ВД 8 кл.Основы проектной деятельности 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10»
Свердловская область, г. Артемовский, ул. Пригородная , 2 А
Тел.: 8(343 63)26773, e-mail:artschool10@mail.ru сайт: http://artschool10.ucoz.ru/

Приложение № 21
к Основной образовательной
программе основного общего образования
МБОУ «СОШ №10»,
утверждённой
Приказом директора МБОУ «СОШ №10»
от 30.08.2023 г № 99

ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
социальное направление
основное общее образование
5-9 (ФГОС)

Пояснительная записка
На реализацию курса в 8 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно
программа рассчитана на 34 часа.
Цель и задачи курса «Проектная деятельность»
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками
основ проектно-исследовательской деятельности.
Задачи программы:
 формировать представление об исследовательском обучении как ведущем
способе учебной деятельности;
 обучать специальным знаниям, необходимым для проведения
самостоятельных исследований;
 формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
 развивать познавательные потребности и способности, креативность,
 развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
 формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование);
 формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы
и делать осознанный выбор.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки
самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать
проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и
оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той
области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения
теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,
исследовательскую работу.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию
реализации программы:
Предметные результаты
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

 основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор
информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
 понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
 основные источники информации;
 правила оформления списка использованной литературы;
 правила классификации и сравнения,
 способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

 источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео
курсы, ресурсы Интернета)
 правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся должны уметь:











выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное,
формулировать выводы, выявлять закономерности,
работать в группе;
работать с источниками информации, представлять информацию в различных
видах, преобразовывать из одного вида в другой,
пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять
результаты своей деятельности в различных видах;
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с
файлами и каталогами.

Личностные и метапредметные результаты
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
 ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи;
 способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой
и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к
школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
 устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
 адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной
деятельности;

 осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные
Школьник научится:
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и
задачной области;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
 различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в
конце действия.
Познавательные
Школьник научится:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных
заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном
пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
контролируемом пространстве Интернета;
 осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
 строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
 проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
 записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;

 осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Коммуникативные
Школьник научится:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе
средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
 задавать вопросы;
 использовать речь для регуляции своего действия;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
 аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
 адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
Возможные результаты проектной деятельности учащихся:
альбом,
газета,
журнал, книжка-раскладушка,
коллаж,

выставка
коллекция,
костюм,
макет,
модель,
плакат,
серия иллюстраций,
сказка,
справочник,
стенгазета,
сценарий праздника,
учебное пособие,
фотоальбом,
экскурсия,
презентация

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
8 класс (34 часа)
Введение
Что такое проект.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность
исследовательских умений
в жизни современного человека. Презентация
исследовательских работ учащихся.
Понятия: проект, проблема, информация
I. Теоретический блок.
Способы мыслительной деятельности
Что такое проблема.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении
собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Как мы познаём мир.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры
на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Удивительный вопрос.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди
загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Учимся выдвигать гипотезы.
Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ.
Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные
действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Источники информации.
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и
словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с
электронным пособием.
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление
списка использованных электронных источников.

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

Выбор темы исследования.
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы
исследования.

Цели и задачи исследования.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме.
Определение задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его
главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные
операции,
необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез,
сравнение, обобщение, выводы.
Знакомство с наблюдением как методом
исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об
открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности
предмет”.
Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.
Сбор материала для исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений
(обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и
др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы
исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы .
Мыслительные
операции, необходимые для учебно-исследовательской
деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения,
выводы.
Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои
действия и делать выводы.
Обобщение полученных данных.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор
главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”,
“Расположи материал в определенной последовательности”.
Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
II. Практический блок.
Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты

Планирование работы.
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов
исследования в работе над проектом.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы
по теме исследования.
Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой
литературы по теме проекта.
Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление
презентации.
Работа на компьютере –
Выпуск брошюры.

структурирование материала, создание презентации.

III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся.
Подготовка к защите.
Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать
сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы,
заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному
выступлению».
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать
доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

Защита проектов.
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения
учащегося в рамках проекта и оценка продукта.
Способы преодоления трудностей.
Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Анализ проектно-исследовательской деятельности.

Тематическое планирование
№

Наименование тем

п/п

Количество
часов

Введение (1 ч.)
1.

Что такое проект

1
I. Теоретический блок (15 ч.)

Способы мыслительной деятельности (6 ч.)
2

Что такое проблема

1

3

Как мы познаём мир

1

4

Удивительный вопрос

1

5-6

Учимся выдвигать гипотезы.

1

7-8

Источники информации

2

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности ( 8 ч.)
9

Выбор темы исследования

1

10

Цели и задачи исследования

1

11-12

Методы исследования. Мыслительные операции.

2

13-14

Сбор материала для исследования.

2

15

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы

1

16-17

Обобщение полученных данных.

1

II. Практический блок (19 ч.)
Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты 12 ч. )
18-19

Планирование работы

3

20-21

Обучение анкетированию, социальному опросу,

3

интервьюированию.
22-23

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление

3

списка литературы по теме исследования.
24-26

Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных
данных. Оформление презентации.

3

III.

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся ( 6 ч.)

31-32

Подготовка к защите.

4

33-34

Защита проектов.

2

Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя:

1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения:
Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический
конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Гузеев В.В.
Метод проектов как частный случай интегративной
технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6,
1995г.- 16с.
3. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В.
Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.:
Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
4. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. //
Одаренный ребенок. 2003, №2
5. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: /
Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
6. Савенков А.И. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших
школьников. - 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная
литература», 2005.

7. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от
обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.:
Директор школы, 1998, № 3- 256с.
8. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога
и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.:
Сентябрь, 1998 - 320с.

Литература для обучающихся:
1. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для
младших школьников. 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная
литература», 2005.
2. А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и
взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М.
БАЛЛАС,2008
3. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

Интернет- ресурсы:

Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс]
http://www.mirknig.com/
2. * Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс]
http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
1.

*

3.

*

4.

*

5.

*

А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_
vse_obo_vsem._
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]
http://www.booklinks.ru/

6. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания
ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать
помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
7. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.
Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/

8. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс]
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2496
8/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».