Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» Свердловская область, г. Артемовский, ул. Пригородная, 2 А Тел.: 8(343 63)26773, e-mail: artschool10@mail.ru сайт: https://10art.uralschool.ru/ Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, утвержденной приказом директора МБОУ «СОШ №10» от 29 августа.2024 №116-од УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1. на 2024-2025 учебный год Артемовский, 2024 Пояснительная записка Учебный план образовательной организации, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП НОО обучающихся с ЗПР) по варианту 7.1, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей и коррекционно-развивающей области, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов реализации. Учебный план соответствует действующему законодательству РФ в области образования, обеспечивает реализацию требований ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных действующими СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ учебный план АООП НОО по варианту 7.1 включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область, входящую в состав внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающая область включает коррекционные курсы, способствующие преодолению или ослаблению нарушений в развитии, коррекцию имеющихся недостатков с учетом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР и их особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК и ИПР. Учебный план образовательной организации, реализующей АООП НОО обучающихся с ЗПР по варианту 7.1, состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. В соответствии с вариантом 7.1. ФАОП НОО обязательные предметные области и учебные предметы в учебном плане соответствуют положениям федерального учебного плана в ФОП НОО. Во внеурочную область федерального учебного плана включаются коррекционно-развивающие занятия по программе коррекционной работы в объеме 5 часов в неделю на одного обучающегося с ЗПР. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. В соответствии с ФГОС НОО ОВЗ обучающихся по варианту 7.1. обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области: 1. «Русский язык и литературное чтение». 2. «Иностранный язык». 3. «Математика и информатика». 4. «Обществознание и естествознание ("Окружающий мир")». 5. «Основы религиозных культур и светской этики». 6. «Искусство». 7. «Труд». 8. «Физическая культура». В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом 32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Родители в своих заявлениях отказались от изучения предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке». Содержание образования предусматривает реализацию коррекционных подходов к обучению, способствующих освоению программного материала и коррекции имеющихся у обучающихся с ЗПР нарушений развития. Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся с ЗПР. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, на введение курсов, обеспечивающих особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов, курсов, модулей из перечня, предлагаемого школой, по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся: курс «Подвижные игры», 1-3-й класс (1 час в неделю), – дополняет учебный предмет «Физическая культура» и является третьим часом физической активности. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации. Образовательная организация предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие, с учетом интересов и способностей школьников с ЗПР. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ организуется по следующим направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. Внеурочная деятельность включает коррекционно-развивающую область, поддерживающую процесс освоения содержания АООП НОО. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 10 часов, из них 6 часов отводится на проведение коррекционноразвивающих занятий. Время, отводимое на внеурочную деятельность, за четыре года обучения составляет до 1350 часов. Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, направленными на обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и коррекцию ее недостатков; познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекцию нарушений устной и письменной речи; восполнение образовательных дефицитов, психолого-педагогическую поддержку в освоении АООП НОО. Коррекционные курсы коррекционно-развивающей области определяются на основании заключения ПМПК, могут дополняться рекомендациями школьного ППк с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Исходя из этого коррекционно-развивающая область включает: 1. Логопедические занятия по курсу «Коррекция и развитие устной речи, профилактика нарушения чтения и письма» в объеме 2 часов в неделю в 1-м классе. «Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленная системным недоразвитием речи» в объеме 1 часа в неделю в 1-м классе и по 3 часа в неделю во 2–4-м классах. 2. Психокоррекционные занятия педагога-психолога по курсу «Развитие и коррекция регулятивных процессов и коммуникативной деятельности» в объеме 2 часов в неделю с 1-го по 4-й классы. Курс «Адаптационные психологические занятия», который представлен в ИУП в объеме 2 часов в неделю с 1-го по 4-й классы, направлен на адаптацию к школьному обучению, принятию школьных правил и роли ученика, улучшение социального взаимодействия обучающихся. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР по варианту 7.1 определяет МБОУ «СОШ № 10». Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Формы промежуточной аттестации Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в соответствии с положением о текущем контроле и промежуточной аттестации МБОУ «СОШ № 10». В 1-м классе промежуточная аттестация не проводится. Промежуточная аттестация обучающихся проводится начиная с 2-го класса в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету. Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном журнале. По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется промежуточная оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий. Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в следующий класс. Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице: Предметы, курсы, модули Классы Формы промежуточной аттестации Русский язык 2–4-й Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Литературное чтение 2–4-й Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Иностранный язык (английский) 2–4-й Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ 2–4-й Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ 2–4-й Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ 4-й Среднее арифметическое накопленных текущих Математика Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ 2–4-й Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ 2–4-й Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ 2–4-й Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ 2–4-й Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Развитие речи 2-й Текущая диагностика Спортивные игры 2–4-й Результаты соревнований Коррекционно-развивающие занятия: логопедические занятия 2–4-й Текущий мониторинг динамики развития Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1.) Предметная область Учебный предмет/курс Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание ("окружающий мир") Основы религиозных культур и светской этики Искусство Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика 1 5 4 0 4 Окружающий мир 2 2 2 2 2 2 Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 20 1 1 2 22 1 1 2 22 1 1 2 22 1 1 2 22 1 1 2 23 1 1 21 10 1 1 23 10 1 1 23 10 1 1 23 10 1 1 23 10 0 0 23 10 6 5 2 6 5 2 6 5 2 6 5 2 6 5 2 6 5 2 2 1 4 2 1 4 34 782 2 1 4 34 782 2 1 4 34 782 2 1 4 34 782 2 1 4 34 782 Технология Физическая культура Итого Наименование учебного курса Подвижные игры Итого ИТОГО недельная нагрузка Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область): коррекционно-развивающая область коррекционно-развивающие занятия: Логопедические занятия (включая коррекцию и развитие познавательной деятельности) Психокоррекционные занятия Ритмика Направления внеурочной деятельности*** Количество учебных недель Всего часов в год 33 693 Количество часов в неделю 2а 2б 3а 3б 5 5 5 5 4 4 4 4 2 2 2 2 4 4 4 4 4а 5 4 2 4