Утверждено приказом директора МБОУ «СОШ№10» от 10.03.2021 № 17-од ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение «О порядке обучения по индивидуальному учебному плану в образовательной организации» (далее – Положение) разработано на основании: 1.1.1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 1.1.2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 1.1.3. Устава школы, утверждённого приказом Управления образования Артемовского городского округа от 04 февраля 2019 года № 28. 1.2. С учетом возможностей и потребностей личности общеобразовательные программы могут осваиваться по индивидуальному учебному плану. Обучение по индивидуальному учебному плану (далее ИУП) есть вид освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования самостоятельно, под контролем учителя, с последующей аттестацией. 1.3. Обучение по ИУП может быть организовано для учащихся: - для обучающихся с высокой степенью усвоения образовательной программы в целях развития их потенциала и поддержания высокого интереса к учебе; – обучающихся, имеющих трудности в обучении, развитии и социальной адаптации, а также обучающихся, находящихся в сложной жизненной ситуации, в целях обеспечения освоения ими образовательной программы в полном объеме; – обучающихся, не ликвидировавших академическую задолженность, в целях компенсирующего обучения по не освоенным предметам; – обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, при организации обучения на дому в соответствии с заключением медицинской организации; – иных категорий обучающихся. 1 1.4. На обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования. 1.5. Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Применительно к учащимся, имеющим академическую задолженность, это учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована. 1.6. Порядок осуществления обучения по ИУП определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с Уставом, а реализация индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой обучающимся образовательной программы соответствующего уровня в реализуемых организацией формах. 1.7. ИУП составляется на один учебный год, либо на иной срок, указанный в заявлении обучающегося или его родителей (законных представителей) обучающихся об обучении по индивидуальному учебному плану. 1.8. Индивидуальный учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения (если индивидуальный учебный план рассчитан на более чем один год) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. 1.9. При реализации образовательных программ в соответствии с индивидуальным учебным планом могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. 1.10. Данное Положение подлежит опубликованию на официальном сайте образовательной организации. II. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану 2.1. Перевод на обучение по ИУП осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся либо по заявлению совершеннолетних обучающихся. 2.2. Перевод на обучение по ИУП обучающихся, не ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности с момента ее 2 образования, осуществляется представителей) обучающегося. по заявлению родителей (законных 2.3. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется ИУП, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ и др.). 2.4. Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану принимаются в течение учебного года до 15 мая включительно. 2.5. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется приказом директора. 2.6. Обучение по ИУП начинается с начала учебного года. В случаях перевода на обучение по индивидуальному учебному плану в связи с необходимостью ликвидации академической задолженности, а также для ускоренного обучения срок начала обучения по индивидуальному учебному плану устанавливается в приказе, указанном в пункте 2.5. Положения. 2.7. Обучение по индивидуальному учебному плану ведется по расписанию занятий. Расписание занятий по индивидуальному учебному плану с учетом максимально допустимой учебной нагрузки и кадрового потенциала составляет заместитель директора по учебной, утверждает директор. 2.8. Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано в отдельных классах (группах). Наполняемость классов (групп) устанавливается в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. 2.9. Организация обучения по индивидуальному учебному плану осуществляется образовательной организацией, в котором обучается данный обучающийся. 2.10. Обучающиеся по индивидуальному учебному плану обладают всеми академическими правами, предусмотренными законодательством (предоставляется возможность получать необходимые консультации по учебным предметам, литературу из библиотечного фонда образовательной организации, пользоваться предметными кабинетами для проведения лабораторных работ, практических работ, продолжать обучение в образовательной организации в порядке, определенном образовательной организацией и закрепленном в его Уставе). 2.11. Обучающиеся обязаны выполнять ИУП, в том числе посещать предусмотренные ИУП учебные занятия. С учетом желания, способностей обучающемуся могут быть предоставлены свободные помещения классноурочных занятий, изучение отдельных учебных курсов и тем в форме самообразования и других формах, предусмотренных Законом об образовании. 3 2.12. Обучение по ИУП финансируется в порядке, установленном для финансирования освоения образовательной программы соответствующего уровня, в пределах предусмотренных средств. Не допускается взимание платы с обучающихся за разработку и утверждение ИУП, обучение по ИУП, дополнительное оборудование в пределах ИУП. Не допускаются установление более высокой стоимости платных образовательных услуг при условии обучения по ИУП, повышение стоимости платных образовательных услуг при переводе обучающегося на ИУП. 2.13. Перевод обучающегося на ИУП не влечет потерю права на предоставление мер социальной поддержки для обучающегося, в том числе в случаях, когда организация предоставления мер социальной поддержки предусматривает посещение организации. Организация предпринимает меры для обеспечения предоставления таких мер обучающимся по ИУП. III. Разработка Индивидуального учебного плана. 3.1. ИУП изменяет последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей, практики, иных видов учебной деятельности, формы промежуточной аттестации, предусмотренные учебным планом образовательной программы соответствующего уровня, с целью обеспечения индивидуализации содержания образовательной программы и ее освоения с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающегося. 3.2. ИУП обеспечивает достижение результатов, предусмотренных образовательной программой. Перечень и трудоемкость учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей, практики, иных видов учебной деятельности допускается изменять в случае, если это не приведет к несоответствию образовательных результатов разработанной образовательной программы. 3.3. Допускается включение в ИУП времени, отведенного в первую очередь на конструирование выбора обучающегося, его самоопределение и педагогическое сопровождение этих процессов. Могут быть выделены часы на консультирование с психологом, учителем, руководителем организации. 3.5. В ИУП могут быть также отражены различные формы организации учебных занятий, формы промежуточной аттестации в соответствии с методическими системами и образовательными технологиями, используемыми организацией. 3.6. Решения, которые организация обязана предоставить обучающемуся в пределах ИУП по запросу обучающихся (его родителей, законных представителей): изменение последовательности и распределения по периодам обучения, предоставление права самостоятельного изучения, 4 предоставление углубленного изучения в пределах имеющейся трудоемкости (без дополнительных материально-технических ресурсов), включение в перечень дополнительного элективного предмета при условии самостоятельного изучения. 3.7. Остальные решения образовательная организация вправе предоставлять при наличии возможности организовать ИУП без изменения финансовой основы обучения, включая предоставление дистанционного освоения части программы, предоставление изучения не включенных в перечень по учебному плану учебных предметов. При отсутствии возможностей организация предлагает обучающемуся другой, возможный для нее вариант ИУП, который был бы направлен на реализацию образовательных запросов и потребностей обучающегося. IV. Требования к индивидуальному учебному плану основного общего образования. 4.1. ИУП на уровне основного общего образования разрабатывается с учётом положений Федерального государственного стандарта основного общего образования 4.2. С целью индивидуализации содержания образовательной программы основного общего образования индивидуальный учебный план основного общего образования может предусматривать: 4.2.1. увеличение учебных часов, отведённых на изучение отдельных предметов обязательной части обязательной части программы основного общего образования; 4.1.3. введение специально разработанных учебных предметов, курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные; 4.1.4. организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся; 4.1.5. иные учебные предметы (с учетом потребностей обучающегося и возможностей образовательной организации) (часть, формируемая участниками образовательных отношений). 4.2. В индивидуальный учебный план основного общего образования входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы: 5 предметные области Русский язык и литература Родной язык и родная литература Математика и информатика Иностранные языки. Второй иностранный язык Общественно-научные предметы «Основы духовнонравственной культуры народов России» Естественно-научные предметы Искусство Технология Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности учебные предметы обязательная часть: Русский язык Литература Родной язык (русский) Родная литература (на русском языке) Математика Алгебра Геометрия Информатика Иностранный язык (английский язык) Второй иностранный язык (немецкий язык) История России. Всеобщая история. Обществознание География «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Физика Химия Биология Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура ОБЖ 4.3. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5 267 часов и более 6 020 часов. 4.5. Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы основного общего образования составляет не более 1 года. 6 V. Требования к индивидуальному учебному плану среднего общего образования 5.1. ИУП на уровне основного общего образования разрабатывается с учётом положений Федерального государственного стандарта среднего общего образования. 5.2. Учебный план определяет: количество учебных занятий за 2 года на одного учащегося не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю). 5.3.Учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов: учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне. 5.4.Формирование учебных планов организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе профилей обучения и индивидуальных учебных планов учащихся, осуществляется из числа учебных предметов из следующих обязательных предметных областей: "Предметная область "Русский язык и литература", включающая учебные предметы: "Русский язык", "Литература" (базовый и углубленный уровни). Предметная область "Родной язык и родная литература", включающая учебные предметы: "Родной язык", "Родная литература" (базовый уровень и углубленный уровень). Предметная область "Иностранные языки", включающая учебные предметы: "Иностранный язык" (базовый и углубленный уровни); "Второй иностранный язык" (базовый и углубленный уровни). Предметная область "Общественные науки", включающая учебные предметы: "История" (базовый и углубленный уровни); "География" (базовый и углубленный уровни); "Экономика" (базовый и углубленный уровни); "Право" (базовый и углубленный уровни); "Обществознание" (базовый уровень); "Россия в мире" (базовый уровень). Предметная область "Математика и информатика", включающая учебные предметы: "Математика"; "Информатика" (базовый и углубленный уровни); Предметная область "Естественные науки", включающая учебные предметы: "Физика" (базовый и углубленный уровни); "Химия" (базовый и углубленный уровни); "Биология" (базовый и углубленный уровни); "Астрономия" 7 (базовый уровень); "Естествознание" (базовый уровень). Предметная область "Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности", включающая учебные предметы: "Физическая культура" (базовый уровень); "Экология" (базовый уровень); "Основы безопасности жизнедеятельности" (базовый уровень). 5.5. В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору учащихся, предлагаемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии со спецификой и возможностями школы и выбором учащегося. 5.6. Индивидуальные учебные планы определяют состав и объем учебных предметов, курсов, а также их распределение по классам (годам) обучения. 5.7. Образовательная организация предоставляет учащимся возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих учебные предметы из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), в том числе интегрированные учебные предметы "Естествознание", "Обществознание", "Россия в мире", "Экология", дополнительные учебные предметы, курсы по выбору учащихся. 5.8. Индивидуальные учебные планы должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "История" (или "Россия в мире"), "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности", "Астрономия". 5.9. В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение учащимися индивидуальных проектов. 5.10. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы основного общего образования составляет не более 1 года. 5.11. Для выбора учащимися 10 – 11-х классов предметов на базовом и углублённом уровне образовательная организация проводит анкетирование учащихся 10-х классов и их родителей (законных представителей), индивидуальные учебные планы подписываются учащимся и родителем (законным представителем). 5.12. Обучающиеся 10 класса имеют право внести изменения в индивидуальный учебный план после первого полугодия (в январе месяце). VI. Текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация, государственная итоговая аттестация 8 6.1. Образовательная организация осуществляет контроль за освоением общеобразовательных программ обучающимися, перешедшими на обучение по ИУП. 6.2. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся, переведенных на обучение по ИУП, осуществляются в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательной организации. 6.3. Государственная итоговая аттестация обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее соответственно - ГИА-9, ГИА-11), переведенных на обучение по ИУП, осуществляется в соответствии с нормами Закона об образовании, Порядком проведения государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. 6.4. К ГИА-9 допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или ИУП (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку. 6.5. К ГИА-11 допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие ИУП (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательным программам среднего общего образования не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение). VII. Порядок принятия и срок действия Положения Срок действия Положения не ограничен. При изменении законодательства в локальный нормативный акт вносятся изменения в установленном законом порядке. 9