26.01.2023
25 января в параллели 9-х классов прошел тематический урок физики,, Подвиг ученых-физиков в блокадном Ленинграде ''.
Подвиг Ленинграда нельзя понять до конца, если не учитывать и роль ученых в его обороне. Люди науки в самых невероятных, труднейших условиях искали и находили новые средства и ресурсы для борьбы с врагом. Даже тогда, когда, казалось, все возможности физически исчерпаны... И часто совершали такое, что, казалось бы, превосходило человеческие возможности. Ребята узнали, что во время блокады Ленинградский физтех ни на минуту не прекращал свою работу. 103 учёных, оставшихся в институте, работали над темами, связанными с обороной города, выживанием голодающих людей. 74 учёных во главе с А. Ф. Иоффе, эвакуированные в Казань, также работали на фронт и на победу.
Ребята узнали, что во время войны был создан прибор прогибограф, позволяющий изучать колебания льда при движении машин по Дороге жизни. Хлеба выдавалось всего 250 грамм на работающих и 125 грамм на иждивенцев в сутки. 60 мл очищенного масла, выдаваемого еженедельно, по калорийности были много больше, чем недельный паёк хлеба.
Финский залив ещё до войны был наводнён магнитными минами. Бухты Севастополя в начале войны забросаны магнитными минами. Немцы считали, что наш флот будет заперт и не сможет пройти через минные поля. 24 физтеховца во главе с А. П. Александровым собрали команду, занимающуюся размагничиванием кораблей.
Осенью сорок первого года многие ленинградцы носили небольшие значки, фосфоресцирующие в темноте как светлячки. Они помогали людям ориентироваться на темных улицах.
Откуда взялись такие значки в блокированном городе, мало кто задумывался, — были заботы поважнее. А чтобы получить эти кружочки, покрытые светящимся составом, ученым тоже пришлось немало поработать. Но главное заключалось в другом. Значки сравнительно мелочь. Светящиеся составы требовались, прежде всего, для многочисленных приборов — зенитчикам, артиллеристам-полевикам, морякам-балтийцам. На фронте и в блокированном городе зачастую нельзя было освещать приборы в ночное время. Даже карманный фонарик или “летучая мышь” могли демаскировать, привлечь внимание врага, вызвать обстрел и бомбежку. А как разглядеть, что показывают приборы: в темноте? Тут-то и помогали светящиеся составы, которыми покрывали стрелки или шкалы приборов на кораблях, на батареях .
Производство светящихся составов во время блокады организовал в Радиевом институте известный физик профессор А. Б. Вериго. Он и его сотрудники произвели множество экспериментов, прежде чем нашли то, что требовалось. Однако, чтобы постоянно выпускать светящиеся составы в должном количестве, нужен был определенный запас солей радия. В городе таких запасов не сохранилось. Сотрудники института стали добывать радий с поверхности стен, с полов и потолков тех комнат, где раньше применялся радий для научных исследований, пустили в дело отходы. И они обеспечили светосоставами фронт.
Всего около 1000 изобретений были внедрены ленинградскими физиками во время ВОВ.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.02.2023
Дата обновления: 13.02.2023
Дата публикации: 26.01.2023