04.04.2022
Библиотечные уроки
Библиотечные
уроки в начальной школе
Читать – это еще ничего не значит;
что читать и как понимать читаемое –
вот в чем главное дело.
К.Д. Ушинский
Современный человек должен не
только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной
грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и
уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной. Сегодня любой человек
имеет широкий доступ как к традиционным, так и к нетрадиционным источникам
информации, новые возможности для творчества и повышения эффективности
самостоятельной работы.
Основная роль в проведение
библиотечных уроков принадлежит школьным библиотекарям, которые с помощью этих
уроков должны воспитывать независимого библиотечного пользователя. Распространение
библиотечно-библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной
грамотности происходит через различные формы работы школьного библиотекаря:
индивидуальные и групповые консультации, внеклассные мероприятия, экскурсии по
библиотеке и конечно, библиотечные уроки.
Библиотечные уроки – основной вид деятельности школьного
библиотекаря по формированию информационной культуры личности учащегося,
подготовке ребенка к продуктивной самостоятельной работе с источниками
информации.
При проведении библиотечных уроков
обязательно должны соблюдаться определенные требования:
– принцип системного подхода, иначе, несмотря даже на большой объем
сведений, предоставляемый учащимся на этих занятиях, практический результат не
будет удовлетворительным, знания будут носить хаотичный и разрозненный
характер;
– принцип преемственности;
– последовательное усложнение при подаче материала уроков;
– ориентирование на конкретную возрастную группу учащихся и на реальные
потребности школы.
Каждый библиотечный урок должен
соответствовать задачам и целям урока: образовательной, воспитательной,
развивающей.
Формы проведения библиотечного
урока – разнообразны.
Чаще всего используется классическая форма с кратким повтором пройденного,
изложением нового материала и его закреплением. Но сегодня актуальны такие
активные формы занятий, как викторины, интеллектуальные турниры,
библиографические и ролевые игры, конкурсы, литературные путешествия,
литературные гостиные, устные журналы, информины и т.д.
Чаще всего выбирают такие формы
проведения библиотечных уроков, как викторины, устные журналы, конкурсы.
Для проведения любой формы занятия необходимо его определенное
технологическое проектирование. Каждый этап подготовки и проведения требует
тщательности, продуманности и, конечно, творческого начала.
Подготовительный этап занятия предполагает выбор темы,
места и форму проведения занятия. Желательно провести предварительный тестовый
опрос учащихся с целью выявления уровня их подготовки. Необходимо подобрать и
изучить нужную литературу, подготовить наглядный материал, оформить книжную
выставку по теме, по мере необходимости, стенды, плакаты, подобрать цитаты.
Важной частью подготовки занятия является составление плана его проведения, где
обязательно рассматриваются цели и задачи урока, разрабатывается ход самого
урока, его основное содержание, продумываются контрольные вопросы. Кроме этого,
необходимо продумать техническое оснащение, подготовить раздаточный материал
для практической части урока.
Проведение занятия – это основной этап урока.
Технология его проведения может быть разнообразной в зависимости от выбора
форм, методов и приемов, оптимальных для данного типа урока, для данной темы,
для данной возрастной группы и т.п. Но, как правило, проводится краткий опрос
учащихся на выявление опорных знаний, дается изложение нового материала,
выполняется практическая работа учащихся на закрепление нового материала,
проверяется степень усвоения знаний и дается домашнее задание.
Подведение итогов включает анализ деятельности
учащихся на уроке, а также оценку результатов собственной деятельности по
проектированию и реализации на практике занятия.
Результативность урока зависит и
от таких моментов, как умение вызвать интерес к теме, эмоциональность подачи
материала, познавательная активность учащихся.
В конце года можно запланировать итоговое занятие в каждой параллели в
нетрадиционной форме проведения (литературный КВН, библиографический турнир и
т.д.).
Темы занятий для учащихся разных
ступеней обучения могут быть одинаковыми, но объем материала меняется в
динамике от простого к сложному, от краткого к подробному.
Примерный тематический план проведения библиотечных
уроков
в начальной школе
Класс |
Тема занятия |
1 классы |
Первое посещение библиотеки.
Правила и умение обращаться с книгой. Посвящение в читатели. |
2 классы |
Знакомство с библиотекой
(экскурсия). Строение книги. Элементы книги. Газеты и журналы для детей. |
3 классы |
Структура книги. Выбор книги в
библиотеке. Как читать книги. |
4 классы |
Книга и ее создатели. Справочная
литература. Правила работы с ней. |
В зависимости от потребностей
учащихся, от их знаний каждый библиотекарь должен составлять свой план работы
по проведению библиотечных занятий, должен сам выбирать форму проведения, при
этом раскрывая свой творческий потенциал и возможности.
Библиотечно-библиографические знания (ББЗ)
·
Материалы к
библиотечным урокам
·
Библиотечные
уроки. Открытый класс
·
Библиотечные уроки в Открытом классе
·
В стране библиотечных
уроков
·
Уроки информационной культуры:
каталог разработок
·
Библиотечно-библиографическая
и информационная культура школьников
·
Формирование
информационной культуры: Что ещё почитать
·
БИБЛИОТЕЧНЫЙ
НАВИГАТОР. Пособие для детей
·
Делаем
библиографическое описание книги
·
Библиографическое
описание документа
·
Занятие -
практикум: Поиск информации в книгах, каталогах и Интернете
·
Как сделать
библиографическое описание электронного ресурса
·
Информационная культура личности 5
класс
·
Информационная культура личности 6
класс
·
Библиографический
праздник: для учащихся 5 -7 классов
·
Ключи к
сокровищам библиотеки: игра- практикум для учащихся 7-8 классов
·
Турнир рыцарей
книги: для учащихся 6-7 классов
·
Неправильные
правила пользования библиотекой
·
Мероприятие
"Книга - наш друг и наставник"
·
Иллюстрации
книги. Библиотечный урок
·
Журналу «Друг.
Для любителей кошек» исполняется 20 лет
·
Лукина С.И. Периодические издания для
детей: библиотечный урок
·
Библиотечный урок для учащихся младших классов
·
Библиотечный
урок "Журналы для детей"
·
Интегрированный
библиотечный урок для 1 класса "Что такое информация"
·
Игра-знакомство
с читальным залом: для 1-2 классов
·
Путешествие в
Читалию (Праздник посвящения в читатели) для 1 класса
·
Библиотечный
урок «О том, как создавались книги»
·
Библиотечный
урок «Знакомство с библиотекой»
·
Библиотечный
урок «Путешествие в Книгоград»
·
Библиотечный
урок «Как рождается книга»
·
Библиотечный
урок в 5-6 классах «Книга в твоих руках»
·
Библиотечный
урок «Самостоятельная работа с книгой» для 7-9 кл.
·
Библиотечный
урок "Основные элементы книги"
·
Библиотечный
урок-игра "Структура книги" .
·
Разработка
занятия «В библиотеке у каждой книги своё место» 1 кл
·
Библиотечный урок "Выбор
книг в библиотеке. Структура книги". 2 класс
·
Библиотечный
урок "Удивительная страна Журналия". 2 класс
·
Библиотечный
урок "История носителей информации: от папируса до компьютера". 3
класс
·
Библиотечный
урок "Общение на расстоянии с помощью писем". 3 класс
·
Библиотечный
урок «Элементы книги»