);
плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
ориентироваться на пространстве листа тетради, альбома, классной доски;
писать строчные и прописные буквы.
2 класс Личностные результаты освоения коррекционного курса:
слушать и понимать речь других, инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности;
вступать в контакт и работать в коллективе, используя принятые ритуалы
социального взаимодействия (учитель - ученик, ученик - ученики);
обращаться за помощью и принимать помощь;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в
спорной ситуации;
произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в
общем темпе;
определять и высказывать под руководством педагога простые общие для всех людей
правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь наобщие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников
группы и педагога, как поступить.
Предметные результаты освоения коррекционного курса:
Учащиеся должны знать:
особенности звучания глухих, звонких, шипящих, свистящих, аффрикат, соноров;
гласные буквы е, ё, ю, я, и, ь служат для обозначения мягкости согласного;
слова, различающиеся по звуковому составу, имеют разное лексическое значение;
смысловые и грамматические признаки слов-предметов, слов-действий;
принцип построения словосочетания.
Учащиеся должны уметь:
дифференцировать артикуляторно близкие звуки (а-о, у-ю, е-ю, и-е, твердые и мягкие
согласные), акустически близкие звуки (звонкие-глухие, ш-ж, ш-щ, с-з, с-ц, ж-з, ч-ц, р-л,
к-т, м-н, д-г, и-й);
различать кинетически сходные буквы (и-у, б-д);
устанавливать состав звуков в 2-сложном слове, их количество и порядок следования;
сравнивать звуковую и смысловую стороны слов;
выделять предложения из речи, определять количество слов в предложении,
располагать 2-3 предложения в последовательном порядке;
составлять словосочетания по
предметным и сюжетным картинкам и
репродуцировать их в предложения;
употреблять в речи номинативный и предикативный словарь по лексическим темам;
изменять существительные по числам;
-
-
-
образовывать существительное с уменьшительно-ласкательными суффиксами,
некоторые приставочные глаголы;
использовать языковые средства (окончания, простые предлоги, порядок слов).
3 класс Личностные результаты освоения коррекционного курса:
слушать и понимать речь других, инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности;
вступать в контакт и работать в коллективе, используя принятые ритуалы
социального взаимодействия (учитель - ученик, ученик – ученик, ученики);
обращаться за помощью и принимать помощь;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в
спорной ситуации;
произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в
общем темпе;
определять и высказывать под руководством педагога простые общие для всех людей
правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь наобщие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников
группы и педагога, как поступить.
Предметные результаты освоения коррекционного курса:
Учащиеся должны знать:
понятия: звук, буква, слог, слово, предложение, рассказ;
роль гласных в слове;
смысловые и грамматические признаки слов-предметов, действий, признаков,
вопросительные слова к ним;
условно-графические схемы слов и предложений;
принцип построения простого предложения и возможность его распространения;
Учащиеся должны уметь:
правильно употреблять все звуки речи в словах различной структуры;
производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять количество звуков
и слогов в словах различной слоговой структуры, определять характер звуков: гласные
(ударные-безударные), согласные (звонкие-глухие, твердые-мягкие), соотносить
количество звуков и букв в словах;
образовывать нужную в предложении форму;
использовать в предложении слова различных частей речи ( существительное,глаголы,
прилагательные), устанавливать связь между ними по вопросам;
выделять предложения из речи, определять количество слов в предложении;
отвечать на вопросы, используя слова вопроса;
составлять предложения по опорным словам, по картинкам и сериям картинок;
группировать слова, словосочетания, предложения по заданной теме;
пользоваться формами словоизменения и словообразования для точности выражения
мысли;
использовать грамматические конструкции словосочетаний с существительными
(по типу согласования) и с глаголами (по типу управления и примыкания);
производить фонематический анализ (определять последовательность, количество,
позицию звука);
распознавать слова, обозначающие предметы, признаки, действия с опорой на
семантику и вопросы;
составлять простые предложения, распространять дополнениями и определениями.
4 класс Личностные результаты освоения коррекционного курса:
слушать и понимать речь других, инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности;
-
-
обращаться за помощью и принимать помощь;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в
спорной ситуации;
произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану иработать
в общем темпе;
определять и высказывать под руководством педагога простые общие для всех людей
правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь наобщие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников
группы и педагога, как поступить;
уметь оценить жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки
зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей
гражданина России.
Предметные результаты освоения коррекционного курса:
Учащиеся должны знать:
структуру и грамматические признаки простых распространенных предложений;
признаки однокоренных слов, синтаксическую роль разных морфемных частейслова;
грамматические средства изменения существительных, прилагательных, глаголов;
одно и то же смысловое содержание может оформляться разными речевыми
средствами.
Учащиеся должны уметь:
включать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, в состав
предложений разных структур;
применять способы конструирования предложений;
понимать и употреблять в речи побудительные, повествовательные и вопросительные
предложения;
определять синтаксическую роль слова по той или иной его части (окончанию,
суффиксу, приставке);
различать существительные мужского, женского и среднего рода по их связям с
другими словами в предложении;
составлять простые и сложные предложения в ситуативной речи;
строить высказывания и тексты с учетом вида работы над речевым материалом
(диалог, рассказ, описание);
определять тему рассказа по содержанию.
5. Содержание курса логопедических занятий
Коррекция произносительной стороны речи 1 класс
1. Подготовка к формированию произносительной стороны.
2. Формирование произвольных форм деятельности: внимание, слуховой и зрительной
памяти, элементарных мыслительных операций, осознанного отношения к занятиям.
3. Знакомство с органами артикуляции.
4. Нормализация мышечного тонуса лица, мышц артикуляционного аппарата.
5. Развитие сенсорных функций: слухового восприятия, звукового анализа, восприятия и
воспроизведения ритма.
6. Формирование движений артикуляционной моторики. Отработка подвижности,
плавности, переключения, точности, качества, четкости, дифференцированности,
равномерности артикуляционных поз. Развитие перцепции артикуляционных укладов,
зрительно-кинестетических ощущений.
7. Коррекция дыхания, голоса, интонационно-мелодической стороны речи.
8. Развитие фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза.
9. Постановка и коррекция звуков на основе сохранных. Отработка опорных звуков И, Ф,
Т, Ы.
10. Формирование представлений о понятиях «звук», «слог», «слово». Постановка
(коррекция) свистящих звуков С, Сь, З, Зь, Ц. Коррекция нарушений, постановка
шипящих звуков Ш, Ж. Коррекция нарушений, постановка аффрикат Ч, Щ.
11. Коррекция нарушений, постановка заднеязычных К, Г, Х. Коррекция нарушений,
постановка соноров Л, Р.
12. Автоматизация поставленных звуков в разных речевых единицах.
13. Введение поставленного звука в слоги: прямые, обратные, между гласными, со
стечением согласных.
14. Отработка звука в разных позициях: в начале слова, в середине, в конце, при стечении
согласных.
15. Отработка звуков в словах разной слоговой сложности: в односложных, двусложных,
трехсложных.
16. Автоматизации звука в разных формах речи: сопряженной, отраженной, опросноответной, ситуативной (по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картин,
по картинному плану, по теме, по представлению), контекстной.
Коррекция произносительной стороны речи 2-4 классы
1. Формирование звукового анализа и синтеза при автоматизации звуков.
2. Введение поставленного звука в слоги: прямые, обратные (для глухих звуков и соноров),
между гласными, в слоги со стечением согласных. Анализ звукослоговой структуры слов.
3. Введение поставленного звука в слова различной слоговой структуры: односложные со
стечением согласных (в начале, в конце), двусложные (со стечением согласных в начале,
в середине), трехсложные слова.
4. Закрепление звука в разных формах речи: сопряженной, вопросно-ответной, ситуативной,
контекстной.
5. Употребление различных
грамматических
конструкций:
словоизменение.
6. Словообразование грамматических связей: согласование, управление, примыкание.
7. Дифференциация акустических и артикуляционно-близких звуков. Дифференциация
твердых и мягких согласных.
8. Совершенствование фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза.
Дифференциация звонких и глухих согласных.
9. Дифференциация в группе свистящих (с-з, с-ц).
10. Дифференциация в группе шипящих (ш-ж, ш-щ, ч-щ).
11. Дифференциация в группе свистящих и шипящих (ж-з, с-ш).
12. Дифференциация смешиваемых звуков по моторным признакам (к-г, г-д, н-м).
Дифференциация в группе соноров (р-л).
13. Отработка правильного употребления смешиваемых звуков в различных речевых
единицах: в слогах, словах-паронимах, в словах разной слоговой структуры, в
словосочетаниях, предложениях (простых, распространенных), в текстах.
Развитие лексико-грамматической стороны речи 1 класс
1. Накопление конкретных слов и выражений.
2. Воспитание речевой активности.
3. Формирование психофизических предпосылок
речевой деятельности. Уточнение
активного и формирование пассивного словарного запаса по программным темам курса
«Языки речевая практика»: «Школа», «Учебные вещи», «Осень», «Игрушки», «Овощи»,
«Фрукты». Формирование первоначальных навыков в ситуации общения (обращения,
просьбы, элементарные высказывания, односложные суждения), понятий на основе
абстракции и обобщения, понятий на основе анализа и синтеза, понятий на основе
сравнений и сопоставлений.
4. Накопление грамматических значений.
5. Понимание связей слов в предложении: смысловых, грамматических (изменение числа
существительных, падежные формы существительных, существительные с предлогами,
родительный падеж множественного числа существительных; согласование
существительныхс глаголами, прилагательными, числительными).
6. Сравнение форм слов на основе выделения предметов, действий, признаков по
следующим темам: «Деревья», «Одежда», «Обувь», «Зима».
7. Конструирование простых предложений, распространение простых предложений по
вопросам.
8. Формирование высказываний по графической схеме, по опорным словам, по предметной
картинке, по сюжету, по серии сюжетных картин, по теме, по переживанию, по
представлению.
9. Анализ содержания понятий и их функции в предложении.
10. Накопление звуковых, смысловых, морфологических, синтаксических сторон речи.
11. Анализ звукового комплекса, слоговой структуры слов.
12. Употребление изолированной грамматической формы (согласование существительных с
прилагательными в роде, существительных с глаголами, существительных с
числительными) по следующим лексическим темам: «Домашние животные», «Дикие
животные».
13. Обозначение в речи действий, качеств, свойств предметов и их элементов, отношений
и связей при изучении следующих тем: «Домашние птицы», «Охрана здоровья»,
«Весна», «Насекомые».
14. Изменение слов по числам.
15. Образование глаголов от существительных, прилагательных от существительных.
16. Согласование местоимений с глаголами, существительных с прилагательными.
17. Репродукция словосочетаний в предложения.
18. Формирование коммуникативно-познавательной потребности в речи.
19. Употребление грамматических форм в развернутом виде.
20. Использование семантических связей между словами, вопросов, сопоставлений,
верификации предложений, различной символизации.
21. Закрепление грамматико-синтаксических моделей в связном высказывании с опорой на
графическую схему, вопросы, картинный план.
Профилактика нарушений письменной речи 2 класс
Знакомство с формами речи: устной и письменной.
Признаки звучащей речи и её значение.
Употребление речи для обиходного значения.
Запись устной речи буквами. Оформление и значение.
Развитие фонематических представлений о звуках речи.
Артикуляция гласных звуков.
Слогообразующая роль гласных.
Согласные звуки, их акустические и артикуляционные свойства.
Сравнение звукового состава слов, отличающихся одним звуком, последовательностью,
количеством звуков. Введение слов в контекст.
10. Установление грамматической связи между словами.
11. Употребление и написание прямых, обратных слогов, открытых, закрытых, со стечением
согласных. Конструирование слов из слогов различной слоговой сложности.
Определение лексического значения слов.
12. Различение слов со звонкими и глухими согласными. Различение слогов с твердыми и
мягкими согласными. Различение свистящих и шипящих (с-ш, з-ж, с-ц, ш-щ, ч-щ, ч-ц).
13. Смыслоразличительные признаки фонем и их влияние на лексическое значение.
Уточнение и закрепление слухопроизносительной дифференциации.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
14. Употребление лексики по темам: «Семья», «Дикие животные», «Учебные вещи»,
«Мебель». «Школа», «Дом», «Улица».
15. Различение соноров (р-л).
16. Деление слов на слоги с буквами и-й.
17. Различение кинетически близких букв (и-у ,б-д, о-а). Различение фонетически близких
звуков (о-а, и-е, к-т, м-н).
18. Составление слов из слогов. Лексическое значение слов. Образование семантических
полей.
19. Преобразование односложных слов в двусложные. Сравнительный звукобуквенный
анализ слов со стечением согласных (в начале, середине, конце). Фонетический разбор
слов. Подбор слов по графической схеме. Лексика по темам: «Дикие животные»,
«Домашние животные», «Мебель», «Продукты».
20. Различение слов-названий предметов по вопросам кто? что? Ознакомление со
смысловым значением и грамматическим признаком имени существительного.
Уточнение активного словарного запаса и обогащение пассивного словаря словами,
обозначающими предметы, явления природы, живые существа, события.
21. Различение предмета и слова как названия предмета. Употребление слов, обозначающих
предметы в словосочетаниях: существительное и прилагательное, существительное и
глагол. Одушевленные и неодушевленные существительные, обозначающие предметы и
живые существа.
22. Употребление слов, обозначающих действия: движения, состояния, проявление,
отношение к чему-либо, к кому-либо. Постановка вопросов к словам-действиям.
23. Сопоставление вопроса, на которое отвечает слово, и его значения.
Коррекция нарушений письменной речи 3 класс
1. Формирование знаний об устной и письменной речи.
2. Усвоение единиц звучащей речи, признаков предложения, смысловой и грамматической
связи слов в предложении. Выделение предложений в потоке речи, оформление
предложений. Сопоставление слова, словосочетания и предложения. Работа с текстом
как крупной речевой единицей.
3. Способ и место образования звуков речи. Установление связи между звуком и буквой
(между фонемой и артикулемой с одной стороны, графемой и кинемой – с другой).
Сравнение букв кинетического сходства (и-у, о-а, б-д).
4. Гласные звуки и буквы.
5. Совершенствование фонематического слуха, анализа и синтеза. Лексика по темам:
6. «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Обувь».
7. Согласные звуки и буквы.
8. Выделение фонем как специфического обобщения смыслоразличительных признаков
звука, соотнесение с буквой.
9. Слогообразующая роль гласных. Уяснение слогового принципа. Звуковой и слоговой
анализ структуры слов. Лексическое значение слов в зависимости от позиции ударения.
Соотношение звуковой и графической формы слов.
10. Артикуляторные свойства твердых и мягких согласных. Обозначение мягкости
согласных гласными II ряда и мягким знаком. Лексика по темам: «Окружающий мир»,
«Деревья»,
11. «Дикие животные», «Растения», «Времена года».
12. Дифференциация ы-и после шипящих.
13. Употребление слов со звонкими и глухими согласными, их акустические свойства.
Использование словоизменения и словообразования для проверки сомнительной
согласной. Подбор родственных слов.
14. Обогащение словарного запаса словами-паронимами. Определение смыслового значения
имен-существительных (понятийная и категориальная отнесенность).
15. Различение слов- предметов по вопросам. Изменение слов-предметов по числам.
Лексика по темам: «Режим дня», «Зимние забавы».
16. Использование в речи слов-признаков: явления природы; временные, пространственные
отношения; величина, вкус, цвет, вес, качество. Согласование существительных с
прилагательными в роде, числе. Лексика по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»,
«Дикие животные».
17. Установление смысловой и грамматической связи слов в предложении. Нахождение
главного и зависимого слова.
18. Развитие осознанного, точного употребления существительных, прилагательных,
глаголов в структуре предложения. Лексика по темам: «Времена года», «Деревья»,
«Одежда», «Обувь», «Дикие и домашние животные».
Коррекция нарушений письменной речи 4 класс
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Отличие и сходство устной и письменной речи. Формы. Назначение.
Дифференциация
понятий
звук-буква,
слог-слово,
слово-словосочетание,
словосочетание-предложение. Синтаксическая основа предложения.
Логическая связь в предложении. Предложение – законченная мысль.
Гласные и согласные звуки и буквы. Акустические и артикуляторные свойства.
Употребление гласных II ряда для обозначения мягкости согласных. Совершенствование
фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза. Наблюдение за лексическим
значением слов. Образование семантических полей по темам: «Сад», «Огород», «Лес»,
«Поле».
Употребление мягкого знака в словах различной слоговой структуры в различной
позиционной расположенности.
Составление слов из слогов.
Употребление слов с шипящими согласными, обозначение соответствующими буквами.
Сопоставление гласных звуков и букв после шипящих. Лексика по темам: «Животный
мир», «Растительный мир».
Сопоставление произношения и написания сомнительных согласных на конце слов и
перед гласными в формах одних и тех же слов.
Обогащение словарного запаса родственными словами различных частей речи.
Анализ морфологического состава слова с удвоенными согласными. Расширение
представлений об окружающем мире.
Подбор родственных слов для проверки написания слов с непроизносимыми согласными.
Составление предложений по серии сюжетных картинок. Образование семантических
полей по теме «Улица».
Слогообразующая и смыслообразующая роль гласных звуков в словах. Ритмический
рисунок слов. Составление графических схем. Лексика по темам: «Обитатели водоемов»,
«Водоемы». Использование родственных слов в тексте.
Составление предложений со словами, обозначающими предметы (живые существа,
явления природы, события, качества, состояния).
Употребление в устной и письменной речи слов-признаков. Уяснение смыслового и
грамматического значения. Распространение предложений определениями. Знакомство с
явлениями синонимии, антонимии.
Употребление слов-действий. Грамматическое и лексическое значение глаголов.
Изменение слов-действий по вопросам, по числам, по временам.
Согласование существительного с глаголом. Составление рассказа по серии сюжетных
картин.
Предлог как слово. Его роль в речи. Выделение предлога из потока речи. Употребление
предлога для связи слов в предложении.
Использование окончаний и предлогов для связи слов в предложении. Понимание
падежных форм существительных с предлогами.
21. Составление предложений по опорным словам, по вопросам, постановка данного слова в
определенной форме. Сопоставление частей речи по их роли в предложении и связи с
другими словами.
22. Логическая
связь предложений. Составление рассказов (повествовательных,
описательных).
6. Тематическое планирование с определениемосновных видов учебной деятельности
обучающихся
1 класс Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи
№
1
2
3
4
5
6
7
Тема
Подготовка артикуляционного
аппарата к формированию
артикуляционных укладов.
Звук А.
Звук У.
Звук О.
Звук Ы.
Звук И.
Звук Э.
Кол-во
Основной вид учебной деятельности
часов*
обучающихся
Познакомиться
с
органами
артикуляции. Обучаться ощущать, осознавать,
контролировать, запоминать свои действия.
Выполнять
элементарные
упражнения
артикуляционной гимнастики, массаж лица.
Запомнить названия органов речи, движений
языка, губ. Изменять названия органов речи и
частей лица по числам. Упражняться в
развитии сенсорных функций, слухового
восприятия.
Воспроизводить
ритмы.
Воспроизводить слоговые ряды.
8
Коррекция дыхания,
голоса,
интонационно-мелодической
стороны речи.
Выполнять упражнения на дутье (свистулька,
дудочка, шарик, вата, вертушка). Различать
носовой и ротовой выдох. Формировать
речевое дыхание, направлять воздушную
струю посерединеязыка. Воспроизводить ритм
и оттенки речи (удивление, грусть, радость),
повышать и понижать голос. На материале
сказок: «Три медведя»,
«Колобок»,
«Репка».
Образовывать
прилагательные
(настроение)
от
существительных. Упражняться в развитии
общей и мелкой моторики, зрительнокинестетических ощущений
9
10
11
Уточнение и закрепление Б, Б*.
Уточнение и закрепление П, П*.
Уточнение и закрепление М,
М*.
Уточнение и закрепление Т, Т*.
Уточнение и закрепление Д, Д*.
Уточнение и закрепление Н, Н*.
Уточнение и закрепление В, В*.
Уточнение и закрепление Ф, Ф*.
Выполнять
точные
движения
органов
артикуляции, направлять воздушную струю.
Правильно произносить опорные звуки.
Выделять звук в звуковом потоке, в слогах, в
начале слов. Изменять слова по числам.
Согласовывать
слова-предметы
с
действиями по теме
«Игрушки»,
«Учебные
вещи».
Упражняться в развитии кинестетических
ощущений.
Коррекция
нарушений
произношения свистящих.
Автоматизация
поставленных
Принимать правильную артикуляционную
позу для постановки звуков С, Сь, З, Зь, Ц.
Произносить звук изолированно, в прямых
12
13
14
15
16
17
звуков в разных слоговых
структурах,
в
словах,
во
фразовой речи.
18
Коррекция
нарушений
произношения
шипящих
звуков.
Автоматизация поставленных
звуков в разных слоговых
структурах, в словах, во
фразовой речи.
2 класс
№ Тема
слогах (С,Сь,З, Зь) и обратных (Ц), между
гласными, со стечением согласных, в одно-и
двусложных словах. Различать правильное и
неправильное
произношение
свистящих.
Согласовывать существительные с глаголами
по темам:
«Осень», «Продукты питания»,
«Домашние птицы», «Игрушки».
Закреплять правильное произношение звуков
в слогах, словах (в начале, середине, конце,
при стечении согласных), фразовой речи.
Принимать правильную артикуляционную
позу для постановки звуков Ш, Ж, Щ, Ч.
Произносить звук изолированно, в прямых
слогах (Ш, Ж,) и обратных (Щ, Ч), между
гласными, со стечением согласных, в одно-,
двух-,
трехсложных
словах.
Различать
правильное и неправильное произношение
шипящих. Согласовывать существительные с
глаголами по темам:
«Продукты питания», «Домашние птицы»,
«Игрушки».
Закреплять правильное произношение звуков в
слогах, словах (в начале, середине, конце, при
стечении согласных), фразовой речи.
Основной вид учебной деятельности
обучающихся
Колво
часов*
1
Подготовка
артикуляционного
аппарата
к формированию
артикуляционных
укладов.
Продолжить знакомство с органами артикуляции.
Обучаться ощущать, осознавать, контролировать,
запоминать свои действия. Выполнять элементарные
упражнения артикуляционной гимнастики, массаж
лица. Запомнить названия органов речи, движений
языка, губ. Изменять названия органов речи и частей
лица по числам. Упражняться в развитии сенсорных
функций, слухового восприятия. Воспроизводить
ритмы. Воспроизводить слоговые ряды.
2
Коррекция дыхания,
голоса, интонационномелодической стороны
речи.
Выполнять упражнения на дутье (свистулька, дудочка,
шарик, вата, вертушка). Различать носовой и ротовой
выдох. Формировать речевое дыхание, направлять
воздушную струю посередине языка. Воспроизводить
ритм и оттенки речи (удивление, грусть, радость),
повышать и понижать голос. Упражняться в развитии
общей и мелкой моторики, зрительно-кинестетических
ощущений.
3
Коррекция нарушения
произношения
заднеязычных звуков
К, Г, Х.
Автоматизация
поставленных звуков в
разных
слоговых
структурах, в словах,
во фразовой речи.
4
Коррекция нарушений
произношения соноров
Н, М, Р, Л.
Автоматизация
поставленных звуков в
разных
слоговых
структурах, в словах,
во фразовой речи.
5
Отработка
поставленных звуков
6
7
Дифференциация
звуков в речи
Дифференциация с-з.
8
Дифференциация ш-ж.
9
Дифференциация с-ш.
10
Дифференциация з-ж.
11
Дифференциация с-ц.
12
Дифференциация ч-щ.
13
14
Дифференциация ш-щ.
Дифференциация л-р
15
Дифференциация л'-р'
16
Дифференциация л'-i
Отрабатывать движения и положения органов
артикуляционного
аппарата.
Создавать
артикуляционную базу данного звука, добавлять
воздушную струю и голос. Подражать звукам
окружающего мира, голосам животных.Упражняться в
образовании новых связей и затормаживание
неправильно сформированных. Отрабатывать
предложные формы существительных. Подбирать
слова
по
графическим
схемам.
Составлять
предложения по предметным и сюжетным картинкам.
Читать и составлять доступные одно-, двусложные
слова.
Закреплять правильное произношение звуков в слогах,
словах (в начале, середине, конце, при стечении
согласных), фразовой речи.
Закреплять правильное звукопроизношение звуков в
слогах (прямых, обратных, между гласными, со
стечением согласных). Анализировать 1-2 сложные
слова по звукослоговому составу. Подбирать слова к
графическим схемам. Изменять существительные по
числам и падежам. Упражняться в совершенствовании
зрительного и слухового восприятия.
Закреплять правильное произношение звуков в словах
(в начале, середине, конце, при стечении согласных).
Упражняться в изменении слов по числам, родам и
падежам. Упражняться в самоконтроле за речью и
активизации речевой активности по темам: «Одежда»,
«Обувь», «Мебель», «Посуда», «Овощи и фрукты»,
«Школа. Учебные вещи».
Закреплять правильное произношение звуков во
фразовой речи на различном речевом материале
(чистоговорки,скороговорки).
Выделять звуки из слов в любой позиции.
Сравнивать по артикуляции и звучанию.
Дифференцировать звуки в словах и определять
место в слоге, слове.
Четко
повторять
пословицы,
скороговорки.
Составлять
распространенные
предложения,
используя
грамматические
связи
словсогласование,
управление,
примыкание
и
лексическую тему «Мир людей». «Профессии».
Писать под диктовку доступный текст, дифференцируя
оппозиционные согласные.
3 класс
№
Тема
1
Диагностика навыка
письма
2
Артикуляция гласных
звуков
Слогообразующая роль
гласных.
3
Согласные звуки.
4
Сравнение
пар
слов,
отличающихся
одним
звуком,
последовательностью
или
количеством звуков в слове
5
Преобразование слогов в
слова.
6
Употребление и написание
прямых и обратных слогов.
7
Употребление и
открытых
и
слогов.
Уточнение
состава слов со
согласных.
8
9
написание
закрытых
звукового
стечением
Различение слогов и слов
со звонкими и глухими
согласными
Основной вид учебной деятельности
Кол-во
обучающихся
часов*
В зависимости от уровня сформированности
навыка письма списывать с печатного или
письменного шрифта, писать под диктовку
буквы, слоги.
Знать
понятия:
голос,
шум,
преграда.
Совершенствовать
тактильные
и
кинестетические
ощущения.
Использовать
гласные при образовании слогов и слов разной
структуры. Развивать слуховое внимание,
расширять его объем,
концентрацию, переключение.
Знать акустическими и артикуляционными
свойствами согласных. Сравнивать слова,
сходные по звучанию, составлять с ними
двусоставные предложения, словосочетания.
Совершенствовать зрительное и слуховое
восприятие.
Сравнивать звуковую оболочку слов, их
значение. Устанавливать грамматическую связь
слов в предложении. Развивать мыслительные
процессы анализа, синтеза,
сравнения, обобщения.
Конструировать слова из слогов по графической
схеме и без неё, наблюдать за их лексическим
значением
в
контексте.
Дописывать
предложения. Изменять существительные по
числам и падежам. Устанавливать смысловые и
грамматические связи слов в предложении на
основе вопросов. Формировать логическое
мышление.
Осуществлять звукобуквенный анализ слов,
типа: луг-плуг, вол-волк. Согласовывать
существительное с
глаголом,
существительное
и
прилагательным.
Формировать речеслуховую память.
Сравнивать звуки по артикуляции, соотносить
их с буквами. Осуществлять звукослоговой
анализ и синтез слов различной слоговой
структуры, слов- паронимов. Закреплять формы
словоизменения
и
словообразования
в
словосочетаниях
и
предложениях.
Совершенствовать слуховое восприятие и
активизировать произвольное внимание.
Списывать предложения с рукописного шрифта
и дополнять словами по предметным
картинкам.
10
Твердые и мягкие
согласные
Различение гласных.
11
Различение
оппозиционных
звуков
12
Деление слов на слоги с
буквами и,й.
13
Различение
оптически
сходных
букв
и
акустически
близких
звуков
14
Преобразование
односложных
слов
в
двусложные.
15
Анализ слов со стечением
в начале, середине, конце.
Уяснить дополнительную артикуляцию (подъем
средней части языка к небу) для образования
мягких согласных и смыслоразличительные
признаки фонем и их влияние на лексическое
значение слова. Писать слоги, слова-паронимы,
имена собственные,
обозначая
мягкость
гласными II ряда. Согласовать существительное
с глаголом,
существительное
с
прилагательным, употреблять
существительные с предлогами.
Выделять звуки из слов. Сравнивать по
артикуляции и звучанию. Узнавать звук на фоне
слова. Дифференцировать в чтении и
написании.
Составлять
предложения
по
предметной и сюжетной картинке. Отвечать на
вопросы. Осуществлять умственные операции
по различению фонем,активировать слуховое
внимание,
мыслительные
процессы анализа, синтеза,
сравнения.
Дифференцировать гласный И и согласный Й
по
артикуляционным
и
акустическим
признакам. Обогащать словарь междометий,
местоимений, прилагательных. Образовать
существительные
единственного
и
множественного
числа,
в
согласовать
существительные с прилагательными по
темам «Фрукты и ягоды».
Упражняться в звукобуквенном анализе слов,
их согласовании в числе, с предложными
формами существительных тем «Школа»,
«Дом», «Улица». Формировать графические
навыки, зрительный контроль, фонематический
слухи восприятие. Составлять слова из слогов
и
конструировать предложения.
Осуществлять звуко-слоговой анализ слов,
усложнять слоговую структуру, сравнивать
лексическое
значение
слов,
подбирать
графическую схему. Образовывать родственные
слова на темы: «Мебель»,
«Посуда».
Писать
с
проговариванием.
Составлять
предложения по сюжетным картинкам, согласуя
слова по темам «Одежда»,
«Обувь»,
Выделять
ведущее
слово
в
словосочетании.
4 класс
№
Тема
1
Предложение.
2
Звуки и буквы.
3
Дифференциация
кинетически сходных
букв
4
Гласные звуки и буквы.
Слогообразующая роль
гласных.
5
Ударение
разной
структуры.
6
Звук и буква в ударной и
безударной позиции.
7
Различение твёрдых и
мягких согласных
8
Мягкий знак на конце и в
середине слов.
в
Основной вид учебной деятельности
Кол-во
обучающихся
часов*
Сопоставлять
предложения
и
слова.
Устанавливать смысловые
связи слов в
предложении.
Обозначать
границы
предложений. Выделять предложения из текста.
словах
слоговой
Фиксировать внимание на движениях органов
артикуляционного аппарата, на наличии и
отсутствии преграды, участии голоса и шума.
Закреплять связь между звуком и буквой.
Осуществлять звуко-буквенный анализ слов
(последовательный,
количественный,
позиционный) по темам: «Ягоды», «Грибы».
Сравнивать кинетически сходные буквы.
Образовывать слова с помощью приставок и
суффиксов и
наблюдать за изменением
лексического значения слов по теме «Дикие и
домашние животные».
Уяснить понятия: голос, шум, преграда.
Совершенствовать
тактильные
и
кинестетические ощущения. Использоватьгласные
при образовании слогов и слов.Уяснить слоговой
принцип письма и чтения. Отрабатывать слоговое
проговаривание.
Изменять существительные по числам.
Анализировать слова по звуко-слоговойструктуре.
Наблюдать за изменением лексического значения
слов-паронимов.
Дописывать
предложения
подходящими по смыслу словами на материале
темы «Мир
животных и птиц».
Практическим образом уяснить несоответствие
звуковой и графической форм слов сбезударными
гласными в корне. Практически проверять
гласную, изменяя существительные по числам.
Уяснить дополнительную артикуляцию (подъем
средней части языка к небу) для образования
мягких
согласных.
Упражняться
в
слухопроизноситьной дифференциации твердых и
мягких: изолированно, в слогах, словах. Писать
слоги, слова, слова-паронимы, обозначая мягкость
гласными II ряда. Составлять словосочетания и
предложения по темам:
«Дом», «Одежда», «Обувь», «Приборы».
Наблюдать за произношением мягких согласныхи
обозначением их на письме. Составлять
предложения по предметным картинкам с
использованием действий в неопределенной
форме, названий месяцев, числительных.
9
Гласные после шипящих.
Сочетания жи-ши, чаща,чу-щу.
10
Дифференциация
звонких и глухих
согласных
11
Парные согласные на
конце слов.
12
Дифференциация
акустически
сходных фонем
13
Коррекция лексикограмматического
строяречи
14
Предлоги
Различать звуки по акустическим впечатлениям.
Дифференцировать
звуки
и
буквы
для
обозначения после шипящих. Употреблять
распространенные предложения, отвечать на
вопросы по темам:
«Дикие животные»,
«Зимующие птицы», «Растения», «Деревья».
Различать
звонкие-глухие
согласные,
их
акустические и артикуляционные признаки.
Анализировать звуковой состав слов- паронимов,
уяснить их значение. Составлять предложения по
опорным
словам,
смысловым
вопросам.
Совершенствовать слуховое восприятие.
Различать в произношении и написании
сомнительную согласную, проверять её путем
изменения
формы
слов
и
явлений
словообразования. Изменять существительные
по числам. Образовывать слова с помощью
суффиксов. Подбирать родственные слова.
Составлять
простые
распространенные
предложения.
Выделять звуки из слов в любой позиции.
Сравнивать по артикуляции и звучанию.
Дифференцировать звуки в словах и определять
место в слоге, слове. Четко повторять пословицы,
скороговорки. Составлять распространенные
предложения, используя грамматические связи
слов- согласование, управление, примыкание и
лексическую тему «Мир людей». «Профессии».
Писать
под
диктовку
доступный
текст,
дифференцируя оппозиционные согласные.
Выделять слова-предметы в тексте. Различать их
по вопросам кто?, что? и использовать их в
написании имен собственных и нарицательных.
Употреблять в речи в различных формах в
зависимости от связи с другими словами.
Распознавать слова-действия по вопросам.
Согласовывать глаголы с существительными.
Образовывать приставочные глаголы, раскрывать
лексическое значение глаголов для точного
выражения мысли. Изменять глаголы по
временам. употребляя их с наречиями «сейчас»,
«вчера», «завтра», по лексической теме «Режим
дня».
Уточнять
пространственные
представления,
выражать их посредством данной категории
служебных слов. Уяснить схемы предлогов.
Составлять словосочетания и предложения,
списывать их, вставляя подходящие по смыслу
предлоги с опорой на сюжетные картинки по
темам:
«Растения и
животные весной»,
«Насекомые».
* определяется индивидуально, в зависимости от степени речевых нарушений.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности по курсу
1. Абрамова Н.А. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. Волгоград,
«Учитель», 2013.
2. Аманатова М.М., Андреева Н.Г., Тосуниди О.М. Справочник школьного логопеда.
Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009.
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.
М., 2011.
4. Жукова Н.С. Уроки логопеда. М., «Эксмо», 2007.
5. Жукова Н.С. Я пишу правильно. М., «Эксмо», 2006.
6. Зубарева Л.В. Коррекция письма. Волгоград, «Учитель», 2008.
7. Зубарева Л.В. Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших
школьников. Волгоград, «Учитель», 2011.
8. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. М., 2006.
9. Комарова Л.А. Автоматизация звука. Рабочие тетради. М., 2008.
10. Кравченко Н. Словечки на крылечке. СПб-М., 2015.
11. Мазанова Е.В. Программа по преодолению нарушений письменной речи. М., ГНОМ и
Д, 2007.
12. Основы логопедии. Под ред. Волосовец Т.В. М., 2000.
13. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., «Владос», 2010.
14. Резниченко Т.С. Занимательный букварь. М., «Гном и Д», 2009.
15. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2010.
16. Рыбина А.Ф. Коррекция устной и письменной речи у детей 6-8 лет. Волгоград,
«Учитель», 2008.
17. Стронская И.М. Контрольные диктанты с подготовительными упражнениями (Тексты
на все темы учебной программы с грамматическими заданиями). СПб, «Литера», 2013.
18. Ткаченко Т.А. Символика для речевого развития. М., «Эксмо», 2006.
19. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. М., 2010.
Печатные пособия: учебники по русскому языку и чтению, развитию речи; кассы букв,
слогов; разрезные азбуки; альбомы с предметными и сюжетными картинками; картинные
лото; альбомы с картинками для исследования звуков;
Игры и игрушки: настольные игры (кубики, мозаика, лото); игрушки, предназначенные
для развития дыхания; наборы игрушек, предназначенные для развития и обогащения
словарного запаса;
Технические средства обучения: компьютер с программным обеспечением, CD-диски с
речевыми играми.
Мебель и оборудование: парты, стол, стул, шкаф для пособий, классная доска, зеркала
(настенное, настольные для индивидуальной работы), умывальник.