Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10»
Свердловская область, г. Артемовский, ул. Пригородная, 2 А
Тел.: 8(343 63)26773, e-mail: artschool10@mail.ru сайт: h https://10art.uralschool.ru/
Утверждена
Приказом директора
МБОУ «СОШ №10»
от 01 октября 2021 № 65/1-од
Программа
«Одарѐнные дети»
МБОУ «СОШ № 10»
на 2021-2025 гг.
Введение
Программа «Одаренные дети» разработана с учетом особенностей современной системы
образования, в соответствии с программой развития образовательного учреждения и является
основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и
развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо
одаренным детям, обучающимся в школе.
Программа содержит алгоритм действий педагогов, администрации, при этом она допускает
вариативные подходы образования.
Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой
рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Концептуальные основы дают
общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на
какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это
позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в школе, начиная с
начальных классов, и разрабатывать методический инструментарий для практического
решения как психологических, так и педагогических задач. Это, прежде всего цели и
содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.
Цель: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных детей.
Задачи:
- на этапе поступления в школу выявить уровень творческих и индивидуальных
возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;
- разработать систему диагностических исследований для определения интересов,
способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
- определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы,
способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
- организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных
детей;
- проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады,
интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков,
предметные КВН и др.);
- совместно с родителями (законными представителями) поддерживать талантливого ребенка
в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые
столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты,
праздники, посещение кружков и секций по способностям).
Пояснительная записка
Проблема работы с одаренными обучающимися чрезвычайно актуальна для современного
российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В связи с этим
современная школа должна соответствовать следующим требованиям:
- школа должна давать современное образование;
- в школе должны быть порядок и дисциплина, должны преподавать
высококвалифицированные и интеллигентные педагоги, в школе должны быть свои традиции;
- дети должны учиться в уютной школе;
- в хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в
системе дополнительного образования.
Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается
путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных
классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять
одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из
круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся
возможностей.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в
организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и
задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого
ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от
сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и
воспитания.
Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека.
Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще
сложную, творческую.
Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной
(спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение
анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).
Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности
воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и
заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.
Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных
программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой
категории обучающихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.
Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие
дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они
развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.
Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в
девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.
Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую
образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого
ребенка, а учителя, работающие в 5-11 классах должны продолжать начатую работу по
сохранению и развитию способностей обучающихся.
В структуру программы входят следующие разделы:
1. Паспорт программы
Наименование программы
«Одаренные дети»
-Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
-Федеральная целевая программа развития
Основания для разработки образования;
программы
-Конвенция о правах ребенка;
-Федеральные государственные образовательные
стандарты второго поколения;
-Санитарно-эпидемиологические правила СанПин.
Цель программы
Создание условий для выявления, поддержки,
обучения, воспитания и развития индивидуальных
задатков одаренных детей
Срок
реализации
2021 - 2025 годы
программы
Исполнители
основных
Педагогический коллектив школы
мероприятий программы
Обучающиеся, родители (законные представители)
Соисполнители
обучающихся
- увеличение числа одаренных детей, которым
оказывается поддержка;
- создание индивидуальных образовательных
Ожидаемые
конечные программ;
результаты программы
- повышение квалификации педагогов, работающих
с одаренными детьми;
- совершенствование системы работы с одаренными
детьми
Контроль в рамках программы осуществляет
Система
контроля администрация школы и методический совет.
исполнения программы
Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях
педагогического совета, родительских собраниях.
2. Актуальность проблемы
Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал.
Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать.
Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Формы проявления
способностей могут быть разные: явная, скрытая одаренность.
Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой
восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная,
доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от
умственного труда. При благоприятном варианте развития познавательная потребность
проходит три уровня:
-потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);
-развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению
конкретного предмета (младший и средний школьный возраст);
-познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования,
профессиональное определение (старший школьный возраст).
Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет
способности в неразвитом, зачаточном состоянии.
С целью решения проблемы при работе с одаренными детьми определены основные
направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей (организация
учебного процесса):
-нестандартные уроки, деятельностный тип обучения, обучение самооценке, самоанализу,
самоконтролю, развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее
изученного на новую ситуацию;
-работа с дополнительной литературой, обдумывание и размышление, высказывание своего
мнения, нестандартные задания;
-выставка творческих работ одаренных детей; развитие творческих способностей
обучающихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету; участие
детей в олимпиадах, конкурсах;
-обеспечение базового дополнительного образования: работа кружков;
-осуществляется традиционное психолого-педагогическое сопровождение и поддержка
детей, начиная с начальных классов, выявление детей для более углубленных индивидуальных
исследований, системное диагностирование психологом;
Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в
организации работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих
противоречиях:
-между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации
работы с одаренными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы
для ее осуществления в школе;
-между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одаренных
детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;
-между огромными потенциальными возможностями развития одаренного ребенка и
несоответствием общего уровня культуры;
-между специфичностью и проблемностью развития одаренных детей и недостатком
психолого-педагогических знаний учителей и родителей (законных представителей).
Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном
подходе к проблеме.
Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического
коллектива школы, родителей (законных представителей) обучающихся и общественности к
проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации
этого важного направления в деятельности школы. Реализация программы «Одаренные дети»
позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный
уровень.
1. Концептуальные основы. Общая стратегия решения проблемы.
Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи,
поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более
свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом
социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.
При разработке программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы
следующие концептуальные понятия.
Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими
функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной,
академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).
Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или
потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или
нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют
генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере
определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря
среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Ведущим компонентом одаренности является мотивационный.
Познавательная способность занимает в структуре одаренной личности доминирующее
положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью.
Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных, состоит именно
в различии уровня силы и доминирования мотивации. Именно благодаря более высокому
уровню мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем
другая, имеющая порой более высокий уровень способностей.
При разработке теоретических основ программы «Одаренные дети» в качестве исходных
были использованы следующие концептуальные положения:
Концепция «возрастной одаренности» (Н.С.Лейтес), согласно которой необычные
возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого
уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. Наиболее
продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в младшем школьном
возрасте рассматривается и развивается как некая общая, универсальная способность.
Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека (А.М.Матюшкин),
согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого потенциала,
выражающийся, прежде всего в высокой познавательной и исследовательской активности.
Динамическая теория одаренности (Ю.Д.Бабаева), в которой акцентируется внимание, вопервых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, вовторых – на оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров,
затрудняющих ее проявление и развитие и / или приводящих к феномену диссинхронии.
Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И.Панов) Одаренность в этом случае
рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека.
Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной
среды развивающего (творческого) типа.
Одаренность может проявляться:
-как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае
подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей
составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей;
-как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а
потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
-как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по какимто причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но
существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой
одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной
педагогики и психологии:
1.
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно
самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи
с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми
рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели
образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы
педагогического процесса и материальная база.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и
творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода
предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития
задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие
развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации
деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания,
труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и
планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и
оценке результатов деятельности.
4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как
системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им
культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых
элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет
собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой
личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы
решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и
прогнозирование деятельности.
4. Основные цели и задачи программы.
Основная цель программы «Одаренные дети» заключается в создании условий для
выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных
детей МБОУ «СОШ № 10», а также в создании среды, способствующей формированию и
максимально полной реализации творческих способностей в различных областях науки и
искусства.
Задачами данной программы являются:
-обеспечение условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его
интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной
социокультурной
среды,
культурно-информационного
пространства, организацию
индивидуальной деятельности с одаренными детьми в базовых группах, предоставление
возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуальнотворческие мероприятия разного уровня;
-адаптация одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям;
воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет
реализовать свой потенциал, исходя из своих интересов;
-«конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность
у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса;
-учет индивидуальности каждого обучающегося, выработка его индивидуальной траектории
развития, раскрытие творческого потенциала;
-разработка системы диагностики одаренных детей, обеспечение информационнометодического и программного сопровождения, кадровых условий для работы с одаренными
детьми;
-обеспечение нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную
социально-педагогическую работу с одаренными детьми.
5. Стратегические направления программы
- Создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми (внедрение передовых
образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование
банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально- технической базы).
- Методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня
профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих
с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение программы).
- Мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных и одаренных детей в
школьных, муниципальных, республиканских мероприятиях)
Подготовительная работа – нацелена на создание единой программы работы с одаренными
детьми.
Психолого-педагогическое – обеспечивает создание подсистемы диагностики одаренности
учащихся и организацию эффективного функционирования этой системы.
Научно-методическое и образовательное – осуществляет апробацию и внедрение
методических разработок в психолого-педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее
эффективных технологий работы с одаренными детьми. Переподготовка кадров.
Ориентирование внеклассной работы на участие в ней одаренных детей. Организация
разнообразных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций.
Социально-экономическое – осуществляет поддержку одаренности через организацию
конкурса «Ученик года».
В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы:
1. Координационное направление:
-организация работы всего коллектива школы;
-интеграция в рамках данного направления деятельности начальной и средней школы,
учреждений дополнительного образования;
-обеспечение нормативно-правовой базы;
-ресурсное обеспечение;
-контроль и анализ деятельности.
2.Диагностическое направление:
-формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;
-проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей;
-проведение диагностики одаренных детей;
-диагностика условий обучения и развития одаренных детей;
-создание банка данных «Одаренные дети школы».
3.Кадровое направление:
-определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;
-повышение квалификации педагогов на разных уровнях;
-оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам;
-создание творческой группы учителей, работающих с одаренными детьми;
-создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
4.Развивающее направление:
-создание образовательной среды для развития одаренных детей;
-организация работы кружков различной направленности;
-создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах, конференциях и других
интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;
-обеспечение материально-технической базы;
-создание системы психологического сопровождения одаренных детей;
-использование информационно-коммуникационных технологий.
5.Информационное направление:
-привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного
управления средств массовой информации к проблемам одаренных детей;
-организация работы библиотеки;
-создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;
-информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.
6. Этапы реализации
Реализация программы «Одаренные дети» рассчитана на 4 года: с 2021 по 2025 г.г.
Первый этап – диагностико-организационный – предполагается реализовать в 2021-2022
учебном году. Он включает в себя:
-создание нормативно-правовой базы;
-обеспечение материально-технической базы;
-создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации
программы;
-изучение контингента обучающихся школы с целью выявления типов одаренных детей,
анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
-отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
-создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, учреждений
дополнительного образования, общественных объединений;
-организация информационно-методического обеспечения и повышения психологопедагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;
-разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана,
дополнительного образования.
Второй этап – организационно-практический, этап реализации (2022-2025 гг.) – связан с
непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных
выше направлениях. На этом этапе планируется:
-отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого
ребенка;
-отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными
детьми;
-углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
-методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование
профессионального мастерства педагогов;
-отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ,
коррекция;
-систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное
проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
-пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных
образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;
-психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных
детей.
Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется
провести на третьем этапе в 2025 году (рефлексивно-обобщающий или итоговоаналитический, этап). На этом этапе предполагается:
-сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
-мониторинг личных достижений обучающихся;
-анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;
-создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и средней школы;
-определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и
разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
6. Формы работы с одаренными детьми
-индивидуальный
подход на уроках,
использование
в
практике
элементов
дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
-дополнительные занятия с одаренными обучающимися, подготовка к олимпиадам,
интеллектуальным играм, консультации по возникшим проблемам;
-участие в школьных и муниципальных олимпиадах по предметам (математика, русский
язык, английский язык, литература и др.);
-психологические консультации, тренинги, тестирование;
-конкурсы, интеллектуальные игры, спортивные соревнования;
-посещение творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
-использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные
игры, электронная энциклопедия);
-создание детских портфолио.
7. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
-принцип создания комфортных условий для совместной работы обучающихся и учителя;
-принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной
личности;
-принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного
процесса;
-принцип свободы выбора обучающимися творческих кружков, спортивных секций;
-принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
8.Участники реализации программы
-директор школы;
-руководители школьных МО;
-обучающиеся;
-родители;
- (законные представители) обучающихся.
Ожидаемые результаты
Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных
программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия школы с
учреждениями дополнительного образования, родителями (законными представителями)
обучающихся.
Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов
одаренности.
Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными
к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской
деятельности.
Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
8. План реализации направлений программы «Одаренные дети» на 2020-2025
годы
№
п/п
Основные направления
Сроки
Исполнители
Подготовительная работа
1
Формирование банка данных
«Одаренные дети»:
- Выявление, поддержка и развитие
творческих способностей одаренных
учащихся школы;
- Проведение мониторинга условий и
результатов учебной деятельности и участия
в олимпиадном движении;
-Проведение мониторинга условий и
результатов внеурочной
деятельности, достижений учащихся
2021-2022
Руководители ШМО
2
Развитие взаимодействия с семьей
одаренного ребенка
2021-2022
Классные руководители
3
Создание информационной системы
дополнительного образования детей,
включая: банк данных образовательных
программ дополнительного образования
2021-2022
Классные
руководители
4
Разработка индивидуальных
образовательных программ в соответствии
с особенностями одаренного ребенка
2021-2022
Творческие учителяпредметники
Учителя
Научно-методическое и образовательное направление
1
Создание системы дополнительного
образования как условия для саморазвития и
самореализации
2021-2022
Администрация школы
2
Создание системы психолого-медикосоциального сопровождения
2021-2022
Администрация школы
3
Апробация и внедрение диагностического
инструментария выявления одаренных детей
2021-2022
Классные руководители,
учителя-предметники
4
Апробация и внедрение программ развития и
поддержки одаренности
с 2021 года
Администрация школы,
учителяпредметники
5
Создание и ведение банка данных,
включающее сведения о детях разных типов
одаренности и талантливости,
образовательных программах обучения
одаренных детей, кадровом обеспечении
процесса
2021-2024
Методический совет
6
Повышение квалификации кадров,
работающих с одаренными детьми
2021-2022
Администрация
7
Создание нормативной, материальнотехнической, методической базы
2021-2022
Администрация
8
Организация семинара «Одаренность как
психолого-педагогическая проблема»
2021-2022
Администрация
9
Целенаправленная работа с родителями
по проблемам детской одаренности, способам
ее поддержки и развития
2021-2022
Классные руководители
10
Участие педагогов в научных, научнопрактических конференциях разного уровня
по проблемам одаренности ребенка
2021-2022
Администрация
11
Привлечение внимания общественности
к потребностям одаренных учащихся
2021-2022
Родительский
комитет
12
Создание информационной базы
по проблемам одаренности детей
2021-2022
Администрация
2021-2023
Педагоги школы
2021-2023
Зав. библиотекой, педагоги
2021-2024
Администрация
13
14
15
Использование материалов российских
сайтов в Интернете, посвященных проблемам
одаренных детей
Оперативный сбор и оформление,
распространение материалов по рубрикам:
- опыт педагогической работы с одаренными
детьми;
- родительские заметки об особенностях
воспитания и развития одаренных детей, а
также о проблемах, с которыми им придется
сталкиваться
Деятельность методического совета:
- рассмотрение материалов педагогических
исследований по данной проблеме;
- организация апробации методик обучения
школьников
Социально-экономическое
1
2
Создание условий для оказания одаренным
детям социальной, психологической,
медицинской помощи
Создание среды общения, самореализации,
социализации:
- заключение договоров с учреждениями
2021-2024
2021-2024
Директор, родительский
комитет
Директор
13
14
15
образования различного уровня;
- организация и проведение предметных
олимпиад различного уровня;
- организация смотров творческих
достижений;
- организация проектной деятельности;
- организация и совершенствование работы
творческих объединений и спортивных
секций различной направленности
Использование материалов российских
сайтов в Интернете, посвященных проблемам
одаренных детей
Оперативный сбор и оформление,
распространение материалов по рубрикам:
- опыт педагогической работы с одаренными
детьми;
- родительские заметки об особенностях
воспитания и развития одаренных детей, а
также о проблемах, с которыми им придется
сталкиваться
Деятельность методического совета:
- рассмотрение материалов педагогических
исследований по данной проблеме;
- организация апробации методик обучения
школьников
Учителя-предметники
2021-2024
Педагоги школы
2021-2024
Зав. библиотекой, педагоги
2021-2024
Администрация
Организация и функциональное обеспечение программы
1. Общее руководство за разработкой и реализацией программы осуществляет директор
школы.
2. Обеспечивает реализацию программы директор школы
- организация;
- координация;
- контроль.
3. Функциональные обязанности учителей, работающих с одарѐнными детьми:
- организация и проведение занятий с одарѐнными детьми;
- разработка рабочих программ для работы с одарѐнными детьми;
- мониторинг результативности занятий с одарѐнными детьми;
- подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах школьного, муниципального,
регионального уровня.
- контроль выполнения рабочих программ и их практической части;
4. Организация и содержание учебного процесса
- ориентирование на достижения в области гуманитарных и естественно-научных знаний;
- ориентирование на участие в научно-исследовательской деятельности обучающихся.
- внедрение современных
педагогических
технологий,
оптимизирующих
и
интенсифицирующих учебный процесс;
-учѐт особенностей индивидуального развития одарѐнных детей, их интересов и склонностей.
Создание банка данных одаренных детей
Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей.
Приложение 1
I. Портрет одаренного ребенка
Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
Склонен к рискованным действиям.
Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением
общества, предметов.
Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не
казаться другим смешными.
Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
Не конфликтен, не боится отличиться от других.
Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Приложение 2
Родительское исследование (заполняют родители)
У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой
словарный запас (Да / нет)
Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)
Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)
Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)
Он очень любит рисовать (Да / нет)
Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)
Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)
Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)
Чем больше всего
любит заниматься ваш ребенок в свободное время?
С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину.
Приложение 3.
Анкетно-биографические сведения об одаренных детях
(заполняется по образцу в течение учебного года)
№
п/п
ФИО
Год
рождения
Домашний
адрес
Класс
Виды
Участие в
одаренности олимпиадах и
конкурсах.
Результативность
Приложение 4.
Методика диагностики одаренности младших школьников
Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор
педагогического университета
Московского
Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников
(обучающихся 1-2-х классов)
Метод проведения: анкетирование.
Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с
преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются
показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:
математика и техника (1-й столбец листа ответов);
гуманитарная сфера (2-й столбец);
художественная деятельность (3-й столбец);
физкультура и спорт (4-й столбец);
коммуникативные интересы (5-й столбец);
природа и естествознание (6-й столбец);
труд по самообслуживанию (7-й столбец).
Анкета для обучающихся
Запишите свои имя и фамилию
Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о
чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»;
если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь
ответить, оставьте клетку незаполненной.
Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»
Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.
Петь, музицировать.
Заниматься физкультурой.
Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
Собирать технический конструктор.
Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
Самостоятельно рисовать.
Играть в спортивные, подвижные игры.
Руководить играми детей.
Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
Ходить в магазин за продуктами.
Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).
Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
Самостоятельно,
без
побуждений взрослых заниматься различными
видами
художественного творчества.
Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое
мнение).
Ухаживать за домашними растениями.
Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).
считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
Участвовать в постановке спектаклей.
Заниматься спортом в секциях и кружках.
Помогать другим людям.
работать в саду, на огороде, выращивать растения.
Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Приложение 5.
Методика диагностики одаренности младших школьников
Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического
университета
Цель: выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших
школьников (обучающихся 3-4-х классов).
Метод проведения: анкетирование.
Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с
преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются
показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:
интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
творческая (2-й столбец);
академическая (3-й столбец);
художественно-изобразительная (4-й столбец);
музыкальная (5-й столбец);
литературная (6-й столбец);
артистическая (7-й столбец);
техническая (8-й столбец);
лидерская (9-й столбец);
спортивная (10-й столбец).
Приложение 6.
Анкета для учащихся
Запишите свои имя и фамилию
Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов:
«++» - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выработано, проявляется
часто;
«+» - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
«0» - оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечетко, в проявлениях
редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
«-» - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное
оцениваемому.
Вопросы:
Склонен к логическим рассуждениями, способен оперировать абстрактными понятиями.
Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много
разных предметов, людей, ситуаций.
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
Интересуется общением со сверстниками.
Инициативен в общении со сверстниками.
Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит
много времени на то, что нужно запомнить.
Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку,
видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какоголибо конфликта.
Интересуется актерской игрой.
Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых
поделок, игрушек, приборов.
Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в
играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и
т.д.
Хорошо поет.
Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет
основную мысль.
Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
Легко общается с детьми и взрослыми.
Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.
Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально мог бы учиться в более
старшем классе, чем учится сейчас.
Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей,
рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное
отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
Любит чертить чертежи и схемы механизмов.
Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает
недосказанное.
Бегает быстрее всех в классе.
Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение
(украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать
музыку.
Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные
состояния героев, их переживания и чувства.
Склонен передавать чувства через мимику, жесты и движения.
Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин,
механизмов.
Часто руководит играми и занятиями других детей.
Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год
или на два.
Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
Хорошо играет на каком-либо инструменте.
Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что
обычно не умеет делать его сверстники), и в то время не упускает основной линии событий, о
которых рассказывает.
Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением
рассказывает.
Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его
возраста.
Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных
вариантов.
Умеет делать выводы и обобщения.
Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой, клеем.
В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о
чем-то уже знакомом и известном всем.
С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов»
(моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и
т.д.).
Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях
предметов.
Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и
справочники), делает это. Как правило, с большим интересом, чем читает художественные
книги (сказки, детективы и др.).
Может высказать свою собственную оценку произведений искусства, пытается
воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке,
скульптуре.
Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передавать их характер, чувства,
настроения.
Любит игры-драматизации.
Быстро и легко осваивает компьютер.
Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
Физически выносливее сверстников.
Лист ответов
1
2
11
12
21
22
31
32
41
42
51
52
61
62
71
72
3
13
23
33
43
53
63
73
4
14
24
34
44
54
64
74
5
15
25
35
45
55
65
75
6
16
26
36
46
56
66
76
7
17
27
37
47
57
67
77
8
18
28
38
48
58
68
78
9
19
29
39
49
59
69
79
10
20
30
40
50
60
70
80
Приложение 7.
Психодиагностические обследования среди обучающихся
Одним из основных видов поиска одаренных детей являются регулярные
психодиагностические обследования среди учащихся. Диагностическая работа проходит во
время проведения административных контрольных работ, интеллектуальных и
художественных конкурсов: олимпиад, состязаний, турниров, спортивных соревнований и
эстафет.
В качестве диагностического материала планируется использовать:
анкетирование родителей и учителей;
специальную диагностическую систему Гордона для непосредственного обследования
ребенка;
диагностику интеллекта и познавательной сферы ребенка: тест Векслера (вербальная и
невербальная креативность, визуально-моторный Бендер гештальт-тест, уровень
интеллектуального развития);
диагностику видеомоторной коррекции;
вербальный тест Айзенка;
опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
шкалу самооценки «как достичь успеха и не потерять то, что имеешь»;
методику «Интеллектуальная лабильность» или «Умение переключаться»;
методику «Числовые ряды» или «Оценка математического мышления»;
тест «Уровень развития личности» (уровень воспитанности);
тест «Уровень сформированности творческих способностей»;
тесты для интеллектуалов.
Приложение 8.
Система работы учителей с одаренными детьми в урочной деятельности
Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы
усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на
уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в
творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду,
самопознанию.
Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:
совершенствование предметных умений и навыков;
повышение учебной мотивации одаренных детей;
развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;
овладение навыками самоконтроля, самооценки.
Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на
уроках.
Методы:
частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих
заданий, решение нестандартных задач);
исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
проблемный;
проективный.
Формы:
нетрадиционные
уроки
(урок-КВН;
урок-путешествие,
урок-игра,
урок-творческая
мастерская);
классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;
ролевые игры;
консультации.
Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий,
занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные
современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам,
электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебноисследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.
Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость
мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Приложение 9.
Предметные олимпиады
Выявление интеллектуального потенциала детей, определение их творческих способностей
и склонностей к отдельным предметам являются основной ступенью в работе с одаренными
детьми. Большую роль в развитии интереса к предметам играют олимпиады.
Предметные олимпиады – это состязания школьников в разных областях знаний.
Цель олимпиады – повышение уровня знаний и умений одаренных учащихся, развитие и
поддержание интереса к учению, стремления к самореализации, формирование навыков
планирования и самоконтроля.